DataLife Engine > Пресс-релизы > Новый взгляд на этику предпринимательской деятельности

Новый взгляд на этику предпринимательской деятельности


Новый взгляд на этику предпринимательской деятельности
Президент Всеукраинской общественной организации
Лиги предпринимателей Украины «Опора»»
Чигвинцев Сергей Юрьевич


На фоне экономических реформ, развития частного предпринимательства, формирования новых рыночных отношений, а также в условиях привлечения зарубежных инвестиций, необходимость применения новых методов менеджмента приобретает актуальный характер. Отсюда возрастает роль этических норм взаимоотношений между участниками предпринимательской деятельности. В результате нестабильности социально-экономических условий развития общества возрастает потребность в новых методах системно-комплексного управления. Это позволит решать проблемы нестабильности и неустойчивости экономики на основе внедрения интегральных моделей организационного механизма управления хозяйственными системами, а также метода коллективной стратегии как производственного самоуправления.

Мы много знаем об этике, деловой этике, этикете. Можно более расписать значение этих определений, но от этого кризисные проявления в производственной сфере не решаются. Значит, необходимы более глубокие знания о происходящих проявлениях в сфере предпринимательства, чтобы более эффективно строить этику предпринимательской деятельности.

Кризисное состояние экономики при помощи изменения только экономического механизма изменить практически невозможно. Так считают многие специалисты в экономике. Возрастает роль деловой этики. Постоянно изменяющиеся условия в системе производственных отношений обуславливают возрастающую потребность в новых способах формирования адаптационно-интегративных способностях работника. При этом деловая этика выходит на качественно новый уровень проявления. С этой целью при моделировании организационного механизма управления предприятием руководство Лиги предпринимателей Украины «Опора» рассматривает задачу поэтапного формирования творческого коллектива через создание условий для работника, который мог бы во всей полноте реализовать свою инициативу.

Применяя современные управленческие теории разработанные в науке управления мы рассматриваем кризисное состояние экономики на семи уровнях причинно-следственных связей.

1. Искажение начинается с непонимания потребностей и запросов рынка, отсутствие миссии. Учредители ориентированы не на реализацию своей мечты, значимой и полезной в обществе, а на получение прибыли. На основе этого они изучают рынок, определяя прибыльность будущего предприятия, а не значимость будущего дела, что говорит о кризисе идей и целей.

2. В начинаемое дело автор вкладывает свои жизненные принципы и идеалы. Перевернутая целевая модель ставит вверх ногами иерархическую систему построения предприятия, ведет к отсутствию корпоративной этики, нарушениям в системе управления. Прибыль становится единственным критерием оценки работы вместо многоуровневой системы мониторинга развития, что ведет к системному кризису. Предприятие переходит «ручное управление», что ведет к нарушениям в организации труда.

3. В таких условиях из-за непредвиденных и неуправляемых процессов растет напряжение в коллективе, сталкиваются частные интересы, угасает творческий подход к работе и наблюдается кризис инициативы. В таких условиях руководители часто прибегают к поискам крайнего, охоте на ведьм, палочной дисциплине. Во внешней деятельности это напряжение выливается в агрессивную политику предприятия, что ведет к жесткой конкурентной борьбе.

4. Постепенно упраздняются социальные гарантии, начинается жесткая эксплуатация: увеличиваются планы, сокращаются специалисты, уменьшаются зарплаты. Это ведет не только к хищениям, но и к разобщению коллектива, ведь следующим увольнениям может стать любой. Наблюдается кризис культуры производства.

5. На этом фоне работа становится менее творческой, а все более рутинной. Из людей и оборудования «выжимают» все возможное. В управлении все чаще используется обман и манипуляции. При отсутствии рационализаторства и нововведений наблюдается потеря квалификации и интеллектуальный кризис.

6. Стрессовая атмосфера и конфликтность ведут к кризису отношений между людьми. Кризис мотивации и текучесть кадров.

7. Последней стадией развала является расхищение материальных ценностей и банкротство.
Что можно противопоставить подобному банкротству? Мы считаем, что безвыходных положений нет, необходимо только захотеть преобразиться самому лидеру и вывести предприятие на качественно новый уровень.

Мы должны понимать, что кризисные проявления начинаются с того, что лидер не знает и не проявляется в пространстве предпринимательской деятельности на основе тех идеалов, которые есть синтез опыта в виде многообразия исторических накоплений человечества, актуальных для различных социальных групп. Без осознания идеалов мировой истории и опоры на них, действия лидера не будут поддержаны людьми. Построение деловой этики начинается с понимания идеала признанного обществом.

Идеал – это прошлый опыт человечества, воспринимаемый и проецируемый лидером в сферу вложения своих усилий. Другими словами, идеал – это образ относительного совершенства жизни человечества, представляющий собой наиболее известный уровень упорядоченности жизни и согласования взаимодействия её составляющих частей, образ, принимаемый мировым сообществом в качестве ориентира дальнейшего развития. И если идея предпринимателя рождается на основе идеала, то на неё притянутся люди как на перспективный ориентир.

Идея – настоящий опыт формирования лидером программы развития на основе потребности общества в воплощении идеала, путь к которому в виде программы действий формирует будущий лидер, вокруг которого начинают объединяться единомышленники, если идея становится актуальной. Мы придаем особое значение перспективным идеям, так как от правильно сформулированной идеи (эволюционно значимой) возникает будущее в предпринимательской деятельности. Из этого возникает понятие «идеализм» как приверженность и абсолютизации идеи.

Появление же образца продукции, услуг, работ приводит предпринимателя к возникновению желания обрести недостижимое ранее, что стимулирует начало поиска пути реализации желания, к воплощению идеи в виде идеологии.

Идеология – будущий опыт формирования межличностных и межколлективных отношений как всей полноты гаммы отношений в обществе. И тот лидер, чья идея стала ориентиром развития пусть даже небольшой части общества, тем самым формирует идеологию и постепенно изменяет мировоззрение членов общества.

Но бывает так, что идеология не всегда приводит к результату, поскольку человек порой так увлекается процессом, что даже забывает, зачем его начал и к чему он стремился. Примером этого являются печальные 70 лет псевдосоветской власти, при которой за текучкой каждодневных сражений с империализмом забыли вовсе о человеке. И лозунг революции 1918 года «Мир, равенство, братство, свобода» остался лицемерным напоминанием об ошибках в развитии.

Мы ожидаем, что вынашивание новых отношений в предпринимательстве как образ деловой этики, как новое мировоззрение, будет происходить, как правило, под градом критики и нападок на новые идеи. И в этом проявляется контроль степени своевременности, актуальности и совершенства идеи и качества новой идеологии.

Мировоззрение – перспектива принятия идеологии как образа жизни (на всех 7-ми уровнях) хотя бы одним членом общества. В противном случае, если идеология останется лишь концепцией, навязываемой правящей частью общества, то через определенное время она будет отвергнута.

Мы формулируем мировоззрение (миросозерцание) как систему обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, этические нормы взаимоотношений, принципы познания и деятельности.

Таким образом, для того чтобы найти идею, а затем воплотить её в виде программы действий, позволяющим добиться реализации продукции, услуг, работ в начале необходимо найти идеал для людей, соответствующий данной идее. Затем нужно найти пример воплощения идеала как образ признанного мировой культурой героя или образцового стиля жизни, демонстрирующего актуальность данной идеи для общества и резонанс с сознанием широких масс людей. И поскольку технология реализации идеи формируется из идеала и его примера проявления в жизни, то можно создать схему, по которой практика моделирования технологии воплощения идей станет значительно более простым делом.



Вернуться назад