DataLife Engine > Новости > Арест как средство политического воспитания

Арест как средство политического воспитания

Арест как средство политического воспитания
«Политика есть благородное искусство получать голоса бедных и деньги на избирательную кампанию у богатых, обещая одних защитить от других»


К настоящему времени по эгидой «политических репрессий» (по словам старой власти) или «наведения порядка» (по уверениям новой власти) в Украине с видимой судебной перспективой развиваются следующие уголовные дела.

По делу о неправомерном изъятии газа компании «RosUkrEnergo» почти сразу после выборов были арестованы председатель Государственной таможенной службы Анатолий Макаренко и бывший первый заместитель председателя правления Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» Игорь Диденко. Находится в розыске экс-заместитель главного бухгалтера «Нафтогаза» Мария Кушнир. Материальные претензии к ним достаточно прозрачны и даже зафиксированы решением международного хозяйственного суда в Стокгольме: Украина обязана передать в качестве финансовых санкций 1,1 млрд.куб.м газа (10% от «похищенного»).

Далее правоохранительные органы задержали бывшего временного администратора банка «Родовид» Сергея Щербину, обвинив его в преднамеренном уничтожении документов по рекапитализации банка. В 2009 году правительство Юлии Тимошенко «спасло» банк путем вливания в его капитал 7,5 млрд грн из государственного бюджета, а затем еще раз «докапитализировало» на 5,6 млрд грн «в связи с передачей ему обязательств по вкладам «Укрпромбанка». В итоге, на большинстве политических акций президентской предвыборной кампании 2010 года расплачивались пачками купюр с символикой именно этого банка.

В этот же период начало развиваться дело о расхищении Государственного стратегического резерва. Первоначально Валерий Хорошковский склонен был заявлять, что «фактически Госрезерв разворован полностью», однако затем прокуратура выделила в отдельное производство продажу 1,3 миллиарда кубометров газа по заниженной цене 500 гривен за тысячу кубов. «Стрелочником», оставившим свою распорядительную подпись, оказался бывший заместитель руководителя «Госрезерва» Николай Синьковский, который и был арестован. Дальнейшая «перспектива развития» дела состоит в том, что операцию санкционировало правительство Юлии Тимошенко при непосредственном участии вице-премьер-министра Александра Турчинова, который в октябре 2009 года (накануне предвыборной кампании) «одобрил сделку».

Далее правоохранительные органы неоднократно намеревались задержать экс-председателя Государственного казначейства Татьяну Слюз. Претензии к ней – блокирование на счетах государственного казначейства средств, не принадлежащих государственному бюджету, а также административная переброска бюджетных средств с одной статьи расходов на другую за пределами норм государственного бюджета.

В августе Военной прокуратурой был задержан Валерий Иващенко, экс-первый заместитель министра обороны Украины, который после отставки Юрия Еханурова исполнял обязанности главы военного ведомства в правительстве Юлии Тимошенко. Валерию Иващенко вменяют в вину незаконное принятие решения о реализации имущества Феодосийского судомеханического завода. Глубоководные причалы этого завода признаны стратегическим объектом, не подлежащим передаче в частные руки.

Одной из последних новостей стало дело против бывшего заместителя министра транспорта в правительстве Тимошенко - главы Государственной авиационной администрации Александра Давыдова, который «подписал фиктивные договора о предоставлении юридических услуг с субъектом предпринимательской деятельности (20 тысяч гривен) и физическим лицом-предпринимателем (60 тысяч гривен)». Фактически работы выполнялись работниками юридического управления самой Государственной авиационной администрации.

Наконец, бывшего министра экономики Богдана Данилишина обвиняют в систематическом подписании документов на проведение закупок за государственные средства без проведения конкурса. Подобная «процедура проведения закупок у одного участника» предусмотрена законодательством в исключительных случаях, но правительство Юлии Тимошенко практиковало ее исключительно часто. На данный момент в вину Богдану Данилишину ставят два прецедента: 1) согласование Государственному предприятию «Международный аэропорт «Борисполь» процедуры закупки у одного участника услуг по про¬ек¬ти¬ро¬ва¬нию и стро¬и¬тель¬ству мно¬го¬уров¬не¬во¬го пар¬кин¬га в пассажирском тер¬ми¬на¬ле D (предполагается нанесение убытков на сумму 4,5 млн. грн) и 2) разрешение на закупку вне конкурса бензина и дизельного топлива для армейских нужд (предполагается нанесение государству убытков на сумму 14 млн. грн). После неоднократных приглашений на беседу со следователем 10 августа Данилишин был объявлен в розыск по Украине, позднее – в международный розыск по линии Интерпола. Сам фигурант считает себя «находящемся в длительном отпуске для лечения за границей» и обещает вернуться «как только закончатся процедуры».

На фоне огромных злоупотреблений в органах государственной власти бросается в глаза выборочность и единичность подобных действий, а в некоторых случаях - незначительная сумма претензий. Очевидно, что деятельность правительства Юлии Тимошенко не отличалась особой щепетильностью. Сумму возможного ущерба рядовой человек способен оценить примерно по величине средств, затраченных тем же кандидатом на ведение президентской избирательной кампании. Очевидно, что в период кризиса 2009 года самостоятельно заработанными деньгами никто особо не разбрасывался, и в политических играх с сомнительным результатом участвовать не спешил. Политические мероприятия оплачивались при условии поступления соответствующих «компенсаций» за счет государственных средств и ресурсов. Грабили все, грабили все. Если нечего было грабить – получали преференции и приватизировали собственность. Возникает вопрос – неужели осталось так мало доказательств?

