DataLife Engine > Политика > «Административный скандал» образца 2010 года

«Административный скандал» образца 2010 года

«Административный скандал» образца 2010 годаПервое правительство нового президента Виктора Януковича постиг прогнозируемый «административный скандал», почистивший от предвыборных обязательств перед «старыми партийцами», по аналогии с «коррупционным скандалом» помаранчевой власти образца 2005 года.

Вообще, непрерывные «кадровые преобразования» давно в стиле украинской власти. Потому что благодаря наличию исторических сложившихся «социальных гарантий» и постоянно обновляющихся новых личных связей (с постоянной передачей денег по иерархии) из кадрового списка традиционным способом никогда никого не выгонишь. Даже на заслуженную пенсию. Поэтому объявляются «структурные реформы» с немедленным выводом всего кадрового состава за штат и последующим приемом на новые должности. Но только для избранных. В общем и целом, методика приносит сразу несколько благотворных результатов: имитируется бурная деятельность и постоянные преобразования «к лучшему»; оставшимся за боротом недовольным не на кого конкретно обидеться, потому что просто «так получилось»; а вот для середнячков, не вошедших ни в состав любимчиков, ни в состав отвергнутых, - лишний повод собирать очередной взнос руководству за сохранность на ранее «купленном» месте.

Вот Михаил Юрьевич Бродский на посту руководителя государственного комитета по защите предпринимательства явно поторопился. Все предыдущие полгода неимоверными усилиями сокращал комитет наполовину. Всеми возможными методами избавлялся от наследия предшественницы Александры Кужель. Нажил себе массу врагов и недоброжелателей. А мог бы тихонько зачеркивать клеточки на схеме и дожидаться административной реформы. Где теперь бывший предпринимательский комитет? – Нет его. Однако неплохое здание в центре Печерска и незабвенные функции «защиты предпринимательства» остались и переданы в новое «мегаминистерство экономики». Осталось договориться о том, чтобы оставили «главным по теме» (старое словосочетание «правительственный комитет» признано несоответствующим образу «новой державы»), и бери к себе кого хочешь. Сказывается явное отсутствие и Михаила Юрьевича бюрократического опыта административной работы. Основной принцип: «Я не буду вредить, я могу просто в нужный момент не помочь…» невозможно познать в предпринимательской деятельности, где все вольны друг друга уничтожить. Здесь надо мягко душить в объятиях… «административной реформы».

Итак, для правительства последовала серия однозначных указов в стиле «все вон!» Освобожденных вице-премьер-министров, занимающихся «глобальными проектами» и ни за что конкретно не отвечающих, не осталось. Первый вице-премьер-министр Андрей Клюев сохранил свой статус, но получил в управление Мегаминистерство экономического развития и торговли, куда вошли практически все полномочия по управлению экономикой. Долгое время предполагалось, что на роль руководителя министерства экономики пойдет Сергей Тигипко после сокращения числа вице-премьеров. Однако реальность оказалась куда более непредсказуемой. Выяснилось, что по стратегической линии административной реформы не может быть вице-премьеров без конкретного дополнительного министерского портфеля, а статус Адрея Клюева подходит именно для первого руководителя экономики.

Пришлось Сергею Леонидовичу Тигипко удовлетвориться оставшимся – Министерством социальной политики. Для него это почти политическая катастрофа. Ведь больше нет оснований рассказывать на публику о глобальных экономических проектах и предстоящих эпохальных свершениях по затягиванию поясов. Теперь ему остается «пояснять свою точку зрения» исключительно в рамках служебных полномочий. Отвечать на издевательские вопросы: «Так какая, Сергей Леонидович у меня будет пенсия?» или «Куда обратиться за социальным пособием, которое вы сократили?» Причем сохранившаяся формальная приставка вице-премьер-министр от этого не спасет, потому что дает основание лишь для «координации деятельности министерств в рамках основных полномочий». Создается впечатление, что для «Сильной Украины», еще весной претендовавшей на роль третьей силы со статусом «ниже премьер-министра должность не возьму», это откровенно издевательское назначение. Традиционная социальная политика государственных подачек малоимущим сломала карьеру уже не одному из «глобальных реформаторов».

Зато не менее глобальные спортивные проекты неутомимого организатора Евро-2012 Бориса Колесникова получили достойную оценку. Он сохранил статус вице-премьера и получил в придачу Мегаминистерство инфраструктуры, созданное на базе министерства транспорта и связи с добавлением службы автомобильных дорог и туризма. Чтобы глобальные идеи воплощались «в бетоне, стали и асфальте» немедленно, без ненужных административных проволочек и альтернативных мнений. Старый-молодой министр транспорта Константин Ефименко заранее предвидел такой поворот событий, а потому никогда не перечил стратегическому мышлению предпринимательской группы Ахметова-Колесникова и уважительно остался на должности заместителя министра.

Давно ожидаемое объединение Министерства регионального развития и строительства с Министерством жилищно-коммунального хозяйства досталось «по старшинству» проверенному партийному соратнику – вице-премьеру Виктору Тихонову. От руководящией деятельности этих министерств давно уже по сути ничего не зависит. Главное, чтобы человек был хороший и по совести распределял потоки сверху и снизу. Кому на самом деле строить перспективные планы развития городов в одноименном Национальном проекте давно расписано.

