
Данные маркетинговые комплексы применяются в ходе маркетингового планирования для той или иной компании.
4Р – это маркетинговый инструмент, включающий четыре основных вида маркетинговой политики:a.
Product – продукт (его качество, функции и свойства, потребности, бренд, дизайн и презентабельность упаковки, прочее).b.
Price – цена (стоимость продукта, стратегия ценообразования, условия платежа, распродажи, акции, скидки, дисконты, прочее).c.
Place – место (каналы реализации, сетевой маркетинг, дистрибуция, географический таргетинг, процесс логистики, оптовые и розничные сети, прочее).d.
Promotion – продвижение (рекламные стратегии, стратегии коммуникаций, выставки, презентации, стимулирование продаж, PR, прочее).
Для сферы услуг концепция 4Р расширяется до 7Р, путем добавления еще трех элементов:e.
People – персонал, его взаимодействие с клиентами.f.
Process – сервис и процесс обслуживания.g.
Physical environment – физическая среда (офис, торговые залы, прочее).Модель «4Р + 1$» является развитием модели 4Р и дополнительно включает в себя сервис. Здесь сервис расматривается как отельный инструмент, а не в качестве одной из составляющих товара. Он создает дополнительную полезность для покупателя.Существует большое количество разновидностей маркетингових моделей «5Р», «6Р».Но необходимо помнить о том, что каждая из моделей достаточно ограничена и может дополняться и видоизменяться со временем.Кроме этого, приведенные схемы в большей степени отражают процесс мышления продавца, но не потребителя.Поэтому, компании, желающие наилучшим образом удовлетворить потребность потребителя, используют концепцию 10Р. Которая, в свою очередь, включает:1.
Price (стоимость). 2.
Purchases (покупки).3.
Points (баллы).4.
Partners (партнеры).5.
Prizes (подарки).6.
Pro-Bono (общественное благо).7.
Privileges (привилегии).8.
Personalization (персонификация).9.
Participation (участие).10.
Presto (скорость).Максимально желаемый результат в ходе маркетингового планирования достигается путем приведения в соответствие всех компонентов комплексов (от 4Р до 10Р).Дополнительно, следует отметить, что большое значение имеет концепция жизненного цикла товара, поскольку на ее основе определяется последовательность маркетинговых действий по совершенствованию товара и созданию нового продукта.