МАНИФЕСТ УКРАИНСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА
Украинский Фундаментализм
Украинский фундаментализм – это новая, нацеленная в будущее, адекватная современности и неразрывно связанная с прошлым теория.
Рассматривая прошлое, настоящее и будущее как неразрывное целое, украинский фундаментализм выступает как динамичный метод познания реальности и создания цельной, объемной картины мира.
Логика познания определяется точкой зрения, выбор которой, в свою очередь, определяется исходя из главного принципа (основного исходного положения) фундаментализма – признания украинского народа как уникального, особенного, самого по себе. Соглашаясь с классическим определением «особенного» как «единства единичного и всеобщего», фундаментализм признает целостность мирового развития, однако отрицает его стандартность. Культурно-исторические различия субъектов развития, обуславливают различные пути вхождения в эту целостность. Украинский народ должен самостоятельно войти в будущее через свою собственную дверь.
Пришло время самопознания, осознания своей особенности. Самопознание – главный способ познания мира, т.к. особенное – это и есть «всеобщее, реализованное в единичном». К познанию мира – через познание себя. Мир постоянно меняется. Истинность однажды созданной картины мира должна обеспечиваться непрерывностью процесса самопознания.
Особенность украинского фундаментализма, как метода познания в том, что классифицируется не украинский народ и Украина, как часть мирового сообщества, мировой территории и т.д., а классифицируется сам мир, его составляющие, по отношению к Украине. Созданная система постоянно корректируется.
Фундаментализм – это открытость. Не отвергается ничего, хотя ничего и не принимается за истину. Даже провозгласив однажды что-либо из окружающей действительности истиной, фундаментализм не настаивает, что эта истина вечна, и сам же, первый, в случае необходимости низложит ее. Фундаментализм – это постоянная конструктивная критика. Все получает достойную своевременную оценку. Критикуется и сам фундаментализм. Закостенелость – главный враг прогресса. Монополия на истину ведет к закостенелости.
Украинский фундаментализм не имеет догматичной привязанности к чему-либо, кроме собственно Украины. Сам фундаментализм не догма. Единственная догма – отсутствие всяких догм.
Фундаментализм не навязывает никому свое видение мира. Разрушая одну стандартность, он не создает другую. Торжествует принцип различия. Признание различности, уважение к особенности других, самоуважение – это путь к действительно гармоничному будущему.
Гармоничным, будущее может быть, лишь включив в себя прошлое, со всеми его светлыми и темными страницами. Приняв его без самовосхваления и самоуничижения. Настоящее – это не сиюминутное. Настоящее – это мост между прошлым и будущим. Прогресс – это действие, продолжение уже начатого однажды развития. Прогресс не цель, а средство развития.
Развитие определяется внутренней логикой. Украинский фундаментализм, отталкиваясь от культурно-исторического основания, определяет «украинскую сферу» – прозрачную, открытую, но границу между внешним и внутренним. Все приходящее извне, так или иначе, преломляется на этой границе, воспринимается по-своему. Все внутреннее развивается в сфере, границы которой постепенно раздвигаются развитием – идущим изнутри и обязательно равномерным и всесторонним. В противном случае, прогресс грозит оторваться от украинской почвы, стать самоцелью, потерять свой смысл, выйти за пределы сферы и привести к потере национальной идентичности. Познание – это взгляд изнутри. Развитие имеет внутренний импульс.
Фундаментализм – это бесконечный процесс развития. Постепенно, границы внутренней сферы раздвинутся до бесконечности. Любые ограничения исчезнут из вида. Деление на внутренне и внешнее, единичное и всеобщее, утратит смысл. Свобода станет сама собой разумеющейся реальностью.
Цельность украинской сферы обеспечивается непрерывностью связи поколений прошлого, настоящего и будущего.
Фундаментализм – это преемственность, особенность, познание.
Украинский фундаментализм был всегда. Просто он не был правильно сформулирован.
