DataLife Engine > Новости > Неканоническое изложение Крещения Руси

Неканоническое изложение Крещения Руси

Неканоническое изложение Крещения РусиПровожая на историческую родину Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приезжавшего вместе с братским народом отметить годовщину крещения Руси, Петр Ющенко философски заметил, что «Русь крестил не Владимир, а Андрей Первозванный», поэтому Украинская церковь является апостольской и не может быть чьей-то "дочкой". Несмотря на весьма предвзятые чувства к Виктору Ющенко, братом которого является данный «философ от политики», нельзя не согласиться с его трактовкой некоторых исторических реалий.

Петр Ющенко напомнил историю, когда после нисшествия Святого Духа апостолы бросали жребий, решая, куда кому идти проповедовать христову веру. Андрею Первозванному выпала Скифия, то есть земли современной Украины. Петр Ющенко всего лишь напомнил слова Апостола Андрея, сказанные им в Киеве: "Видите вы горы эти? На горах этих засияет благодать Божья, будет великий град и много церквей воздвигнет здесь Бог". Святой Апостол Андрей - первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и Апостол Украинский. На киевских горах стояли ноги его, и глаза его Украину видели, а уста благословляли, и семена веры он у нас насадил. Поистине Украина ничем не меньше других восточных народов, поскольку и в ней проповедовал Апостол.

По мнению Петра Ющенко, «богоугодное действо – Крещение Руси – Владимиром Великим было пятым по счету важнейшим событием в череде обретения святой веры». Между этими двумя событиями попытаемся воссоздать неканоническую историю Крещения Руси.

Первое крещение Руси относится к 70-м годам IV века. Предполагается, что этому предшествовал неудачный поход киевских князей Аскольда и Дира на Византию. По греческим источникам, осаждённое население во главе с патриархом Фотием и императором совершили всеобщее моление к Господу спасти их от осаждающих руссов и при этом обмакнули то, что они считали ризой Богородицы, в море, моля его о буре. И море вскипело, потопив большую часть русского флота. Потрясённые этим чудом, остатки русских сил вернулись с предложением мирных переговоров с греками, после чего были крещены. В честь этого события возник праздник Покрова пресвятой Богородицы, забытый греками, но празднуемый в России по сей день, особенно у казаков. Понимание праздника Покрова по христианской традиции - это смиренное принятие поражения как наказания за грех спеси и кровопролитие. В 860 году появляется первый экземпляр Евангелия переведенного на русский язык и первые сведения о наличии в Киеве христианской общины.

С этого момента Константинопольские патриархи всяческими путями пытаются умножить число христиан и в Киеве и "вывести самого князя из тьмы идолопоклонничества". Однако князь Олег, принимая дары от императора и приглашая священников и патриархов, продолжает больше верить своему мечу и довольствоваться мирным союзом с Грецией. Философия христианства воспринимается не слишком «боевой по духу», а потому не способствует укреплению державы.

Дальше княгиня Ольга сначала будучи язычницей жесточайшим образом расправляется с древлянами за гибель своего мужа Игоря, и лишь затем, в более почтенном возрасте отправляется в Царь-град (Константинополь) по женской традиции «посмотреть на чудеса света». Впечатляется традициям византийской религии и возвращается домой христианкой. По приезду домой уговаривает своего сына Святослава поступить так же. На что тот вполне резонно отвечает, что дружина не поймет его потакания «женским слабостям». В результате Ольга находит множество последователей среди «слабых и обделенных», но остается принципиально непонятой сыном Святославом и внуком Владимиром. Ей никто не мешает до самой смерти исповедовать христианство и даже украсить свою корону православным крестом, однако наследники предпочитают принципиальное мужское воспитание.
Сейчас принято вспоминать, что «Ольга крестилась только сама, не насилуя ни своей семьи, ни подданных и верила в силу своего примера». На самом деле к ней уважительно относились, но навязать свою волю к тому времени она уже никому не могла. Так, крестившись у греков, Ольга обратилась с просьбой к германскому королю Оттону I прислать проповедников. В "королевство ругов" даже был направлен видный проповедник Адальберт. Он достиг Киева в 961-962 годах, однако вынужден был бежать, аналогично не понятый «местной общиной».

Категорическая приверженность сына Ольги (Святослава) язычеству была с детства закреплена традициями мужского воспитания. Будущего воина воспитывали язычники Свенельд и Асмуд, традициям военной дружины он остался верен до конца. Однако гонений на христиан и желающих креститься из уважения к матери не устраивал. Его наследник Владимир оказался более боевым по духу. Воспитывался в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав. Вернувшись в Киев, предпринял отчаянную попытку борьбы с упадком духа и морализаторством христианства. Волевым распоряжением реформировал язычество: назначил Перуна, Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. После победы, одержанной над ятвягами (983 год) дело даже дошло до принесения жертвы, которой оказался юноша из христианской семьи. Причина - его отец обличал ничтожество языческих богов. В результате разъяренная толпа язычников убила их обоих (Феодора и Иоанна). Однако назначенные боги не справились с возложенными на них надеждами.

В дальнейшей истории принятия христианства на Руси сосуществуют разные предания:
1) предание о том, что Владимиру предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие в Киев и жившие в нем;
2) предание о том, что Владимир, не только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физическою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духовными и телесными очами,
3) предание о том, что для принятия греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город Корсунь, чтобы завоевать веру греческую, приняв ее рукою победителя. Несомненно одно: чтобы принять христианскую веру, ему потребовалось посмотреть на мир не глазами воина-победителя, а душой страждущего и пытающегося сохранить надежду.

Удивительно, но аналогично княгине Ольге после принятия веры суровый варяг становится кротким христианином. Определенное время его сердце смягчилось до такой степени, что он щадил жизнь преступников и даже убийц наказывал денежной пеней, не почитая себя вправе лишать кого-либо жизни.

Тем не менее, познавший смысл жизни Владимир возвращается в Киев и силой своей власти решает передать чувства непросвещенному народу. Условие крещения в реке Почайне было таким: "Если кто не обрящется на реке в означенный день, богатый или убогий, раб или свободный, тот будет мне противник". В итоге, «на рассвете у впадения реки Почайны в Днепр стояли равноапостольный князь со своими двенадцатью сыновьями и дружиной. Народ киевский толпами стремился в реку по гласу своего владыки, без различия возраста и пола… и над всеми жаждущими спасения, пресвитеры читали разрешительные молитвы крещения».

Процесс «духовного просвещения» продолжился по всей Руси: было велено низвергать былых кумиров и ставить церкви. Крещение не полностью прозревших довершали княжеские воеводы Добрыня и Путята: крестили "огнем и мечом" - "Путята крестил мечем, а Добрыня - огнем". Митрополит Илларион Киевский позднее признавал, что крещение происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью». Однако даже после этого долгие годы на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало (особенно на северо-востоке и в сельской местности), пока православие не вобрало в себя многие языческие традиции.
Итог сего повествования таков – да познавший смысл жизни обретет веру свою. Но не силой подобия, угодничества или преклонения.



Вернуться назад