DataLife Engine > Книги, Пресс-релизы > Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (ч.3)

Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (ч.3)

Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 2)

Эмпирический материал позволяет нам утверждать, что молодое поколение воспринимает Бога в виде таких реальных человеческих чувств и смысложизненных идеалов, как любовь, добро, мораль и т.д. То есть в религиозном сознании молодежи наблюдается отход от мистификации божественного к утверждению антропоморфизации последнего. Справедлива в этом контексте мысль Т. Гаврилюк: «все существующее в мире находится в пределах определенного круга, в т.ч. и идея Бога, сверхъестественное становится имманентно человеку, поскольку ему вверяется создание новой реальности. То есть, человек теперь воспринимается как естественное креативное существо, одновременно и бог, и учитель» [1]. Следовательно, если классическое христианство подчеркивает трансцендентность и неизменность Бога, его всемогущество и всеведение, то постмодернистская модель подчеркивает имманентность Бога, Его динамичность, способность быстро меняться и привлекать к партнерству человека – Свое творение.

Идея сверхъестественного как концептуальная основа структуры религии не получает окончательного определения в конфессиональном истолковании, что обуславливает ее открытость и трансформационные способности. К тому же сегодняшние развитые религии, в том или ином виде, отражают в своих доктринальных учениях остатки первобытных религиозных представлений. Это обуславливает необходимость ретроспективного анализа взаимовлияния различных религиозных идей на формирование религиозного сознания современного студенчества, результаты чего позволяют выяснить механизм возможных трансформаций религиозного сознания в будущем.

Учитывая тот аспект, что, с одной стороны, знание догматов не означает обязательной веры в них и понимание одного и того же постулата в сознании индивида может быть различным, а с другой стороны – слабая религиозная осведомленность не свидетельствует о низкой степени религиозности, поскольку может сочетаться с достаточно интенсивной, эмоционально насыщенной религиозной верой, проанализируем видение респондентами других догматических составляющих религиозного комплекса.

Принимая во внимание факт, что 75% студенческой молодежи позиционирует себя как верующие люди (41,2% носители институциализированного и 33,8% неинституциализованного религиозного сознания), проанализируем их отношение к базовым догматам религиозного комплекса. Беря во внимание социологические данные, жизнь после смерти признают 60,7% опрошенных, 16,7% не принимают это утверждение, не могут определиться – 22,6%. Верят в существование рая – 55,9%, придерживаются противоположного мнения – 19,8%, затрудняются ответить – 24,4% респондентов. В существование ада верят более половины студентов (52,2%), отрицают указанное – 22,1%, четверть опрошенных затрудняется ответить на этот вопрос (25,7%). Каждый седьмой студент (70,0%) признает бессмертие души, не поддерживает обозначенного – 11,1%, затрудняются ответить – 18,9% 84 респондентов. Чудотворную силу святых реликвий (мощи, иконы) воспринимают более половины опрошенных (52,4%), 23,4% не согласны с таким мнением, а 24,1% – не знают ничего об обозначенном [2] (Подробнее смотрите: Приложение Б).

Итак, есть основания утверждать, что религиозное сознание современного студенчества теряет ключевой элемент религии – веру в личностного Бога иудео-христианской традиции и стержневые, базовые характеристики. Вместо этого мы наглядно фиксируем сочетание
разнообразных синтетических мировоззренческих представлений, которые органично сочетают в себе ценности как западных, так и восточных культур.

Заметим, что среди религиозных людей есть такие, которые сомневаются в существовании сверхъестественных существ, явлений или феноменов. Это в частности касается веры в рай, ад, жизнь после смерти и т.д. Вместе с тем, существует ограниченный контингент людей с глубокими на первый взгляд религиозными убеждениями, которые все же отрицают веру в Бога или еще окончательно не определились в этом вопросе. Это свидетельствует о динамизме религиозного сознания современного студенчества, о постепенном прагматическом усвоении им определенных знаний о религии, хотя при этом оно не лишено противоречий между научными и религиозными концепциями, между религиозной догматичностью и свободой в религии, между желанием новизны и модернизацией религиозной жизни.

