Между 16.07 и 24.08
За плечами: 20-я годовщина принятия Декларации про Государственный суверенитет. Впереди: 19-тилетие провозглашения Независимости и распада СССР. Календарная близость этих двух в своей основе великих дат и нарастающая острота несоответствий между чаяниями 20-тилетней давности и нашим бытием сегодня поглощает мое поколение болезненными оценками происшедшего за последние несколько десятков лет. Хочу сразу же предупредить читателей: Не считаю возможным «защищать» СССР и, тем более, его родителей: маму – Российскую империю и папу – вульгаризованый марксизм. Но не могу не напомнить пословицу: «Нет худа без добра…». Как, впрочем, и добра без худа. Жизнь учит: Добро и худо сплошь и рядом есть лишь двумя сторонами одной медали – целостного важнейшего процесса.К сожалению, статистика нашей житухи ну никак не дает возможности понять каким же этаким мега-добром мы осчастливлены после происшедшего в Верховной Раде 20 лет назад, 16 июля 1990 г., и, тем более, после происшедшего там же 19 лет назад, 24 августа 1991.
Главное
Власть нынешняя пытается добиться значительных успехов в исправлении стратегически неудачных решений (да и промахов) властей предшествующих. Однако, она так и не развернулась к решению ключевой проблемы украинской государственности – к стремительному созданию конкурентоспособной (=высокоэффективной) экономики. В результате народ из единственного источника власти (как предполагали наши политики-романтики 20-ть лет назад) остается в основном источником заполнения быстро разраста-ющихся кладбищ и наращивания мощности потоков трудовых мигрантов из Украины. Эти процессы - результат отсутствия осмысленной и рассчитанной на стратегический успех экономической политики. Или… (язык не поворачивается сказать) политики истощения Украины.Угроза безвозвратного превращения Украину в страну «третьего мира» уже реализовалась. Растворение державы и нации в окружающем мире еще впереди… в недалеком будущем.Кто же источник власти в Украине?
Обратимся к Декларации про государственный суверенитет (сайт Верховной Рады). В ней вполне однозначно записано, что «Верховна Рада Української РСР, виражаючи волю народу України,… дбаючи про повноцінний політичний, економічний, соціальний і духовний роз-виток народу України, … П Р О Г О Л О Ш У Є державний суверенітет України…». А далее в разделе II. НАРОДОВЛАДДЯ устанавливает, что «Народ України є єдиним джерелом державної влади в Республіці.»Наши социально-экономические результаты заставляют с особенным критицизмом отнестись к утверждению, что народ Украины есть единственным источником власти в Республике. Рассмотрим сначала динамику новопреставленных (покойников) за год (График 1), чтобы понять на сколько же у нас после 1990 года стал мощнее «единственный источник власти» в Украине. Динамику численности не приводим – ее рекордно быстрое сокращение и так широко известно.Комментируя график 1 отметим, что в 1990 году, например, в условиях функционирования крайне несовершенной (таки да несовершенной!) советской системы здравоохранения, у нас умерло 630 тыс. наших соотечественников. Провожая своих родных и близких в по-следний путь в году принятия Декларации про государственный суверенитет мы и не пред-полагали что самое горькое еще впереди. Ведь в течение 1991-2009 годов количество уми-рающих за год быстро выросло и на десятки процентов превысило показатель базового 1990-го года. Пик пришелся на 1995 год - умерло 793 тыс. наших родных и близких: на 163 тыс. (на 26%) больше чем при большевиках. В последние годы наблюдается снижение количества смертей, но и в 2009 году (году с са-мым низким показателем количества смертей) мы проводили в мир иной 707 тыс. украинцев: на 77 тыс. больше чем в году 1990-м (или на 12% больше). Рассмотрение графика 1 позволяет утверждать еще и следующее: После провозглашения независимости Украина добровольно (Декларацию приняли ж добровольно!) вошла в едва ли не самый трагический период своей истории. Его особенная трагичность поясняется тем, что не такая-сякая антиукраинская Москва, не русские большевики, а вполне украинский Киев, на властных этажах которого «щыри та свидоми», искренние патриоты Украины господствовали чуть ли не все 18 лет, именно эта киевская власть есть прямым виновником развернувшегося ускоренного вымирания нации.