Ответственность как ведущая концепция христианской демократии
Архив 2004 года
Европа переживает коренные изменения. Конец идеологической, политической и военной конфронтации между Востоком и Западом создает новые возможности для взаимопонимания и сотрудничества. Именно такое понимание, задекларированное во вступлении к новой основной программе Европейской Народной Партии, принятой в Афинах в 1992 году, определяет фундаментальные принципы христианской демократии Западной Европы.
Христианская демократия не предлагает проектов готовых решений, но стремится руководствоваться теми фундаментальными ценностями и принципами, которые указывают путь к будущему. Общая картина этих ценностей и принципов вытекает из основной программы ЕНП, краткий анализ которой предлагается ниже.
Ответственность
Безоговорочная ценность каждого человека является отправной точкой. Каждый человек уникален, незаменим и свободен, является субъектом, а не объектом истории. Гарантом настоящей свободы является автономия и ответственность перед собственной совестью, обществом и будущими поколениями.
Человек должен иметь возможность реализовать эту ответственность согласно своим убеждениям и ценностям. Общество в целом должно структурироваться наиболее благоприятным способом. Поэтому христианская демократия придает большое значение свободным ассоциациям, в которых люди разделяют свои обязанности в соответствии с их фундаментальными убеждениями и интересами. Образцами подобных ассоциаций являются так называемые "промежуточные структуры" – профсоюзы, организации предпринимателей, организации фермеров, свободные школы, неприбыльные организации, средства массовой информации, религиозные и культурные общины и пр.
Определяющим здесь является понятие ответственности. В 1948 году в Амстердаме состоялось первое заседание Всемирного Совета Церквей, во время которого была начата разработка концепции ответственного общества. В заключительном документе Всемирный Совет Церквей заявил: "Человек создан и призван иметь свободу и ответственность перед Богом и своим ближним. Любая тенденция в государстве и обществе, направленная на то, чтобы лишить человека возможности действовать ответственно, является попыткой возразить цели Бога относительно человека и Его плану спасения. Ответственное общество – то общество, в котором существует свобода; свобода людей, которые берут на себя ответственность за справедливость и общественный порядок; общество, в котором те, кто владеют политической или экономической властью, ответственны за эту власть перед Богом и людьми, чье благосостояние зависит от них".
Предоставление ответа – вот прежде всего то, что содержит в себе слово "ответственность". В библейском значении это ответ на чье-то обращение. Подобно вопросу: "Адам, где ты?" или: "Каин, где твой брат?" Или подобно обращению Христа к рыбаку с призывом оставить свои сети и идти за Ним. Подобно другим, обращающимися с вопросами и жаждущими ответа. Именно ответственность и есть тем ответом. В этом ответе – составляющие любви и солидарности, выполнение миссии и ответственность за действия или бездеятельность. Люди свободны в своем выборе – отвечать ли на обращение или же пренебречь им. Они имеют глаза, но видят ли они? Они имеют уши, но слышат ли они? Новый Завет приходит к людям, которые признают и принимают обращение. "Владыка, что мы должны сделать, чтобы получить вечную жизнь?" (Матфея, 19:16) "Как мы должны действовать?" – спрашивает толпа Иоанна Баптиста (Луки, 13:10). Спрашивая об этом, они признают свою ответственность и необходимость деятельности. Таким образом, ответственность есть чем-то намного большим, нежели личный интерес, это – ответ с любовью на чье-то обращение.
Ответственность требует чувствительности к чужому обращению, на которую, в свою очередь, влияют культурные обстоятельства. Культурный климат в смысле превалирующих ценностей, убеждений, институций и ритуалов может быть благоприятным как для дальнейшего полного пренебрежения несправедливыми ситуациями, так и для их признания и коррекции не только лицами, но и группами или даже целыми странами. Многие факторы могут как стимулировать, так и приглушать чувствительность к чужому обращению: позитивные или негативные прецеденты в обществе, воспитание, общение с окружением и с собственной совестью, средства массовой информации. Другими словами, культура в широком понимании может стимулировать определенное действие или подавлять его, и именно культура ответственности является тем климатом, который стимулирует чувствительность к обращению Вашего ближнего.
Ответственность не существует сама по себе, а всегда находится в определенном контексте. Некоторые вопросы могут казаться невозможными для разрешения из-за их масштабности и при этом, как правило, критерии правильного и неправильного в обществе довольно тесно переплетаются. Иногда масштаб проблем является настолько большим, что ответственность личности кажется неспособной что-то изменить, – в сущности, чем больше масштабность проблемы, тем меньше человек ощущает свою способность реально повлиять на ситуацию. Этот принцип всегда брался на вооружение тоталитарными режимами, которые намеренно увеличивали масштаб до такой меры, чтобы никто уже не признавал своей ответственности, значимости. Таким образом, человека лишали полноценной человеческой индивидуальности, сводя его роль к обычному винтику в гигантской машине.
Возвращение к гуманистическому обществу означает прежде всего восстановление ответственности – ответственности не только за настоящее и будущее, но и за прошлое. То прошлое, которое является неотъемлемой частью нового начинания.
