Архив 2004 года
Интервью Секретаря партии Христианско-Демократический Союз Андрея Странникова газете "Хрещатик"
Политика начала интересовать Андрея Странникова уже в семнадцать лет. Только что получив аттестат зрелости и вступив в университет имени Тараса Шевченко, он вместе с другими студентами принял участие в акции протеста относительно роспуска действующей в то время Верховной Рады и принятия закона о выборах на многопартийной основе. Припоминаете, как в начале девяностых на площади Незалежности голодала молодежь, выступая против засилья компартийной номенклатуры в парламенте и правительстве? Среди тех, кто протестовал, был и Андрей: раздавал листовки, агитировал в общежитиях и вузах...
– Андрей, что привело Вас тогда к демонстрантам: романтика, стремление заявить о себе или просто «убить время»?..
– Желание перемен. Многие в юном возрасте хотят идти в авангарде, быть причастными к процессу обновления. Хотя нынешняя молодежь, думаю, уже меньше ощущает в этом потребность, так как после 1992 года наши люди стали значительно пассивнее. Бюрократия, новая номенклатура крепко заняли свои позиции. А на тот момент старая партийная элита уже ослабела, а другая, новая, еще не окрепла. И мы, студенты, верили, что можем изменить что-то к лучшему в этом государстве.
– Теперь, приобретя определенный опыт, Вы и дальше верите?
– Да. Хотя прошло почти двенадцать лет, вера только окрепла. Политика и сейчас не перестает меня интересовать. Я признателен судьбе за то, что пора юношеских увлечений совпала с эпохой, когда были и силы, и желание что-то усовершенствовать. Ныне мы также живем в эпоху потрясений. Вспомните кассетный скандал, дело Гонгадзе... Если бы такие события произошли в начале девяностых, они однозначно имели бы куда более результативные последствия. К сожалению, сегодня народ не верит в собственный голос и находится в состоянии политической апатии...
– А Вы не допускаете, что крах надежд именно после громкого начала девяностых и спровоцировал такую апатию?
– Конечно, это так. Должно пройти определенное время, пока раны заживут. Когда это произойдет – трудно сказать. Но только пробуждение масс, если употреблять такие революционные термины, заставит "верхи" пойти на уступки. Ныне, будучи депутатом, я убеждаюсь: так или иначе, но чиновники реагируют на требования тех, кого называют электоратом, если такие требования настойчивы. Скажем, если жители активно протестуют против строительства под окнами их домов автозаправки, власть под давлением часто вынуждена идти на диалог, пытается найти компромисс... То есть, лишь имея активную позицию, можно чего-то достичь.
– Политика не перестает Вас интересовать. Чем именно?
– Благодаря ей я прежде всего самореализуюсь. Как известно, политика – искусство компромисса, вот я и хочу в совершенстве овладеть этим искусством. Желание влиять на общественные отношения и быть полезным другим также держат меня в лоне политических интересов.
– Как видно из Вашей биографии, Вы учились в Будапеште, Брюсселе, Страсбурге. Как Вам это удалось?
– Я был и остаюсь секретарем по международным вопросам партии Христианско-Демократический Союз. Она имеет тесные связи за рубежом, вот братские партии и помогают повышать квалификацию. Между прочим, христианско-демократическое течение довольно распространено за границей и фактически на его основе возникла идея создания Евросоюза. Вообще христианскую демократию считаю перспективной. Поскольку любая социальная проблема является прежде всего проблемой этической. Один отечественный политик сказал несколько лет назад, что если бы в Украине перестали воровать на высоком уровне, то наш бюджет получал бы на шестнадцать миллиардов больше... А вот воровать или не воровать – это уже сугубо этический вопрос, который каждый решает для себя сам. В странах с развитой экономикой больше относительно честных политиков.
– Вам не кажется, что Вы несколько преувеличиваете честность политиков? Ведь то, чем они занимаются, своеобразный бизнес, где любой порядочный человек оказывается вне игры...
– Согласен. Поэтому я за командный принцип игры. Один в ней не выживет. Единомышленники могут повлиять на ситуацию только в том случае, если объединятся. С этим тезисом я шел на выборы от блока Виктора Ющенко "Наша Украина".
– Андрей, а кто для Вас служит примером среди политиков?
– Гельмут Коль и Маргарет Тэтчер. Считаю их последовательными, принципиальными и открытыми для общества. То есть они думают прежде всего о государстве. А благодаря своей жесткости достигают нужных результатов.
– Вы перевели с английского и опубликовали три книги. О чем они?
– Первая касается непосредственно христианско-демократической идеологии, вторая посвящена построенной на ней партии, а третья знакомит с навыками технологиями, в которых должен быть осведомлен современный политик. Скажем, с искусством публичного выступления, умением дебатировать, правильно одеваться, вести себя на людях...
– А зачем Вы перевели эти издания на украинский язык? Не допускаете ли, что искусственное навязывание иностранной философии может привести к нежелательным духовным и социальным последствиям?
– Понимаете, христианско-демократическая идеология нам совсем не чужда. Еще на рассвете двадцатого века ее зачатки были и в Украине. А ныне такое политическое объединение есть в свыше ста странах мира. Чем оно универсально? Тем, что в основу положены вечные ценности. Кроме того, христианская демократия учитывает особенности каждого государства. Вот, к примеру, в Латинской Америке, когда речь шла о свержении диктатуры, эта партия на каком-то этапе была революционной. В Украине ее идея прозрачности политики и ответственности политиков еще не распространена, но я вижу перспективу. Ведь большинство наших бед в том, что на определенном этапе к власти приходят люди с не совсем чистыми руками и намерениями. Ответственность тех, от кого зависит наша жизнь, должна стать нормой политического поведения.
– Чем занимается возглавляемый Вами Институт политического образования?
– Мы бесплатно помогаем молодежи из разных партий адаптироваться к политической жизни, овладевать навыками политической коммуникации. У нас преподают ведущие отечественные и зарубежные эксперты, депутаты Верховной Рады, представители правительства. Финансирование осуществляется преимущественно заграничными партнерами – немецкими, американскими, французскими, голландскими политическими фондами.
– Зачем им это?
– Вероятно, им нужна цивилизованная, развитая и сильная Украина.
Анжела АФОНИНА
"Хрещатик"
Украиноязычная версия статьи: Андрій Странніков: «Боротьба має бути спрямована на створення, а не на руйнацію...»
Архив 2004 года,
газета "Христианский Демократ"
Справка:
Андрей Странников – депутат Киеврады от 38-го избирательного округа Днепровского района столицы. Член постоянной комиссии по вопросам градостроительства и землепользования. С 1992 года учился в Национальном университете имени Тараса Шевченко, с июня 1996-го – в Институте Роберта Шумана в Будапеште, а в июне-сентябре 1997-го стажировался в Европейском Парламенте в Бельгии и Франции. В 1992 -1993 гг. – Председатель Секретариата Киевского филиала Союза Украинского Студенчества. 1995-1999 – заместитель Председателя общественной организации "Христианско-демократическая молодежь Украины". 1996-1998 – начальник международного отдела Украинского Национального Комитета Молодежных Организаций. С 1998-го по 2001-ый приобретал второе высшее образование в университете имени Тараса Шевченко по специальности "Правоведение". С 1996 года – секретарь по международным вопросам партии Христианско-Демократический Союз. С 2001 года – директор Института политического образования. Свободно владеет английским языком. Имеет ряд публикаций в украинских и зарубежных изданиях.
0 коментарів