DataLife Engine > Экономика, Пресс-релизы > За какими форматами ритейла в Украине будущее?

За какими форматами ритейла в Украине будущее?

Во многих странах представители розничной торговли, которые делают ставку на крупные форматы (гипермаркеты и их разновидности, вроде Cash & Carry), становятся убыточными и закрывают свои точки. Их вытесняют магазины у дома и менее крупные супермаркеты. В Украине тенденции если не идентичные, то близкие. По крайне мере, средний и малый формат чувствует себя, как правило, намного увереннее, тогда как крупноформатные ритейлеры постепенно сдают завоеванные ранее позиции. Вместе с тем, в мировой практике появляются и новые концепты, в том числе автоматизированные магазины и Phygital store. Со временем они появятся и на украинской земле.

Какие форматы ритейла существуют?
Форматы магазинов розничной торговли зачастую размыты, что не позволяет дать четкого ответа в отношении тех или иных компаний и их точек продаж. Кроме того, рынок не стоит на месте, так что возникают новые концепции, а значит в ранее существовавшие классификаторы нужно вносить правки.

Традиционно формат представителя ритейла определяют следующие параметры:

глубина и ширина ассортимента;
размеры торговых площадей;
форма обслуживания;
позиционирование.
В классическом понимании принято выделять следующие форматы:

дискаунтер. Это магазин с относительно небольшой площадью (от 0.3 до 1.5 тысяч м2) с доступными товарами (в среднем цена ниже, чем по рынку) с узким ассортиментным рядом и без каких-либо дополнительных предоставляемых услуг. Также принято выделять жестких и мягких дискаунтеров. Последние могут серьезнее отклоняться от классической трактовки по любому из основных параметров;
магазины у дома. Это небольшие представители ритейла, которые находятся вблизи клиента, в том числе на цокольном или первом этаже жилого дома. Они предлагают небольшой ассортимент (до 4.5 тысяч единиц), включая продукты первой необходимости, чуть более высокий уровень цен. В современных условиях такие магазины могут предполагать самые разные вариации, включая кофейни + food to go, магазины-пекарни, кулинарные магазины, специализированные торговые точки (рыбные, мясные и прочие лавки);
супермаркеты. В классическом представлении это объект площадью до 2.5 тыс. м2 с обширным ассортиментом (в среднем от 10-15 тысяч единиц и более). Он находится в месте с большим трафиком людей, предоставляет дополнительные услуги, располагает собственной парковкой (в большинстве случаев). На фоне аналогов предлагает более высокий уровень сервиса, различные премиальные товары по адекватной цене. К частным видам супермаркета можно отнести современные универсамы, которые отличаются от первых прежде всего увеличенной долей прилавочной торговли;
гипермаркеты. В соответствии с международными стандартами, данный формат розничной торговли предусматривает большую площадь (4-20 тыс. м2), огромный ассортимент (50-150 тысяч наименований), наличие различных зон общественного питания, включая пекарню, кофейню, кулинарию. Нередко находятся гипермаркеты на удалении от жилых массивов или даже за городом, что предполагает выезды сюда, к примеру, раз в неделю, а также большие средние чеки;
Cash & Carry. Это уже не в чистом виде ритейл, а формат мелкооптовой торговли. Эти сети ориентированы на малый бизнес, то есть тут могут закупаться владельцы кафе, магазинов у дома, киосков и т.д. Находятся такие магазины вдали от жилых массивов, они имеют большие торговые площади и собственные склады. Раньше подобные компании вообще не были ориентированы на частных клиентов, но сегодня, как правило, все изменилось.
У большого формата проблемы
Во всем мире крупноформатные розничные точки не выходят из череды убытков по несколько лет, стагнируют или вовсе закрываются. Насыщенность гипермаркетами в Западной и Центральной Европе достигла пределов, новые заведения подобного формата уже не нужны, более того, вероятно, и многие существующие в ближайшие 1-3 года прекратят свое существование, если не предпримут кардинальных мер, вроде изменения концепции и/или расширения спектра предоставляемых услуг.