Украинский фундаментализм не нуждается в «социальном алиби» – оправдании своего существования. Он есть потому, что есть украинский народ. Он прекратит свое существование только вместе с самим народом Украины.
Если ранее украинизм еще мог выражаться как адаптация какой-либо другой теории к нашим условиям, то сегодня, фундаментализм должен быть именно «фундаментализм» – доктриной сам по себе. Импульс развития должен идти изнутри. Ход развития – определяться особенными правилами.
Мир переживает Кризис. Это кризис исторической ценностной системы. Происходит переход к принципиально новой системе, имеющей другие смыслы и содержание, другие движущие силы. Главное – меняется роль человека, как высшего смысла любой другой эпохи. Из цели он превращается в средство. Из божественного создания – в обслугу глобальной экономической машины.
Стандартизация мира, абсолютизация чужих ценностей под видом «общечеловеческих», унифицируют, обезличивают человека. Эти тенденции и развитие науки вторгающейся бесконтрольно в запретные ранее сферы, подрывают ценность человека, который перестает быть «божественным», которого можно сделать клонированным големом из лаборатории. Под угрозой человечность человека. Не станет ли когда-нибудь ненужным и сам человек?
Кризис вынуждает искать новые ориентиры развития. Старые либо разрушены, либо стали ложными. Многие понятия изменили свою суть. Одни и те же явления в прошлом и настоящем, называются по-разному. Одни и те же термины обозначают суть разные явления. Строя что-либо вполне известное, по точно известным рецептам, можно построить нечто совершенно иное. Зачастую даже противоположное задуманному.
Ни одна доктрина, ни одно известное основание не может быть сегодня устойчивым. Необходимо опереться на то постоянное, что есть внутри нас, что делает нас украинцами. Культурно-исторический, духовный фундамент, заложенный нашими предками – единственная опора сегодня. Мы должны точно знать: что мы? Кто мы? И на чем мы стоим?
Фундаментализм, как теория познания, должен дать ответ на эти вопросы. От успеха или неуспеха фундаментализма зависит ответ на еще один вопрос: чего мы стоим как народ?
Появление фундаментализма – это начало Нового пути. Новый путь – это обращение к чистым истокам, но не возврат в прошлое. Обращение к фундаментальным ценностям – это корректировка курса будущего по надежным ориентирам.
Становление фундаментализма, как самостоятельной доктрины, не означает игнорирования других доктрин. Фундаментализм с уважением относится ко всем теориям развития, в том числе и к враждебным. Фундаментализм борется не с теориями, а с теми, кто хочет использовать их против нас. Фундаментализм с интересом изучает чужой опыт. Все действительно ценное используется в национальном синтезе. Национальный синтез – это и есть Новый путь.
Национальный синтез – это развитие. Фундаментализм понимает развитие как постоянное разрешение противоречий. В борьбе противоположностей рождается импульс развития. Противоречия могут устраняться двумя способами: 1) эволюцией – постепенным, взаимным изменением противоположных позиций, ведущим к их взаимодействию; 2) революцией – волевым решением проблемы, зачастую путем физического устранения одной из позиций. Возможен вариант, когда происходит взаимное уничтожение позиций, либо революционное действие производит третья сила, в условиях, когда ни одна из сторон не способна предложить решение в рамках системы. Такой вариант ведет к устранению всех позиций вместе с самой системой.
Фундаментализм выступает как «высшая сила» над всеми противоречиями и рассматривает каждую позицию внутри украинского общества как проявление соответствующей традиции, пусть даже малозначительной. Мировые противоречия рассматриваются с украинского полюса
В то же время, ситуация ограничивает нас во времени. Нельзя бесконечно ждать, перехода противоположностей друг в друга, решения проблемы самой по себе. Фундаментализм должен создать общие условия для компромисса.