В целом за 1991-первую половину 2010 года сокращение численности населения за счет прироста к 1990 году количества смертей составило почти 3 млн. украинцев. Имеем Голодомор № 2? Кто и когда ответит за это? Может быть, обратимся к опыту Нюрнберга?Такого леденящего душу увеличения численности новопреставленных после освобождения от ига плановой экономики нет ни в одной постсоциалистической стране…Международные сравнения приносят новые горести. Ведь среди постсоциалистических стран Украина имеет чуть ли наихудшую демографию (Табл. 1) - только Россия обошла Украину в уровне смертности и занимает 7-ое место. Ее пребывание в таком печальном списке между Нигерией и Чадом лишний раз притягивает внимание к громадным и сложным проблемам унаследованым нашей северной сестричкой от строителей коммунизма.В нашей же державе смерность меньше, чем в России и мы находимся на 10-м месте – между Лесото и Гвинеей-Биссау. Полагаю, читателям будет полезно ближе познакомиться с этими нашими соседями зайдя хотя бы на сайт ЦРУ . Одновременно заметим, что прописанный в Декларации «повноцінний політичний, економічний, соціальний і духовний розвиток народу» остался в пакете благих намерений… А были ли вообще эти благие намерения у наших вождей?Для понимания унизительности нашего 10-го места обратим внимание, что наша любимица Польша находится аж на 59-м месте. Смертность у ней все ж таки выше среднемировой, но процентов на 60 меньше чем у нас. Важно, что и всемИрно и всемЕрно влиятельный Всемирный банк пришел к выводу, что в Украине самый высокий показатель темпов сокращения населения в Европе (смотреть на сайте Всемирного банка): «Ймовірність досягнення похилого віку для громадян України є нижчою у порівнянні з країнами Центральної Європи. Це особливо стосується українських чоловіків. Рівні їхньої смертності відповідають показникам тих країн, де ВНП на душу населення є в п’ять разів меншим, ніж в Україні. Крім того, майже 13% життя українців минає в умовах незадовільного стану здоров’я, в той час як для поляків цей показник становить лише 8 відсотків, а для словаків та чехів - 9%.... Демографічна криза та криза охорони здоров’я зосереджується навколо працездатного населення, особливо чоловіків, і це тягне за собою високу соціальну та економічну ціну, яку змушений буде заплатити весь народ».Особенно важна последняя фраза. Мы не просто быстро вымираем. Мы – доходяги с низкой производительностю труда и за это будет платить весь народ.Украина в первой десятке смертности. Таблица 1. (по данным The World Factbook )Напомним, что Польша имеет по сравнению с Украиной заметно худшие природно-климатические условия, не имеет черноземов и незамерзающего Черного моря и красавца Крыма. Польша никогда не имела достаточно развитой промышленности, науки и образо-вания. И на старте ухода из социализма (конец 1980-х годов) имела очень близкие с нашими показатели уровня жизни и здоровья. Что же это такое «третий мир»?
Опираясь на Википедия поясняем для людей молодых, не помнящих времена холодной войны, наполнение словосочетания «третий мир».«Третий мир» - эта классификация второй половины уже прошлого, ХХ века объединяла страны, прямо не участвующие в холодной войне и, сответственно, гонке вооружений. То есть, эти страны лишь косвенно участвовали в военно-политическом противостоянии раз-витых капиталистических стран (=«первый мир») и социалистического лагеря (=«второй мир»). Или, страны третьего мира были, как говорят в Одессе, «между здесь и среди там». И это – первый классификационный признак третьего мира.Несмотря на значительные различия стран третьего мира в общественно-политическом устройстве (от абсолютных монархий до соцстран), их объединял существенно меньший уровень социально-экономического развития по сравнению с индустриальными державами Европы, Северной Америкой, Японией и наиболее развитыми социалистическими странами. А это – второй классификационный признак и, пожалуй, самый главный в современных условиях, когда успешность экономики определяет место страны в мировом сообществе.Третий мир являлся ареной соперничества развитых держав - третий классификационный признак.Где же мы?