Длительная интрига сохранялась вокруг Министерства по чрезвычайным ситуациям. МЧС - давно известная «микроструктура», на которую, чтобы дотянуть до статуса министерства, возлагались то те, то другие смежные обязанности. Потом длительное время использовали в качестве «статусного места для нужных людей». Хотя тот же воинский устав напрямую запрещает подчинять военизированные формирования гражданским. Предполагалось, что под эгидой «оптимизации управления» МЧС вольют в состав МВД, откуда, собственно, ранее и выделилась государственная служба пожарной охраны – наиболее массивная и «денежная» часть МЧС в настоящее время. Непреодолимой проблемой реформ стал Виктор Балога, масштаб «государственного мышления» которого оказалось некуда спрятать. Рассматривалась версия назначить его на должность главы объединенного военизированного министерства МВД-МЧС. Но чем тогда это отличается от предыдущего «революционного» варианта руководства Юрия Луценко?

Рассматривался и альтернативный вариант объединения МЧС с Министерством охраны окружающей среды. Вроде бы смежные функции. Да и в «охране природы», насквозь пропитанной взятками за предоставление разрешений на ее уничтожение, появилась бы наконец сильная рука, хотя бы развернувшая потоки в нужном направлении. Однако оба министерства каким-то чудо устояли. Несмотря на то, что нынешние масштабы их административной деятельности явно противоречат здравому смыслу администраивной реформы. Вышло так, что все временно удержалось на политическом масштабе личности Виктора Балоги.

Министерство топлива и энергетики осталось одно и наконец вобрало в свои функции угольную отрасль, с которой Украина все носилась отдельно, как со списанной торбой (или с отдельным «балансом» для распределения государственных дотаций в нужном направлении). Во главе министерства остался заслуженный и принципиальный энергетик газового фронта Юрий Бойко. Находясь в оппозиции, скромно дождался пока в условиях непрерывного роста цен на энергоносители «вниз по реке времени поплывут трупы всех поверженных врагов». В результате, на его пути уже не наблюдается сколь-нибудь здравомыслящих соперников.

Кадровая интрига сохраняется вокруг Министерства здравоохранения. Его сегодняшнего руководителя Зиновия Мытника никак не получается достойно убрать на равноценную весомую должность. Он в хороших отношениях с нынешней «командой управленцев», поскольку подробно и без утайки слил подробности «патриотических» операций по закупке медикаментов предыдущем правительством Юлии Тимошенко международной группе аудиторов. После этого даже скромная Швейцария предпочла выделить Украине 100 тыс.долларов «на пропаганду борьбы с гриппом». Нельзя незаслуженно обижать столь уважаемого человека. Поэтому кадровую рокировку по этому ведомству решили отложить до «административной реформы» в Президентской администрации, в ходе которой Совет национальной безопасности и обороны предполагается ввести непосредственно в состав администрации с соответствующим понижением статуса и кадровой перетряской. Тогда уж точно для Раисы Богатыревой понадобится место «по базовой специальности».

Министерство аграрной политики (и добавленной к ней приставки – продовольствия) пока не дозрело до революционных преобразований, во главе его сохранился грамотный администратор по распределению государственных дотационных потоков Николай Присяжнюк. По предположениям СМИ, он действительно «ощущает ситуацию» и поэтому наладил плодотворные отношения с будущим «оператором рынка» при новой власти - Юрием Иванющенко.

Остатки «интеллектуальной-гуманитарной сферы» слиты в еще одно Мегаминистерство образования, науки, молодежи и спорта. Под руководством принципиального Дмитрия Табачника. Интересно, что в это же министерство «слиты» функции упраздненного ВАКа (Высшей аттестационной комиссии по присвоению ученых степеней). Вероятно, количество кандидатов и докторов всяческих наук настолько превысило все возможные пределы, что контролировать стало нечего и незачем. Осталось выяснить, что в этом мега-наборе «образование, наука, молодежь, спорт», висящем на исключительном государственном обеспечении, еще соответствует действительному смыслу своего существования. Вероятно, это и будет основной задачей нового-старого принципиального руководителя - Дмитрия Табачника.

Хотя маленькую скромную вотчину под названием Министерство культуры все же оставили под патронатом эксклюзивной гуманитарной политики первого заместителя президентской администрации Анны Герман. Ранее предполагалось, что «культура» станет еще одной мифической приставкой к указанному выше мегаминистерству. Теперь же «борьба с культурой» – задел для административных реформ на будущее. Пока еще может пригодиться в качестве аварийного клапана для укрощения возмущений «западенцев». Министерство культуры - вроде как хоть и бедное, но все же - альтернативное мнение.

К радости налогоплательщиков попутно ликвидирована масса бездельников: Государственный комитет по делам национальностей и религий, Комиссия по защите общественной морали, разного рода институты стратегических исследований, национальной памяти, миграции и интеграции. Обновленные органы исполнительной власти распределены на три вида - служба, агентство, инспекция. Первая должно проводить государственную политику, второе - управлять государственной собственностью, третья – осуществлять контроль над происходящим.

Образовано и первое мегаагентство – Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. С воображаемым двойным подчинением – Мегаминистреству экономики (формально) и центру по экономическим реформам при администрации президента (фактически). Этакая структура с двойным входом для лоббистских идей и одним финансовым выходом из государственного бюджета. Ведь еще летом стало очевидно, что законопроект «О государственно-частном партнерстве» разрабатываля как непременная составная часть «Национальных проектов». С течением времени станет очевидно, не является ли это же проект необходимой составной частью «административной реформы».

Сергей Бочкарев



Вернуться назад