Для фундаментализма мелочное не заслонит великого. Фундаментализм не будет выторговывать согласие противостоящих субъектов, создавая неустойчивые ситуационные компромиссы, грозящие рухнуть в решающий момент из-за личных амбиций и группового эгоизма. Признать или не признать себя частью украинской сферы, личное дело каждого. Поэтому столь важна роль фундаментализма именно как метода самопознания. Привести различные позиции к пониманию своего внутреннего единства – приоритетная цель доктрины.
Фундаментализм не может стать на ту или иную позицию. Фундаментализм проходит между позициями, над позициями и через позиции, заполняя собой всю сферу, (никого при этом из нее не вытесняя), вовлекая, втягивая все позиции в национальный синтез. Единственный, кто будет исключен из этого процесса, это тот, кто сам хочет исключить других, присвоив себе монополию на истину.
Каждый увидит в фундаментализм что-то свое. Фундаментализм консервативен, ибо обращен к традициям, выделяя из них три базовые: собственно национальную (культурно-историческую), религиозную и социальную, как присущее нам стремление к равенству и справедливости. Эти три традиции воплотились в символе Украины – в тризубе. Основанием в тризубе является собственно фундаментализм:
Фундаментализм либерален, ибо принцип различия и принцип внутренней сферы, легко распространяется не только на общество в целом, но и на каждого украинца лично.
Принципиальность фундаментализма в том, что свободе формальной он предпочитает свободу реальную, связывая ее достижение с принципом равенства и возможностью ее защитить. Свобода будет расширяться вместе с границами всей украинской сферы бесконечно и до безграничности. Несогласные с привязанностью личной свободы к свободе всего народа, могут воспользоваться свободой выбора и выйти за границы сферы, но тогда они перестанут быть украинцами.
Фундаментализм модернистичен, но не в ущерб традиционности, ибо все передовое в науке и технике ставится на вооружение культурно-традиционалистического общества.
Естественно, что фундаментализм экологичен.
Украинский фундаментализм потому «фундаментализм», что за каждой позицией он видит собственно украинцев. Он видит их как единый, во всем своем многообразии, украинский народ, а не как механический набор индивидов. Народ – это сообщество людей, объединенных общей историей, культурной традицией и общей судьбой.
Таким образом, национальный синтез можно сравнить со строительством дома. Традиции украинского народа – это фундамент и одновременно цементирующая субстанция. Теория фундаментализма – это план строительства, предусматривающий рост фундамента в дом, и одновременно, укрепление самого фундамента. А национальный синтез – это регулируемая переплавка и своего и заимствованного материала в национальном тигле, с последующим использованием в строительстве.
В современном строительстве одновременно используется совершенно разные материалы. Естественно, план предусматривает их совместимость и пропорции использования. Поэтому реализовать теоретический план в реальный украинский дом, тем более в условиях кризиса должен достойный архитектор с нестандартным, незакостенелым мышлением. Национальным синтезом должна руководить достойная Новая власть.
Новая власть – это национальная, правильнее народная, власть. Это власть, включающая народ в систему государства.
Доктрина Новой власти – дело. Новая власть воплощает теорию в практику, корректируя при необходимости саму теорию. Теория обязана иметь обратную связь с практикой, постоянно подвергаться ревизии. Как порождать практику, так и исходить из ее опыта и потребностей. Сегодня практика диктует свои условия теории. Правильность теории – в ее действенности.
Новая власть является выразителем народной воли, ее символом. Новая власть делает государство носителем идеи фундаментализма. Дух украинского народа должен одухотворить, вселить жизнь в государственную машину страны. Государство исполнитель интересов всех групп общества, интегрированных фундаментализмом в единые национальные интересы. Задача Новой власти – приводить к компромиссу все группы гражданского общества государства, под его (государства) покровительством.
Мы должны ясно представлять, что значит для нас сегодня государство. Исторически сложилось так, что именно государственность сегодня стала скрепой для разорванного историческими катаклизмами украинского народа. Государство является юридическим воплощением нации, легитимизирует ее самостоятельность на мировой арене.
Новая власть апеллирует к чувству общности, принадлежности к единому украинскому народу. Новая власть надклассова. Новая власть временно, на начальном этапе, становится выразителем национальной идеи.