Уже лет десять или пятнадцать Украина полностью вписывается в классификацию страны третьего мира:1. Пытается быть за пределами военно-политических и, даже, экономических группировок (первый классификационный признак). Такую роскошь могут позволить страны либо очень мудрые и богатые (Швейцария), либо никому не нужные (примеров не называем из этических соображений). Нам, голодранцам, такой бутик не по нашему дырявому карману. Кроме того, дарованная нам Господом наша геоэкономика всегда будет соблазнительной для сильных мира сего (мы ж не в Антарктиде) – все равно «пригласят» в какой-либо блок. Ну, а самые лучшие кадры растащат заранее (процесс уже идет и вовсю);2. Производя ВВП на душу населения процентов на 40 меньше среднего мирового уровня Украина есть бедной страной и в своей очень медленно богатеющей нищете все больше, и больше отстает от ближайших конкурентов стран-соседей, сокармеников по лагерю планового социализма (второй признак);3. За контроль над нами идет неприкрытое соперничество США и России (третий признак). Это соперничество уже ушедшая власть Украины могла бы поставить на службу социально-экономического подъема нации (ласковое теля двух маток сосет). Но не поставила… Новая власть пока-что не огорчила нас попытками повторить второго и третьего Президента Украины. Важный повтор: В мире нынешнем бедные страны с привлекательной геоэкономикой не могут устойчиво независимыми: не завоюют силой оружия – так купят. И останется только география, да Киево-Печерская Лавра, да памятник на Софийском майдане, да сама София… Именно поэтому продолжим межстрановые сравнения, которыми «почему-то» дружно не пользуются наши политики – ВВП, смертность и т.д. Неужели они настолько невежественны? ВВП – плохо живем
По последним оценкам ЦРУ (таблица 2.), производя ВВП на душу населения аж в объеме 6400 дол. США Украина занимает лишь 130 место среди 227 стран мира. Обратите внимание на то, кто страны-соседи наши в этой таблице... Дальше. Наше душевое ВВП (6400 дол. США) составляет лишь 60% от среднего уровня в мире (10500 дол. США)…Стремящиеся в ЕС политики не должны забывать, что там-то на одного европейца произво-дится 32600 дол. США ВВП против наших 6400. То есть, наш душевой объем производства в 5 раз (в пять!) ниже среднеевропейского. Что за нас ожидает в этом вопиюще неравном браке?Но, пожалуй, неприятнее всего осознавать, что среди 32-х стран образовавшихся на терри-тории бывшего социалистического лагеря, Украина занимает только 22-е место. Наш ВВП составляет меньше четверти ВВП лидера этой группы – Словении (27900 дол. США). И даже наша любимица-соседка Польша, которая с широким размахом эксплуатирует наших заробитчан, производит (и потребляет) в три раза больше ВВП (17900), чем мы. А на старте преобразований, в конце 1980-х гг. мы имели одинаковые результаты – были одинаково голодны.Не может нас «утешить» и то, что немало бывших соцстран имеют более скромные объемы душевого производства ВВП. Ведь внимательное рассмотрение этой группы показывает, что в нее входят либо страны понесшие особенно большие потери после распада СССР (Молдова), либо страны имевшие значительно худшие наборы производственных и геоэкономических факторов (Монголия). Объемы производства ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности валют). Таблица 2. (по данным ЦРУ )Низкий уровень доходов нации крайне затрудняет поддержание ее же здоровья. Об этом говорят не только разного рода обследования, но и статистика смертей.ВВП – плохо живем – мало тратим на охрану здоровья
Проведенные по результатам 2007 исследования Всемирной организации здоровья (WHO) показывают, что в Украине общие расходы на здравоохранение на душу населения составляют лишь 475 долл. США (по паритету покупательной способности валют) в то время как, например, Польша обеспечила = 1035, Литва = 1109, Словакия = 1555, Словения = 2099 долл. США (табл. 3). Общие расходы на здравоохранение в Украине и странах-соседях (Табл. 3).По данным Всемирной организации здравоохраненияИз 9-ти выбранных стран-соседей только в Молдове расходы на охрану здоровья (281 дол.) ниже, чем в Украине (475 дол.). Хотя, отдадим должное, за учтенные наблюдениями 7 лет они у нас выросли более чем в 2 раза (от 195 до 475 дол. США).