Подобная участь гипермаркетов и Cash & Carry связана с тем, что современный потребитель не готовит тратить свое время на длительные поездки и последующие продолжительные хождения по огромным торговым залам. Да, рядом с домом в магазине нет такого простора, да и цена, вероятно, чуть выше, но время большинства клиентов стоит дороже, и как раз его люди и хотят сэкономить.

В Украине отмечаются схожие, пусть и пока мягко выраженные тенденции. Так, активного закрытия многочисленных крупноформатных точек розничной торговли пока нет: насыщение еще не произошло. Но закупать полуфабрикаты и продукты питания длительного хранения впрок украинцы хотят все реже. С учетом тренда на здоровый образ жизни, покупателям нужны свежие продукты, которые можно приобрести недалеко от дома. Плюс онлайн-торговля если и ударила по оффлайну в ритейле, то именно по гипермаркетам и Cash & Carry.

Супермаркеты и магазины у дома чувствуют себя хорошо
Мелкие форматы розничной торговли лидируют в Украине по количеству и показателям роста. Но чистого доминирования небольших магазинов у дома все же не случилось. Виной всему супермаркеты, то есть такой себе промежуточный игрок на фоне самых больших форматов, который предлагает большой ассортимент и разнообразие, расположен более удобно, чем гипермаркеты, привлекает комфортным шопингом (сервисом, отсутствие толкотни на кассе, дополнительными услугами).

Супермаркетам пришлось перестраиваться и адаптироваться к новым правилам игры. Тем, кто смог это сделать, как, допустим, харьковская сеть «КЛАСС», модернизировавшая многие свои магазины, начавшие работу еще в «нулевых» и начале «десятых» годов. Именно из-за грамотной адаптации прогнозируемой несколько лет назад смерти супермаркетов (вместе с гипермаркетами) не случилось. Те, крупные и средние магазины розничной торговли, которые грамотно используют имеющиеся пространства, меняются, чтобы соответствовать потребностям своей целевой аудитории, и не боятся перемен, остаются конкурентными и не уступают магазинам у дома.

К примеру, в «КЛАССах» быстрее, чем в любых других харьковских супермаркетах, повсеместно внедрили кассы самообслуживания. В некоторых магазинах произошла смена концепции и переформатирование, а в результате обновления традиционные отделы преобразились, стали современнее и актуальнее, появились новые зоны, в том числе острова с пиццей, тестовые и дегустационные точки.

А вот если вести речь о новых розничных продуктовых магазинах, то в приоритете, конечно же, малый формат — точки до 200 м2. Подобные объекты активнее всего появляются в стране. Во-первых, магазины у дома действительно востребованы. Во-вторых, величина вложений для открытия объектов такого формата ниже, чем у супермаркетов. Последние открывают преимущественно именитые национальные или же успешные в своем регионе местные игроки.

Торговые форматы будущего
Ни супермаркеты, ни магазины у дома — не должны почивать на лаврах. На Западе уже появляются новые форматы, которым прогнозируют успех. Речь о магазинах самообслуживания вообще без продавцов и Phygital store. Первые точки уже имеются в США и Китае, на стадии пилота проверяются и в других странах. Основой развития формата без продавцов и касс являются цифровые платформы и экосистемы.

Что касается Phygital store, то это магазины, которые находятся на стыке физического и цифрового пространства. Суть сводится к тому, чтобы обеспечив все онлайн-преимущества дать клиенту также интересующий его, эмоциональный потребительский опыт, в том числе через так называемый «вау» эффект с виртуальной или дополненной реальностью, игровой составляющей и т.д.

Конечно же, в 2020 или даже 2022 году эти новые форматы не выбьются в лидеры, но недооценивать их, как и растущую скорость перемен, тоже не стоит.



Вернуться назад