Национальная идея сегодня – это не только ощущение (сознательное переживание) исторической и естественно-культурной сплоченности людей, но и понимание острой необходимости сохранения этой сплоченности и в будущем. Потеря чувства национальной идентичности губительна и для всего общества в целом, и для отдельных его членов.
Но национальная идея не может просто прийти сверху. Не может народ принять и осознать национальную идею, если ее реализация не сопровождается преобразованиями внутри общества. Не может народ принять и саму Новую власть, если она не будет иметь обратную связь с обществом, постоянно корректироваться. Равенство возможностей проявить свои способности, и как следствие – постоянные обновления элиты, главное препятствие отрыву власти от народа. Иначе, власть станет достоянием привилегированной верхушки и будет дискредитирована не только Новая власть, но и сама национальная идея.
Застой элит – главная опасность развитию. Это закостенелость мысли, приводящая к общему параличу идеи. Чтобы создать настоящую, постоянно обновляющуюся элиту, необходимо уничтожить всякую элитарность в общественной жизни.
Сила Новой власти – в ее народном происхождении. Новая власть не средство подавления одной части общества другою, а средство объединения народа. Ничто так не способствует внутренней консолидации общества, как идея социальной справедливости. Но прежде, надо осознать себя тем, что вообще можно консолидировать – многообразным, но единым народом.
Защищая внутреннюю сферу от внешнего давления, власть находится на оболочке сферы. Чем уже, неопределенней и неустойчивей сфера, тем концентрированней, жестче и повсеместней власть, тем ближе она к центральному месту в сфере. Если сфера под давление извне сжимается до точки, то власть заполняет ее полностью, становится тотальной. Чем успешней реализация идей украинского фундаментализма, тем определенней, крепче фундамент базовых ценностей. И тем менее, общество нуждается в организующей роли власти. Все меньше она присутствует во внутренней жизни сферы, и все больше ее функции сужаются до исключительно внешней защиты сферы. Чем шире раздвигаются границы сферы, тем дальше удаляется от нас власть.
Фундаментализм – это путь к нашей свободе. Новая власть – средство достижения и защиты свободы.
Развитие привело человека к точке, когда он может стать объектом, инструментом других движущих сил. Это точка выбора: то ли это будет концом развития, торжеством бездуховного материального мира, то ли человек, превратив познание в самопознание, сохранит себя и свою духовность. Бездуховный мир против мира духовного. Мир человека против мира без человека.
Каждый народ, каждый человек имеет свой «фундаментализм» - право не раствориться в мире, но растворить мир в себе.
Некоторые комментарии
Прежде всего, что значит «Манифест украинского фундаментализма» сам по себе, как документ?
Во-первых: это не идеология. Это то из чего может вырасти идеология, но ни в коем случае не сама идеология.
Во-вторых: Манифест никому ничего не доказывает. Он предлагает. Предлагает найти точку отсчета, с ко-торой можно начать движение в будущее тогда, когда страна оказалась в глухом тупике. Впереди непробиваемая стена, мосты сзади сожжены, но стоять на одном месте тоже нельзя. Это конечно, не решение проблемы, но уже попытка нового к ней подхода.
В-третьих: Манифест – рамочный документ. Подпись под ним может поставить любой украинец, независимо от исповедуемой им идеологии. Но если он коммунист, то он - Украинский коммунист, если либерал – то Украинский либерал и т.д. Исключение составляют лишь маргиналы, которые, считая себя «гражданами мира» говорят об иллюзорных «общечеловеческих» или «классовых» ценностях, ставя их над интересами реального народа. Впрочем, они тоже часть единого украинского организма. Любой организм имеет свой аппендикс и если он не начинает нарывать, кому придет в голову его удалять? Никто не может быть исключен из украинской целостности. Из организма нельзя ничего удалить, не поставив под угрозу весь организм.
