DataLife Engine > Политика > Детская болезнь «левизны» в Кабинете Азарова

Детская болезнь «левизны» в Кабинете Азарова

Детская болезнь «левизны» в Кабинете АзароваВ действиях современных представителей «левого лагеря» постоянно просматриваются две стратегических идеи – показать «врагов народа» и раздать денег. Василий Волга на посту руководителя Государственного комитета по контролю за рынком финансовых услуг пока четко следует этой стратегии: сначала поиск «подлых мошенников» в среде страховых компаний, потом – предложение от имени государства покрыть «финансовые грехи» кредитных союзов.

Читатели старшего поколения помнят работу Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме», из которой каждый прочитал хоть пару строк – очень уж расходился стиль названия с солидностью и помпезностью полного собрания сочинений. Для тех, кто подзабыл краткий курс «научного коммунизма», напомним: в работе шла речь о том, что «на волне народных ожиданий наблюдаются постоянные попытки забегания вперед» – объявить коммунизм здесь и сейчас и «железной рукой» загнать «непросвещенные» народные массы к счастливой жизни. Годы прошли, а «детская болезнь левизны» осталась.

Можно сказать, что Василий Волга является ярким представителем молодого поколения «левых сил». Свободен от старых догм, человек действия, свободно поставленная речь и желание бороться за «народные интересы» на общественном фронте. Чем не смена «классическим ортодоксальным коммунистам». Вполне воспринял суть современных политических технологий: «Дешевых политиков не бывает. Создание политической силы, особенно идеологической, требует огромных затрат». Вполне согласился, что «единственным эффективным политтехнологом на современных выборах стали деньги», но при этом во всех политических проектах призывает: «Срочно требуется диктатура Закона». Политическая «фишка» - «народный контроль»: «Василий Волга! Народ должен контролировать власть!». Для остроты впечатлений длительное время высказывал предложение: «Необходима люстрация!» Хотя интерпретация этой процедуры несколько отличалась от аналогичного лозунга «Свободы» Олега Тягнибока. «Союз левых сил» считал, что «каждый чиновник должен ежегодно подтверждать свое право занимать государственную должность, если продемонстрирует соответствие своего благосостояния законным доходам».

Несколько цитат из молодого и инициативного Василия Александровича, участника президентской кампании 2004 года: «В отношении личной мотивации я в определенном смысле слова фрейдист (согласен с постулатами, что всеми людьми руководят три основных мотива: деньги, власть и секс; все остальное — надстройка)». Однако «я знаю, каким образом изменить ситуацию в стране. Для того, чтобы я это смог сделать, мне необходимо больше власти и больше денег. В этом и есть суть политики». «Моя реальная цель — достичь максимального уровня власти, который позволит мне провести в Украине необходимые преобразования».

Свой пост руководителя правительственного Комитета по регулированию рынков финансовых услуг Василий Волга получил в благодарность за поддержку Виктора Януковича на президентских выборах 2010 года в рамках коалиционных договоренностей Партии регионов с Блоком Литвина и Коммунистической партией. Деятельность начал в полном соответствии с «генеральной линией» правительства Николая Азарова – с наведения порядка на рынке страховых услуг.

Спору нет, в период всеобщего «финансового благоденствия» на страховом рынке накопилось немало проблем: в форме руководителей, пришедших положить в свой карман немного денег и уйти с рынка; в форме фиктивных страховых резервов, за которые выдавались акции дутых компаний; в форме «эксклюзивного» навязывания страховых услуг при выдаче кредитов. Самое время «помахать шашкой», что и было словесно сделано. Стратегическая линия – вполне в духе программы «Союза левых сил»: «защита человека наемного труда от произвола крупного капитала». «По нашему убеждению - главная задача государства по отношению к капиталу заключается в том, чтобы не стать слугой этого капитала».

Однако первой же инициативой, вызывающей много вопросов, стало создание при Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг коммерческого предприятия «Информационно-технический центр». Существует предположение, что предприятие предполагает зарабатывать на подконтрольных компаниях (страховщиках, кредитных союзах, негосударственных пенсионных фондах, финансовых компаниях и ломбардах). Большинство услуг будут навязываться за дополнительные деньги. Официально декларируется заработок обучением, предоставлением юридических услуг, анализом финансового состояния компаний, изготовлением бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности. Неофициально самыми доходными услугами могут стать продажа компаниям программного обеспечения для предоставления регулятору обязательной финансовой отчетности; платное обучение «временных администраторв» для компаний, попавших в сложное финансовое положение; создание базы данных рынка «автогражданки» (естественно, с платным доступом). Все это вызывает подозрение в организации монопольного коммерческого использования государственных полномочий и очень напоминает аналогичные шаги продвижения «Тендерной палаты». Самое интересное, что в Госфинуслуг не отрицают коммерческой направленности своих действий: «Одной из причин создания новой структуры стало недостаточное материальное обеспечение Комиссии, которая «находится в очень плачевном материально-техническом состоянии. Финансирование на Комиссию смешное — $2,5 млн. в год, тогда как средняя годовая зарплата только одного инспектора подобного регулятора в Германии составляет 60 тыс. евро в год…» Глубину данной фразы каждый, как говорится, оценит по своему карману. Потому что любой посредник между регулятором и рынком — это дополнительный налог на участников рынка, который они, естественно, переложат на плечи потребителям.