В существование телепатии, ясновидения (как потенциальную возможность каждого человека, которая актуализируется при необходимости) верят 58,4%, не верят – 15,0%, затрудняются ответить – 26,62 (Подробнее смотрите: Приложение Б). Такие данные свидетельствуют о равноценности религиозных и магических элементов в сознании современных студентов. Этот аспект дает повод к размышлениям о том, насколько многогранно и противоречиво религиозное сознание в реальной жизни, поскольку
одновременное присутствие в голове одного человека и традиционных религиозных представлений о Боге, и суеверия не смущает молодежь, ибо, как отмечает Т. Варзанова, это все – «различные проявления веры в сверхъестественное» [3].

Исходя из полученных результатов, мы фиксируем четко выраженный религиозный эклектизм в молодежном религиозном сознании. Проявлениями эклектизма в сознании студенчества считаем также тот факт, что 41,8% респондентов верят в переселение душ, то есть в то, что после смерти человек снова рождается в иной форме, получает новое воплощение. Оппонируют такую точку зрения – 28,3%, затрудняются ответить – 29,9% опрошенных [4]. Как ни странно, но разнообразные синтезирующие мировоззренческие представления, которые органично сочетают в себе ценности как западных, так и восточных культур, отражаются и в сознании студентов православных духовных школ. В частности, идею реинкарнации поддерживают 12,5% их слушателей, еще 23,4% – не смогли четко ответить «да» или «нет» [5].

Для респондентов, идентифицировавших себя с православием, такие показатели достаточно высоки, ведь указанное положение идет вразрез с христианским вероучением. Исследования российских коллег также фиксируют этот факт: «При рассмотрении содержания религиозной веры оказывается, что даже основные элементы христианского мировоззрения не находят признания у православных студентов. Верят в бессмертие души лишь 38,3% православных, в приход Спасителя – 18%, в воскресение человека – 9,4%. При этом каждый пятый неверующий и атеист верит в бессмертие души, а каждый восьмой – в религиозные чудеса. Четко выражен также высокий уровень нерелигиозного сознания, особенно у православных студентов, которые больше верят в приметы (60,4%), колдовство (34,9%), гадания (34,5%), астрологию (26,8%) и другие магические проявления, чем в Страшный Суд (18,2%) и Конец Света (8,8%)» [6].

Указанные тенденции характерны для постмодернистского религиозного сознания, поскольку мировоззренческий плюрализм создает условия для появления новых религий, а также начинается процесс межконфессиональной синкретизации. Это происходит на основе отбора из разных религиозных систем не того, что признается как истина с конфессиональной точки зрения, а того, что нравится или не нравится индивиду, хотя при этом может иметь место и отход от основ христианского вероучения. Д. Барна прогнозирует, что «люди будут все больше и больше отходить от основ христианства. Вместо этого они, продолжая поиск истины и смысла, неизменно станут жертвой синкретизма. С распространением элементов восточной духовности самые привлекательные аспекты христианства (которые скорее станут элементами стиля жизни, но не центральными духовными принципами) будут все больше объединяться с экзотическими и завораживающими атрибутами восточных религий. В конце концов, люди действительно поверят в то, что им удалось усовершенствовать христианство, и даже будут считать себя христианами, несмотря на творческую реструктуризацию веры» [7].

В заключительной части своего фундаментального труда «Что остается от рая?» французский историк Ж. Делюмо писал, что наша эпоха характеризуется «вакуумом представлений о потустороннем». Даже верующим уже не удается представить, на что будет похожа их жизнь после смерти. Максимум, на что они надеются, – это вновь увидеться с умершими близкими. Ушли в прошлое хоры ангелов, небесный Иерусалим и райские сады. Научная революция и современная жизнь опустошили небо и лишили его сакральности. Рай, чистилище и ад превратились в абстрактные или поэтические понятия.

Христианские церкви почти ничего не говорят на тему потусторонней жизни. В наибольшей степени демифологизировали небо протестанты. Однако опрос, проведенный в 2005 году журналом Reader's Digest, показал, что большинство жителей Швейцарии (65%) верят в жизнь после смерти. Это подтверждается и общенациональным опросом при поддержке Швейцарского национального фонда научных исследований. Он также показал, что 50% граждан, не являющихся практикующими верующими, разделяют такие верования [8].