К следующему разделу: Главный вопрос фундаментализма
Украинский фундаментализм – это новая, нацеленная в будущее, адекватная современности и неразрывно связанная с прошлым теория.
Рассматривая прошлое, настоящее и будущее как неразрывное целое, украинский фундаментализм выступает как динамичный метод познания реальности и создания цельной, объемной картины мира.
Логика познания определяется точкой зрения, выбор которой, в свою очередь, определяется исходя из главного принципа (основного исходного положения) фундаментализма – признания украинского народа как уникального, особенного, самого по себе. Соглашаясь с классическим определением «особенного» как «единства единичного и всеобщего», фундаментализм признает целостность мирового развития, однако отрицает его стандартность. Культурно-исторические различия субъектов развития, обуславливают различные пути вхождения в эту целостность. Украинский народ должен самостоятельно войти в будущее через свою собственную дверь.
Пришло время самопознания, осознания своей особенности. Самопознание – главный способ познания мира, т.к. особенное – это и есть «всеобщее, реализованное в единичном». К познанию мира – через познание себя. Мир постоянно меняется. Истинность однажды созданной картины мира должна обеспечиваться непрерывностью процесса самопознания.
Особенность украинского фундаментализма, как метода познания в том, что классифицируется не украинский народ и Украина, как часть мирового сообщества, мировой территории и т.д., а классифицируется сам мир, его составляющие, по отношению к Украине. Созданная система постоянно корректируется.
Фундаментализм – это открытость. Не отвергается ничего, хотя ничего и не принимается за истину. Даже провозгласив однажды что-либо из окружающей действительности истиной, фундаментализм не настаивает, что эта истина вечна, и сам же, первый, в случае необходимости низложит ее. Фундаментализм – это постоянная конструктивная критика. Все получает достойную своевременную оценку. Критикуется и сам фундаментализм. Закостенелость – главный враг прогресса. Монополия на истину ведет к закостенелости.
Украинский фундаментализм не имеет догматичной привязанности к чему-либо, кроме собственно Украины. Сам фундаментализм не догма. Единственная догма – отсутствие всяких догм.
Фундаментализм не навязывает никому свое видение мира. Разрушая одну стандартность, он не создает другую. Торжествует принцип различия. Признание различности, уважение к особенности других, самоуважение – это путь к действительно гармоничному будущему.
Гармоничным, будущее может быть, лишь включив в себя прошлое, со всеми его светлыми и темными страницами. Приняв его без самовосхваления и самоуничижения. Настоящее – это не сиюминутное. Настоящее – это мост между прошлым и будущим. Прогресс – это действие, продолжение уже начатого однажды развития. Прогресс не цель, а средство развития.
Развитие определяется внутренней логикой. Украинский фундаментализм, отталкиваясь от культурно-исторического основания, определяет «украинскую сферу» – прозрачную, открытую, но границу между внешним и внутренним. Все приходящее извне, так или иначе, преломляется на этой границе, воспринимается по-своему. Все внутреннее развивается в сфере, границы которой постепенно раздвигаются развитием – идущим изнутри и обязательно равномерным и всесторонним. В противном случае, прогресс грозит оторваться от украинской почвы, стать самоцелью, потерять свой смысл, выйти за пределы сферы и привести к потере национальной идентичности. Познание – это взгляд изнутри. Развитие имеет внутренний импульс.
Фундаментализм – это бесконечный процесс развития. Постепенно, границы внутренней сферы раздвинутся до бесконечности. Любые ограничения исчезнут из вида. Деление на внутренне и внешнее, единичное и всеобщее, утратит смысл. Свобода станет сама собой разумеющейся реальностью.
Цельность украинской сферы обеспечивается непрерывностью связи поколений прошлого, настоящего и будущего.
Фундаментализм – это преемственность, особенность, познание.
Украинский фундаментализм был всегда. Просто он не был правильно сформулирован.
Украинский фундаментализм не нуждается в «социальном алиби» – оправдании своего существования. Он есть потому, что есть украинский народ. Он прекратит свое существование только вместе с самим народом Украины.