Специалисты Всемирной организации здоровья (WHO) отмечают: «Как правило, ожидаемая продолжительность жизни растет по мере увеличения общих расходов на здравоохранение на душу населения, однако с убывающей приростной отдачей: наиболее высокие уровни расходов на здравоохранение на душу населения связаны лишь с умеренным ростом ожидаемой продолжительности жизни или с отсутствием такого роста.» (см. стр. 128 отчета WHO ). Обратим внимание на слова: «Как правило, ожидаемая продолжительность жизни растет по мере увеличения общих расходов на здравоохранение на душу населения…». Высокий авторитет ВОЗ фактически подтверждает наши бытовые предположения: Здоровья=функция затрат на его поддержание. Ну, а наша власть, вполне очевидно, слишком далека и от Всемирной организации здоровья, и от народа. Насчет «убывающей приростной отдачи» следует заметить, что из постсоцстран, может быть, Словения скоро войдет в эту стадию. А наша Украина находится чуть ли не в начале пути – относительное небольшое увеличение расходов на здравоохранение (раза в 2) может увеличить продолжительность жизни лет до 75-ти. Но власти это не надо… увеличения продолжительности жизни: Молодежь-то легче заговорить, чем людей переживших «изобилие развитого социализма» и не забывших ЧЕМ пожертвовала Украина во имя Независимости…Таким образом…
Пытаясь обобщить приведенные выше данные имеем право фиксировать наличие такой ужасной цепочки: (1) Украинцы в целом мало зарабатывают и поэтому (2) слишком мало тратят денег на охрану своего собственного здоровья (покупку лекарств, в том числе) и вследствии этого (3) быстро вымирают что (4) ведет к радикальному истощению главного источника власти (народа) и, в конце концов, (5) сворачиванию украинской государственности. Очевидно: Быстрый рост доходов и наемных работников, и бизнеса в целом, и державы есть генеральной и ключевой стратегической задачей экономической политики Украины. Где заработать деньги на поправку здоровья?Автор, как и многие экономисты, уже неоднократно обращали внимание и внимательных широких читателей, и невнимательной власти на необходимость коренного переосмысливание экономической политики. Ее стратегическая составляющая должна представлять собою восстановление и ускоренное развитие конкурентных преимуществ. Соответствующие изменения должно претерпеть и законодательство – начиная с проекта Налогового кодекса и действующего Единого таможенного тарифа.Под конкурентными преимуществами Украины мы понимаем крупные научно-производственно-сбытовые комплексы (кластеры) которые:Первое. Реализуют свою продукцию на практически неограниченных мировых рынках. То есть на рынках, где жесткость конкуренции относительно невелика. Пример рынка с особенно жесткой конкуренцией – рынок текстиля на котором уже давно и уверенно доминирует Китай. Мы никогда не будем такими–же трудолюбивыми и неприхотливыми как китайцы – нечего соваться на рынок текстиля и придумывать какие-то супермеры для подъема нашей легкой промышленности; Второе. Имеют минимально необходимый потенциал для восстановления и ускоренного развития. Очень хотелось бы «зацепиться» за рынок чипов, процессоров, но, увы, у нас для работы на этих рынках почти-что ничего нет. Украина еще в составе СССР уверенно, навсегда, отстала в производстве этих важнейших товаров; Третье. Обеспечивают производство добавленной стоимости на одного работающего (следовательно и заработную плату) в разЫ выше чем в экономике в целом. Ведь только таким образом можно быстро увеличить поступления в бюджеты и социальные фонды и за счет этого увеличит затраты на охрану здоровья.В нашем понимании этим требованиям удовлетворяют, по крайней мере следующие кластеры: 1. Агрокластер. Мы уже есть на мировых рынках сельхозпродукции. Количество голодающих в Мире будет расти – нашему агрокомплексу работы хватит до Второго пришествия. Имеем, к тому же, прекрасный и уникальный потенциал (черноземы); 2. Морехозяйственный кластер. И здесь мы уже есть на мировых рынках. Объемы водных перевозок неуклонно растут темпами выше, чем растет мировой продукт. Рыба нужна все большему количеству людей. Зарплата квалифицированных корабелов, моряков, рыбаков и сегодня в несколько раз выше средней по Украине. Потенциал является достаточным для быстрого восстановления и роста. Пока-что есть достаточным…; 3. Кластер информационных технологий. И тут мы уже на мировых рынках. Заработная плата работающих легко поднимается до уровня 2-3-4 и больше тыс. долларов. Потенциал роста – один из лучших в Мире. Уже сегодня валовой доход этого кластера порядка 10 млрд. грн. Львиная доля продукции этого кластера экспортируется.