Солидарность
Общество – больше, чем просто государство с одной стороны и человек с другой. Эта точка зрения отстаивается энцикликой "Centesіmus Annus", усматривающей основы общества в солидарности, которая защищает людей от поражения безликостью и слияния с толпой. Христианско-демократическое понимание общества является альтернативным к мысли о том, что выживание, высокая зарплата и потребление определенных товаров являются совершенной сферой интересов каждой индивидуальности. Так же христианская демократия далека от взгляда, что ответственность за более слабого и за окружающую среду принадлежит к исключительной компетенции государства. Концепция, которая ставит безопасность выше, чем динамизм, равенство – чем плюрализм, потребление – чем производство, уже не срабатывает: государство всегда будет действовать бюрократически, единолично и с корыстной целью. Христианско-демократическая концепция состоит в убеждении, что государство не способно самостоятельно решить все проблемы, и если оно пытается действовать подобным образом, то автоматически блокирует любое проявление гражданской ответственности.
Соответствующим образом рассматривается и структура экономики, являющаяся важным сектором, в котором люди могут проявлять инициативу и, используя при этом свой труд, создавать товары народного потребления. В христианско-демократическом понимании рыночная экономика, получающая положительную оценку, – не самоценность, а инструмент для поддержки ответственного лица. Или, как отмечалось в энциклике "Centesіmus Annus", экономика является средством для создания более достойной жизни с помощью значимого труда, увеличения творческого потенциала каждой личности и ответа на чужое обращение. Поэтому рыночная экономика должна ориентироваться на нормы солидарности и моральной целостности. Обе эти нормы должны объединяться в процессе принятия решений.
Из этого представления о человеческой ответственности исходит понимание того, что свобода и инициатива снизу должны стать краеугольными камнями построения настоящего демократичного общества, в котором автономия разнообразных его сфер может быть отправной точкой. Именно здесь и обнаруживаются основоположные правила принципа субсидарности: ответственность должна обеспечиваться на уровне, ближайшем к тем, кого она касается и который отвечает требованиям солидарности и моральной целостности. Следствия решений, внедренных в разных сферах общества, должны быть ощутимыми непосредственно в границах этих сфер и не обязательно распространяться на общество в целом.
Роль государства
Роль государства, в понимании христианских демократов, должна соответствовать вышеизложенному представлению о человеческой ответственности. Вообще государство должно проводить политику поддержки и поощрения ответственности в обществе, плюрализма и признания автономии разнообразных сфер общества.
Основополагающая программа ЕНП провозглашает: «Государство должно руководствоваться принципами солидарности и справедливости в отношениях с другими государствами и гражданами. Задача государства состоит также в необходимости создания благоприятных условий для развития личности как индивидуально, так и во взаимодействии с другими людьми. Люди должны признаваться свободными и равноправными, независимо от пола, века, расы, национальности, убеждений или социального происхождения». Это служит причиной преимущества диалога и толерантности над силой.
Политические идеи должны реализовываться при активном участии граждан. Общество – не примитивный механизм, который можно запустить простым нажатием кнопки. Законодательство должно быть приведено в соответствие с основными человеческими правами и свободами и приниматься гражданами и их представителями в органах государственной власти. В этом разрезе христианская демократия является альтернативой как тоталитарному обществу, в котором все индивидуумы подпадают под тотальный контроль государства и лишены любой ответственности, так и капиталистическому строю, где все отдается на усмотрение индивидуумов, сохраняя за государством совсем незначительные функции.
Принимая во внимание восприятие человека как лица ответственного, демократия является необходимым политическим инструментом обеспечения участия граждан в общественных процессах. Принцип справедливости предусматривает, что задачей государства является создание юридических и в определенной степени инфраструктурных и финансовых условий для свободного развития граждан и их объединений соответственно их целям и вкусам. Государство может стимулировать этот процесс как путем удержания от вмешательства, так и с помощью специфических действий. Целенаправленное государственное вмешательство может быть, например, необходимой гарантией того, чтобы социальные и экологические нормы отвечали требованиям рыночной экономики. Таким образом, вместо государственной монополии необходимы соответствующие условия для полноценного развития самоуправления, которое будет стимулировать возрастание ответственности в обществе.
В культурной политике уважение к свободе совести, свобода частных инициатив и идеологический плюрализм должны стать нормой. Плюрализм является отражением демократизма и заслуживает защиты в пределах принципа верховенства права. Такие установки как следствие предусматривают защиту меньшинств и взглядов меньшинства, право которого удовлетворять свои интересы и свободы не должно пренебрегаться большинством. Плюрализм необходим для того, чтобы обеспечить структуру, в пределах которой объединения и организации будут иметь возможность заявить о собственных моральных нормах и действовать в соответствии с ними.
Выводы
Подытоживая все вышесказанное, можно придти к выводу, что ответственность является центральным звеном, которое соединяет и делает возможным функционирование рыночной экономики, демократию и активное участие граждан в промежуточных структурах. Экономическое процветание невозможно без людей, стремящихся жить активно, или людей, заинтересованных в развитии общины, членами которой они являются. Без людей, которые руководствуются принципами солидарности и моральной целостности и стремятся реализовать эти принципы в конкретной среде, общество не будет иметь крепкой основы. Демократия требует активного общества, которое получается из людей, ощущающих свою ответственность за общественные дела. Так же и создание климата ответственности требует демократии, свободной дискуссии власти и граждан, при которой власть должна отвечать за свои действия или бездеятельность. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Процессы политической демократизации и экономической реструктуризации не будут успешными, если они не будут сопровождаться социально-культурной реформой, которая также стремится стимулировать развитие ответственного общества.
Архив 2004 года,
газета "Христианский Демократ"
Вернуться назад