Если ранее украинизм еще мог выражаться как адаптация какой-либо другой теории к нашим условиям, то сегодня, фундаментализм должен быть именно «фундаментализм» – доктриной сам по себе. Импульс развития должен идти изнутри. Ход развития – определяться особенными правилами.
Мир переживает Кризис. Это кризис исторической ценностной системы. Происходит переход к принципиально новой системе, имеющей другие смыслы и содержание, другие движущие силы. Главное – меняется роль человека, как высшего смысла любой другой эпохи. Из цели он превращается в средство. Из божественного создания – в обслугу глобальной экономической машины.
Стандартизация мира, абсолютизация чужих ценностей под видом «общечеловеческих», унифицируют, обезличивают человека. Эти тенденции и развитие науки вторгающейся бесконтрольно в запретные ранее сферы, подрывают ценность человека, который перестает быть «божественным», которого можно сделать клонированным големом из лаборатории. Под угрозой человечность человека. Не станет ли когда-нибудь ненужным и сам человек?
Кризис вынуждает искать новые ориентиры развития. Старые либо разрушены, либо стали ложными. Многие понятия изменили свою суть. Одни и те же явления в прошлом и настоящем, называются по-разному. Одни и те же термины обозначают суть разные явления. Строя что-либо вполне известное, по точно известным рецептам, можно построить нечто совершенно иное. Зачастую даже противоположное задуманному.
Ни одна доктрина, ни одно известное основание не может быть сегодня устойчивым. Необходимо опереться на то постоянное, что есть внутри нас, что делает нас украинцами. Культурно-исторический, духовный фундамент, заложенный нашими предками – единственная опора сегодня. Мы должны точно знать: что мы? Кто мы? И на чем мы стоим?
Фундаментализм, как теория познания, должен дать ответ на эти вопросы. От успеха или неуспеха фундаментализма зависит ответ на еще один вопрос: чего мы стоим как народ?
Появление фундаментализма – это начало Нового пути. Новый путь – это обращение к чистым истокам, но не возврат в прошлое. Обращение к фундаментальным ценностям – это корректировка курса будущего по надежным ориентирам.
Становление фундаментализма, как самостоятельной доктрины, не означает игнорирования других доктрин. Фундаментализм с уважением относится ко всем теориям развития, в том числе и к враждебным. Фундаментализм борется не с теориями, а с теми, кто хочет использовать их против нас. Фундаментализм с интересом изучает чужой опыт. Все действительно ценное используется в национальном синтезе. Национальный синтез – это и есть Новый путь.
Национальный синтез
Национальный синтез – это развитие. Фундаментализм понимает развитие как постоянное разрешение противоречий. В борьбе противоположностей рождается импульс развития. Противоречия могут устраняться двумя способами: 1) эволюцией – постепенным, взаимным изменением противоположных позиций, ведущим к их взаимодействию; 2) революцией – волевым решением проблемы, зачастую путем физического устранения одной из позиций. Возможен вариант, когда происходит взаимное уничтожение позиций, либо революционное действие производит третья сила, в условиях, когда ни одна из сторон не способна предложить решение в рамках системы. Такой вариант ведет к устранению всех позиций вместе с самой системой.
Фундаментализм выступает как «высшая сила» над всеми противоречиями и рассматривает каждую позицию внутри украинского общества как проявление соответствующей традиции, пусть даже малозначительной. Мировые противоречия рассматриваются с украинского полюса
В то же время, ситуация ограничивает нас во времени. Нельзя бесконечно ждать, перехода противоположностей друг в друга, решения проблемы самой по себе. Фундаментализм должен создать общие условия для компромисса.
Для фундаментализма мелочное не заслонит великого. Фундаментализм не будет выторговывать согласие противостоящих субъектов, создавая неустойчивые ситуационные компромиссы, грозящие рухнуть в решающий момент из-за личных амбиций и группового эгоизма. Признать или не признать себя частью украинской сферы, личное дело каждого. Поэтому столь важна роль фундаментализма именно как метода самопознания. Привести различные позиции к пониманию своего внутреннего единства – приоритетная цель доктрины.