Таким образом, небо, которое потеряло свой поэтический образ, продолжает вызывать надежду, но все же варианты посмертного существования души являются сегодня темой многочисленных спекуляций. В «супермаркете» религий каждый выбирает для себя той вариант загробной жизни, который ему больше нравится. Товаров хватает на всех: воскрешение, реинкарнация, метемпсихоз, нирвана, пребывание в аду или в раю ...

Людей, верящих в воскресение, становится все меньше. Зато все большее количество людей приобщается к идее реинкарнации. Согласно проведенному журналом Reader's Digest в 2005 году опросу, 33% землян думают, что душа обретает воплощение в иной жизни (по сравнению с 1989 годом количество верящих в это возросло на 5%) [9].

Интересной иллюстрацией к указанным тенденциям изменений в религиозном сознании и поведении современного верующего является исследование, проведенное под руководством финского профессора К. Каариайнена и главного научного сотрудника Института Европы РАН профессора Д. Фурмана в рамках исследовательского проекта «Религия и ценности после падения коммунизма», работа над которым велась почти десять лет. В процессе своего исследования авторы пересмотрели и уточнили традиционные критерии религиозности, остановившись на следующих: во-первых, самоидентификация респондента как верующей личности, во-вторых, посещение Церкви – как минимум – ежемесячно, в–третьих, регулярная молитва, в–четвертых, отсутствие веры в астрологию, реинкарнацию и прочее.

В соответствии с перечисленными критериями число «традиционно верующих» близко нулю. Сравнивая этот результат с долей респондентов, которые позиционировали себя как православные (82%), авторы приходят к выводу, что большинство православных являются номинальными верующими [10]. Заметим, что нужно быть осторожным с критерием отсутствия веры в астрологию, реинкарнацию и прочие оккультные учения, поскольку респондент может верить, что такие явления существуют, но не принимать их.

В сознании современного студенчества доминирует толерантная концепция четко выраженного постмодернистского типа, уравнивающая все пути к Богу в их истинности или, скорее, неистинности [size=3](Подробнее смотрите: Приложение В). Приведем цифры, иллюстрирующие сказанное. 71,2% студенческой молодежи считают важным изучать другие религии, 26,6% молодых людей испытывают потребность в общении с людьми других религий, 67,9% заявляют, что многие религии содержат ценные знания о Боге, 61,6% утверждают, что различные религиозные традиции могут вести людей к Богу, 44,6% утверждают, что все религии учат одной и той же истинные. Кроме того, 46% студентов уверены, что Бог открывает истину в более чем одной религии, 53,4% опрошенных заявляют, что знание более чем одной религии только увеличивает их собственную духовность [11].

Читать далее: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 4)

Примечания:

1. Гаврилюк Т. В. Філософсько-релігієзнавчий аналіз еволюції уявлень про надприродне в конфесійних виявах релігії: Дис... канд. філос. наук: 09.00.11 / Інститут філософії імені Г.С.Сковороди НАН України. – К., 2006. – С. 132.

2. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ.

3. Варзанова Т. Человек религиозный (по данным социологии) // Философия в мире знания, техники и веры Том V. Под ред. доц. Гущина Д.А., проф. Трояна В.Н. – Санкт-Петербург, 1997. – С. 323.

4. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ.

5. Там же. 86

6. Вовченко В.А. Религиозность современной студенческой молодежи в социологическом измерении (на примере опроса студентов вузов г.Орла) // Свеча-2005. Истоки: Религия и личность в прошлом и настоящем. – Владимир-Москва, 2005. – Том.12. – С. 236.

7. См. Вейз Д.Э. Времена постмодерна. Христианский взгляд на современную мысль и культуру // svitlo.by.ru/bibloteka/postmodern/postmodern11.html#новые религии

8. Реинкарнация? Нирвана?... // religare.ru/article30163.htm

9. Там же. 88

10. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы. // religare.ru/article58.htm

11. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ.



Вернуться назад