Можно предположить, что задача государственного мужа с «левыми» убеждениями – не только искать источники финансирования собственных проектов, и не только показательно гоняться за теми, кто уже забрал оставшиеся деньги и ушел с рынка, а продумывать систему: как сделать так, чтобы на место нынешней братии не пришли следующие махинаторы, дышащие им в затылок. В этой области реформ пока маловато. Практически не затронута область «обязательных видов» страхования, где монополизм ничуть не меньше, чем в навязывании банками услуг своих страховщиков при выдаче кредитов. Просто в сфере «обязательны видов страхования» деньги ходят сразу мимо нашего кошелька, поэтому мы смирились с ними, как с налогами. Отдельный разговор – ломбарды, получившие «вторую молодость» в условиях экономического кризиса. Много разговора было о том, что из желающих открыть ломбард выстроилась настоящая очередь за лицензиями. Вот только немногие вспоминают, что общества такого рода открываются в форме, при которой учредитель несет полную ответственность за результаты его финансовой деятельности – включая ответственность личным имуществом. До сих пор не слышно, чтобы кто-то по такой схеме ответил в полной мере за содеянное.

Но уж совсем «коммунистический» взгляд оказался у Василия Волги на кредитные союзы. В одном из последних интервью он заявил, что они существенно пострадали в результате неожиданного падения курса гривны, поэтому им стоит оказать государственную помощь путем пресловутого «рефинансирования» с целью восстановления деятельности. По его настоянию в бюджетную декларацию на следующий год включено 1,5 млрд.грн для возврата вкладов и 120 млн.грн на рефинансирование проблемных кредитных союзов.

Для тех, кто никогда не обращался к услугам этих «самоуправляемых финансовых организаций» типа «колхоз», напомним вкратце принципы их деятельности. Кредитные союзы - неприбыльные самоуправляемые коллективные организации, целью деятельности которых является кредитование своих членов. Работают через привлечение временно свободных денежных средств в форме паевого взноса. Проценты и иные условия кредита устанавливают сами члены союза, которые кредиты потом и берут. Пайщиков привлекают возможностью получать более высокие, чем в банке, проценты по депозиту, и более низкие – проценты по кредиту за счет «неприбыльного статуса» союзов (отсутствия налогов на доход) и «понимания проблем своих членов». Предполагается, что все пайщики - члены кредитного союза друг друга знают, а потому предлагается упрощенная процедура оформления кредитных соглашений без требования залога. Чтобы стать членом кредитного союза еще недавно нужно было всего лишь внести разовый членский взнос, который составлял 10-50 гривен. Организация почти общественная и самоуправляемая, поэтому объем финансовой отчетности и степень достоверности – невелики. Контроль над кредитными союзами государство вменило в обязанность специальному структурному подразделению Госфинуслуг - департаменту по надзору за кредитными союзами. Однако все без исключения руководители Госфинуслуг предупреждали об отсутствии полномочий для эффективного контроля за деятельностью кредитных союзов или воздействия на них.

Кредитные союзы начали действовать на территории Украины с момента принятия закона «О кредитных союзах» в 2001 году. Пик их деятельности настал в 2008 году, когда общие активы 819 кредитных союзов достигли 6,3 млрд.грн, а количество их членов - 2,7 млн. человек. Основным видом деятельности кредитных союзов стало зарабатывание денег на особо прибыльном потребительском кредитовании. Это единственный вид деятельности, который мог давать доход, хотя бы приблизительно сравнимый с обещанными вкладчикам процентами. Многие остальные кредитные союзы оказались задействованы в откровенных мошеннических схемах, созданных по принципу финансовых пирамид: когда за счет привлеченных денег определенный период вкладчикам выплачивают высокие проценты, впоследствии выплаты прекращаются, а вклады не возвращают. Когда вкладчики начинают обращаться с претензиями, неожиданно выясняется, что деньги принимались от них по договору об уплате «паевых взносов», право собственности на который переходит кредитному союзу. При этом вкладчик несет финансовые риски по работе кредитного союза в такой же мере, как и его основатели. Доказать мошенничество в этом случае очень непросто: нужно доказать, что, кроме обмана, сторона, берущая денежные средства, заведомо не собиралась выполнять договор. Под предлогом тяжелого финансового положения кредитный союз может существовать в таком виде довольно длительное время, не выплачивая деньги или проценты по вкладам. В случае жалоб вкладчиков кредитных союзов им в большинстве случаев рекомендуют созвать общее собрание и поменять руководство, а затем наводить порядок самостоятельно. Однако собрать большинство членов массового союза практически нереально. Более того, значительная часть членов союза могут оказаться фиктивными лицами.

За результаты деятельности этих новоявленных «колхозов» Василий Волга предлагает ответить государственными средствами. Спору нет, государство виновато в катастрофическом падении курса национальной валюты. Виновато в том, что разрушило общие «правила игры». По этому поводу многие «государственные мужи» могли бы даже застрелиться, как не способные сберечь общественное достояние. Или хотя бы частично вернуть курс гривны к предыдущему значению, чтобы вернуть деньгам их функцию накопления. Вместо этого нам предлагается в очередной раз посмотреть на «аттракцион невиданной щедрости».

Закончить повествование вполне можно цитатой самого Василия Волги: «Украине, находящейся в центре геополитических отношений, отведена жалкая роль мирового маргинеза, потому что нам не везет с «вождями».



Вернуться назад