Фундаментализм не может стать на ту или иную позицию. Фундаментализм проходит между позициями, над позициями и через позиции, заполняя собой всю сферу, (никого при этом из нее не вытесняя), вовлекая, втягивая все позиции в национальный синтез. Единственный, кто будет исключен из этого процесса, это тот, кто сам хочет исключить других, присвоив себе монополию на истину.
Каждый увидит в фундаментализм что-то свое. Фундаментализм консервативен, ибо обращен к традициям, выделяя из них три базовые: собственно национальную (культурно-историческую), религиозную и социальную, как присущее нам стремление к равенству и справедливости. Эти три традиции воплотились в символе Украины – в тризубе. Основанием в тризубе является собственно фундаментализм:
Фундаментализм либерален, ибо принцип различия и принцип внутренней сферы, легко распространяется не только на общество в целом, но и на каждого украинца лично.
Принципиальность фундаментализма в том, что свободе формальной он предпочитает свободу реальную, связывая ее достижение с принципом равенства и возможностью ее защитить. Свобода будет расширяться вместе с границами всей украинской сферы бесконечно и до безграничности. Несогласные с привязанностью личной свободы к свободе всего народа, могут воспользоваться свободой выбора и выйти за границы сферы, но тогда они перестанут быть украинцами.
Фундаментализм модернистичен, но не в ущерб традиционности, ибо все передовое в науке и технике ставится на вооружение культурно-традиционалистического общества.
Естественно, что фундаментализм экологичен.
Украинский фундаментализм потому «фундаментализм», что за каждой позицией он видит собственно украинцев. Он видит их как единый, во всем своем многообразии, украинский народ, а не как механический набор индивидов. Народ – это сообщество людей, объединенных общей историей, культурной традицией и общей судьбой.
Таким образом, национальный синтез можно сравнить со строительством дома. Традиции украинского народа – это фундамент и одновременно цементирующая субстанция. Теория фундаментализма – это план строительства, предусматривающий рост фундамента в дом, и одновременно, укрепление самого фундамента. А национальный синтез – это регулируемая переплавка и своего и заимствованного материала в национальном тигле, с последующим использованием в строительстве.
В современном строительстве одновременно используется совершенно разные материалы. Естественно, план предусматривает их совместимость и пропорции использования. Поэтому реализовать теоретический план в реальный украинский дом, тем более в условиях кризиса должен достойный архитектор с нестандартным, незакостенелым мышлением. Национальным синтезом должна руководить достойная Новая власть.
Новая власть
Новая власть – это национальная, правильнее народная, власть. Это власть, включающая народ в систему государства.
Доктрина Новой власти – дело. Новая власть воплощает теорию в практику, корректируя при необходимости саму теорию. Теория обязана иметь обратную связь с практикой, постоянно подвергаться ревизии. Как порождать практику, так и исходить из ее опыта и потребностей. Сегодня практика диктует свои условия теории. Правильность теории – в ее действенности.
Новая власть является выразителем народной воли, ее символом. Новая власть делает государство носителем идеи фундаментализма. Дух украинского народа должен одухотворить, вселить жизнь в государственную машину страны. Государство исполнитель интересов всех групп общества, интегрированных фундаментализмом в единые национальные интересы. Задача Новой власти – приводить к компромиссу все группы гражданского общества государства, под его (государства) покровительством.
Мы должны ясно представлять, что значит для нас сегодня государство. Исторически сложилось так, что именно государственность сегодня стала скрепой для разорванного историческими катаклизмами украинского народа. Государство является юридическим воплощением нации, легитимизирует ее самостоятельность на мировой арене.
Новая власть апеллирует к чувству общности, принадлежности к единому украинскому народу. Новая власть надклассова. Новая власть временно, на начальном этапе, становится выразителем национальной идеи.