Понятно, что в этот перечень могут быть добавлены и другие кластеры. Единственное требование: Для лучшего использования самого дефицитного ресурса – внимания власти – их на национальном уровне должно быть совсем немного. Для управленцев, для тех, кто пытается упорядочить стратегическое планирование и поставить его на надежный фундамент чрезвычайно важно следующее: Любой кластер национального уровня является полифункциональным, ни один из таких кластеров «не вписывается» полностью в полномочия любого министерства или комитета. Именно поэтому, каждый из этих национальных кластеров должен иметь свой весьма автономный центр подготовки и принятия решений. Однако наше законодательство этого не учитывает. Его авторы не отвечают на, например, даже на такой очевидный вопрос: Кто будет своим карманом (и головой) отвечать за внедрение целостной системы мероприятий по ускоренному восстановлению и развитию морехозяйственного кластера? А ведь это чуть ли не главная причина утраты наших гражданских флотов – весьма эффективных в зарабатывании больших денег с малыми затратами. А ведь таких вопросов нужно задать целое множество.Налоговый Кодекс как средство уничтожения морехозяйственного комплекса, в частности, и конкурентных преимуществ, вообще.Опубликованый проект Налогового Кодекса меньше всего ориентирован на восстановление и развитие конкурентных преимуществ Украины – единственного возможного пути сохранения государства Украина. Его авторы даже словосочетания такого не знают – стыдоба. Рвутся на Запад и не пытаются ориентироваться на исследования, например, Майкла Портера – гуру современной теории и практики конкуренции. Именно поэтому:Первое. Специалисты морехозяйственного комплекса Украины и других конкурентоспособных кластеров возмущены практически полным игнорированием их предложений, которые десятки (если не сотни) раз подавались в высшие органы власти Украины. Ведь предложения этих комплексов главным образом ориентированы на радикальное усовершенствование условий хозяйствования предприятий комплекса без привлечения бюджетных средств;Второе. Скорее всего специалисты морехозяйственного комплекса разработают новую главу 6 раздела ХІV «Спеціальні податкові режими» проекта Налогового Кодекса, которая учтет потребности восстановления и ускоренного развития наших конкурентных преимуществ в целом - не только морехозяйственного комплекса, но и других комплексов (кластеров) Украины. Проектное название Главы 6 раздела 14: «Спеціальний режим оподаткування суб’єктів господарювання морегосподарського комплексу»; Третье. Создается впечатление, что авторы документа не собираются использовать в Украине опыт (1) посттоталитарного возрождение Западной Германии (с 1948 г., а с 1949 г. - ФРГ) и Японии, а также (2) подъем Южной Кореи, Китая, Индии, Ирландии, Бразилии и других стран которые бурно развиваются в условиях острого ресурсного дефицита. На какое государство работают авторы проекта Налогового Кодекса? Или: Может быть, у нас главный дефицит по ресурсу современных знаний у властителей?Даже блиц-ознакомление с текстом заставляет, напрмер, специалистов морехозяйственного комплекса заявить следующее. 1. Авторы документа грубо проигнорировали предложения комплекса, которые абсолютно (1) не уменьшают поступления в бюджеты всех уровней и, наоборот, дадут (2) существенный рост поступлений в социальные фонды и (3) налогов на зарплату. Ведь, например, предлагались простые, однозначные и прямые (!!!) нормы стимулирования восстановления (!!!) и развития замечательного созвездия конкурентных преимуществ каким является наш морехозяйственный комплекс. 2. Например, предлагалось освободить от уплаты импортной пошлины и НДС на импорт механизмы, оборудование, оборудование которые не производятся в Украине: главные двигатели, гидроакустическое, штурманское, радиолокационное, гидроакустическое и рыбопоисковое оборудование, механизмы и оборудование для вылова и переработки рыбы и другие. Ведь тогда строительная стоимость судов украинской постройки «впишется» в уровни рыночных цен на суда, уровни которые диктуются странами имеющими куда более изощренные режимы поддержки морехозяйственных комплексов. Вопреки, кстати говоря, требованиям ВТО. 3. А проект Налогового Кодекса отсылает корабелов, моряков и рыбаков … как можно дальше… вплоть до инвестиционного