На самом деле очередность развития событий диктуется исключительно волей обстоятельств. Дело «RosUkrEnergo» было изначально обещано прошлой «оппозицией», поэтому одному Богу известно: почему, начав сложную «газовую» комбинацию с российской стороной, Юлия Тимошенко не перестраховалась и не довела ее до правомерных судебных решений. Почему, погасив за счет бюджетных средств долг «RosUkrEnergo» перед «Газпромом» и получив соответствующее право требования долга, она не довела процесс до изъятия газовых активов «RosUkrEnergo» в судебном порядке, а вместо этого воспользовалась формальными подписями подставных должностных лиц Таможенной службы и «Нафтогаза», ею же назначенных. Хотя в целях оздоровления украинской политики этим людям есть за что посидеть – они знали, на что идут, старясь «выбиться в люди». Все участники процесса были назначены на столь высокие должности незадолго до самих событий, и исключительно «из соображений личной преданности». Поэтому нынешнее поручительство «офицеров-подводников российского атомного флота» за бывшего сослуживца, а ныне - «подающего надежды» начальника таможни, попавшего в опалу, на новом поприще никак не засчитываются.

Фактически по делу «RosUkrEnergo» для чиновников проводится «воспитательная отсидка». Понятно, что в конце концов друзья по жизни министр энергетики Бойко и хозяин «RosUkrEnergo» Фирташ договорятся друг с другом, Украине будут прощены финансовые санкции (либо погашены за счет государственного бюджета с минимальными издержками), все сопутствующие участники процесса отделаются условными сроками. Ведь рынок газа не стал прозрачнее, а создавать прецедент для собственного будущего никто не намерен. Воспитательный итог этой истории останется следующим: сохранится необходимая разница между ответственностью политика (который у нас не отвечает ни за что) и государственного служащего (который отвечает хотя бы своей подписью). Быть может, поубавится сынков, старающихся через личную преданность добраться до реальных финансовых потоков. А пока каждые два месяца суд регулярно проверяет действенность воспитательного процесса: если Юлия Тимошенко заявляет, что на ее политическую силу «не подействовало еще», воспитательную санкцию в форме ареста продляют.

Вот на бывшего и.о. министра обороны Валерия Иващенко сразу подействовало. Поэтому он чистосердечно признался, что долго сопротивлялся приватизации Феодосийского судомеханического завода, но впоследствии – «не устоял». К тому же сам возврат Феодосийского судомеханического завода в государственную собственность не является решением проблемы. Во времена СССР завод занимался ремонтом мощных судовых дизелей военно-морского флота. Все время независимости фактически стоял, и без дальнейшего перепрофилирования не выживет. Дело не в заводе, а в том, что таким образом расплатились за предвыборную поддержку с депутатом от БЮТ Андреем Сенченко и его крымской «Черноморской телерадиокомпанией». На сегодня мощностями завода вновь интересуется флот Российской Федерации, а внутри БЮТ может родиться неоплаченный должок, который очень портит отношения.

Дело о расхищении «Госрезерва» случайно возникло только потому, что воровать в нем стало нечего. На должность руководителя этой структуры новая власть так и не смогла найти достойного руководителя, способного взять на себя грехи предыдущих. В результате было открыто уголовное дело. Выяснилось, что в 2009 году Кабинет Министров по рекомендации Александра Турчинова одобрил «товарную» схему погашения долга НАК «Нафтогаз Украины» перед «Госрезервом» за «дешевые коммунальные услуги» в прошлой предвыборной кампании. «Госрезерв» сразу же продал этот «залежавшийся» газ по старой цене для финансирования новой предвыборной кампании. Потрясающий вариант использования «старых успехов» для «новых надежд». Не в накладе остались все, поскольку одна из четырех компаний-покупателей принадлежала самому заместителю руководителя «Госрезерва» Николаю Синьковскому, проводившему торги.

«Профилактическая работа» с экс-председателем Государственного казначейства Татьяной Слюз пока ограничивается систематическим допросами «о проделанной работе». Административные методы «ручного» управления государственным бюджетом при новой власти стали ничуть не лучше, а значит, через некоторое время будет выписана индульгенция на ее грехи. Грамотные люди в казначействе деньги напрямую со счетов никогда не крадут, а лишь «принимают за содействие» при их переброске между статьями бюджета. На остальных бюджетных денег не хватает. По окончании процесса упрекнуть остается некого – ведь все осуществлялось исключительно в форме «благодарности за проделанную работу».

Остальные «авиационные» дела периодически возникают на почве организационного противодействия Борису Колесникову в его планах подготовки «транспортных коридоров» для Евро-2012. Как только возникает очередной «экс-руководитель», застолбивший участок вокруг «Борисполя» или «Жулян», либо заранее расписавший в свой карман соответствующие средства, ему вежливо напоминают, что «святых в этом мире не существует». Глядишь, так и дело быстрее движется.

Не следует тешить себя иллюзиями, что воровство во власти можно ограничить. Данную «организованную группу товарищей» можно только возглавить (что неплохо получалось у Юлии Тимошенко), либо указать каждому его место в иерархии (что неплохо получается у власти нынешней). Причем в процессе «наведения дисциплины» нельзя действовать «против коллектива в целом», а только против «конкретных его зарвавшихся представителей». Успехи чего мы сегодня и наблюдаем.

По влиянию на ближайшую перспективу можно предположить, что таким путем нынешней власти удастся изрядно сбить предвыборные вложения в рекламные бюджеты. Хотя бы это будет достойным результатом «экономии средств», которые все равно потом «компенсируются» участниками выборов из государственного бюджета.

Сергей Бочкарев



Вернуться назад