Национальная идея сегодня – это не только ощущение (сознательное переживание) исторической и естественно-культурной сплоченности людей, но и понимание острой необходимости сохранения этой сплоченности и в будущем. Потеря чувства национальной идентичности губительна и для всего общества в целом, и для отдельных его членов.
Но национальная идея не может просто прийти сверху. Не может народ принять и осознать национальную идею, если ее реализация не сопровождается преобразованиями внутри общества. Не может народ принять и саму Новую власть, если она не будет иметь обратную связь с обществом, постоянно корректироваться. Равенство возможностей проявить свои способности, и как следствие – постоянные обновления элиты, главное препятствие отрыву власти от народа. Иначе, власть станет достоянием привилегированной верхушки и будет дискредитирована не только Новая власть, но и сама национальная идея.
Застой элит – главная опасность развитию. Это закостенелость мысли, приводящая к общему параличу идеи. Чтобы создать настоящую, постоянно обновляющуюся элиту, необходимо уничтожить всякую элитарность в общественной жизни.
Сила Новой власти – в ее народном происхождении. Новая власть не средство подавления одной части общества другою, а средство объединения народа. Ничто так не способствует внутренней консолидации общества, как идея социальной справедливости. Но прежде, надо осознать себя тем, что вообще можно консолидировать – многообразным, но единым народом.
Защищая внутреннюю сферу от внешнего давления, власть находится на оболочке сферы. Чем уже, неопределенней и неустойчивей сфера, тем концентрированней, жестче и повсеместней власть, тем ближе она к центральному месту в сфере. Если сфера под давление извне сжимается до точки, то власть заполняет ее полностью, становится тотальной. Чем успешней реализация идей украинского фундаментализма, тем определенней, крепче фундамент базовых ценностей. И тем менее, общество нуждается в организующей роли власти. Все меньше она присутствует во внутренней жизни сферы, и все больше ее функции сужаются до исключительно внешней защиты сферы. Чем шире раздвигаются границы сферы, тем дальше удаляется от нас власть.
Фундаментализм – это путь к нашей свободе. Новая власть – средство достижения и защиты свободы.
Путь человека
Развитие привело человека к точке, когда он может стать объектом, инструментом других движущих сил. Это точка выбора: то ли это будет концом развития, торжеством бездуховного материального мира, то ли человек, превратив познание в самопознание, сохранит себя и свою духовность. Бездуховный мир против мира духовного. Мир человека против мира без человека.
Каждый народ, каждый человек имеет свой «фундаментализм» - право не раствориться в мире, но растворить мир в себе.
Некоторые комментарии
Прежде всего, что значит «Манифест украинского фундаментализма» сам по себе, как документ?
Во-первых: это не идеология. Это то из чего может вырасти идеология, но ни в коем случае не сама идеология.
Во-вторых: Манифест никому ничего не доказывает. Он предлагает. Предлагает найти точку отсчета, с ко-торой можно начать движение в будущее тогда, когда страна оказалась в глухом тупике. Впереди непробиваемая стена, мосты сзади сожжены, но стоять на одном месте тоже нельзя. Это конечно, не решение проблемы, но уже попытка нового к ней подхода.
В-третьих: Манифест – рамочный документ. Подпись под ним может поставить любой украинец, независимо от исповедуемой им идеологии. Но если он коммунист, то он - Украинский коммунист, если либерал – то Украинский либерал и т.д. Исключение составляют лишь маргиналы, которые, считая себя «гражданами мира» говорят об иллюзорных «общечеловеческих» или «классовых» ценностях, ставя их над интересами реального народа. Впрочем, они тоже часть единого украинского организма. Любой организм имеет свой аппендикс и если он не начинает нарывать, кому придет в голову его удалять? Никто не может быть исключен из украинской целостности. Из организма нельзя ничего удалить, не поставив под угрозу весь организм.
К следующему разделу: Главный вопрос фундаментализма
Вернуться назад