проекта... Полный нонсенс! Иностранец заказывает у нас полнокомплектный контейнеровоз или траулер, которые строятся год-полтора, а нас посылают ... в инвестиционный проект, который наша бюрократия оформлять полтора - два года (это при наличии хорошо отработанного процесса давания взяток). А Дэн–Сяо-пин и Людвиг Эрхард даже словосочетаниями такими как «инвестиционный проект» не пользовались.4. И вообще в проекте Налогового Кодекса предусмотрена целая система норм-отсылок. Тем самым создается основа для взяточничества. Не закон, а чиновник за соотвествующую мзду будет решать будущее и морехозяйственного комплекса, и национальной экономики в целом. 5. И в то же самое время наши слесари-монтажники судовые и рабочие других высокоинтеллектуальных уникальных профессий вынуждены зарабатывать хлеб свой насущный любым способом – они лишены возможности монтировать на судах главные двигатели, сложную аппаратуру и другую технику, так как ее невыгодно ввозить в Украину, которая в результате теряет поступления в социальные фонды и налог на зарплату.6. Ужасное состояние украинского рыболовства - еще один вопиющий пример халатного отношения государства, с одной стороны, к национальному производству, а с другой - к собственному населению:a. Рыбная продукция украинского происхождения (выловленная под украинским флагом на наших судах, в т.ч. добытая в экономзоне Украины), при ввозе на таможенную территорию Украины приравнивается к импорту. То есть, рядом с соответствующим декларированием и дополнительными проверками, облагается НДС и импортной пошлиной. b. Даже без учета технологической отсталости национального производства, эта «процедура» делает украинскую продукцию неконкурентной на своем же рынке, и (что крайне обидно) создает необоснованные преференции для иностранного производителя-рыбаки, в частности из стран, имеющих с Украиной договора о свободной торговле. c. Такая «процедура» искажая конкуренцию способствует необоснованному завышению конечной стоимости этой продукции. Она же создает коррупцию на границе и в органах государственной власти, осуществляющих упомянутые проверки. d. Предложения рыбаков об отмене таких смехотворных норм, или хотя бы снижении уровня налогообложения этого «импорта» продукции украинского происхождения - остаются вне поля зрения авторов проекта Налогового Кодекса, как и власть имущих разного уровня. e. Благодаря такой практике, ежегодный импорт рыбы и других морепродуктов на два порядка превышает экспорт (по стоимости на 500-600 млн. долл. США), а рыбный рынок Украины все чаще напоминает место реализации продукции, не нашедшей сбыта в цивилизованном мире, качественная же продукция все больше становится недоступной для большинства населения страны.Авторы совершенно не учли лучший мировой опыт регулирования развития морехозяйственного комплекса на который мы опираемся в своих предложениях. В частности, ничего не сказано о создании привлекательных условий пребывания наших судов под украинским флагом - супер простая задача, которую, даже, Либерия, Панама решили очень удачно и много лет назад.Авторы Налогового Кодекса совершенно не учли, что благодаря бездеятельности наших властей морехозяйственный комплекс в своем падении уже прошел точку возврата к восстановлению за счет своих средств (!!!) хотя бы простого воспроизводственного цикла. Именно поэтому, прописанные в раздела ХІV нормы (главы 3, 4, 5 – о спецэкономзонах, территориях приоритетного развития и технопарках) сработали бы, возможно, лет 10-15 назад. Сегодня они являются издевательством над крайне истощенным морехозяйственным комплексом («пока толстый усохнет - худой сдохнет»). Корабелы не могут не зафиксировать, что после 25 марта 2005, когда были приняты ужасные изменения в Госбюджет-2005, практически все (!!!) политические силы сконсолидировалися в своем желании уничтожить отечественный морехозяйственный комплекс. Такое единодушие является «непонятным» в условиях имеющихся острых политических, профессиональных и кадровых противоречий, которые наблюдаются в нашей власти. Эта единодушие проявляется невмешательством в процесс вымирания нашего морехозяйственного комплекса.Труженики морехозяйственного комплекса не смирятся с такой позицией власти, которую вымирающие корабелы, рыбаки и моряки несут на своих плечах. Витор Лисицкий,экономист, член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины
Вернуться назад