DataLife Engine > Экономика > Главные тренды мирового ритейла 2021 года

Главные тренды мирового ритейла 2021 года

Прошлый, 2020 год оказал серьезное влияние на мировое сообщество, экономические и социальные процессы. Не могло случившееся обойти стороной и сферу розничной торговли. Отпечаток коронавирусной пандемии мы все будем ощущать на себя и в наступившем, 2021-м. При всем желании молниеносной кампания вакцинации в разных уголках мира не будет.

Непосредственно ритейл одним из первых ощутил на себе изменения привычек и поведения потребителей. Конечно же, некоторые из них были краткосрочными, в том числе были обусловлены паническими настроениями и фактором неопределенности из-за коронавируса. Но некоторые перемены могут стать действительно чем-то постоянным и стабильными. Поэтому именно в розничной торговле уже начался период быстрого реагирования на те новшества, которые случились в 2020 году.

Уже сейчас, по всей видимости, начнут зарождаться совершенно новые и становиться более крепкими уже существующие онлайн-форматы торговли, внедряться технологические ноу-хау, популяризироваться непривычные ранее способы взаимодействия. Так, эксперты не только проанализировали большинство случившихся в 2020-м изменений, но и выделили несколько ключевых трендов на 2021 год. Они с высокой долей вероятности определят развитие сферы розничной торговли мира в текущем году. Давайте поговорим о них и мы с поправками на украинские реалии.

Главные тренды мирового ритейла 2021 года

Ритейл будет еще ближе «к дому»
В 2020 году стало понятно, что привычной для представителей розничной торговли модели взаимодействия уже не будет. Просто «сидеть и ждать» клиента в торговых комплексах в условиях карантинных ограничений — это заведомо проигрышная ситуация. Ритейлерам нужно активнее сближаться с непосредственными клиентами и, что немаловажно, необходимо делать первый шаг им навстречу.

Буквально это означает следующее — надо внедрять сервисы доставки, открывать пункты самовывоза продукции в непосредственной близости от своих клиентов.

Подобная тенденция характерна и для Украины. Отчетливо проявляется это в самых разных аспектах. К примеру, многие представители продуктовой торговли в 2020 году либо скооперировались с сервисами и платформами, специализирующимися на доставке, либо даже запустили собственные интернет-магазины с полным комплексом услуг. Подобное происходит не только с национальными сетями, но и с региональными ритейлерами. Допустим, популярная харьковская сеть супермаркетов «КЛАСС» еще весной 2020-го запустила онлайн-магазин и сама доставляет заказы по Харькову.

Также немало крупных украинских интернет-продавцов активно наращивает количество пунктов самовывоза и других оффлайн-представительств, вплоть до разработки собственных курьерских сервисов или даже почтовых операторов.

Еще больше технических новшеств
Мировая розничная торговля вынуждена искать инновационные способы повышения своей эффективности. Для этого ей нужны прежде всего IT-решения. В 2021 году представители ритейла могут столкнуться с некоторыми сложностями, которые можно отнести к категории «проблем роста». Так, доступных для использования технологий в ближайшее время однозначно станет больше, но подобное изобилие добавит проблем с выбором, ведь четких критериев для принятия решения бизнес пока не имеет.

Различных программных продуктов уже действительно много. Они способны решать различные задача, оптимизировать самые разные бизнес-процессы торговых компаний. Но с учетом ограниченного бюджета и/или обилия альтернатив, решить, что надо внедрять первым, а что — после, действительно сложно.

Грамотно расставить приоритеты могут помочь сторонние фирмы и консультанты. Но таких экспертов еще нужно найти. Плюс не каждый ритейлер готов доверять в таких важных вопросах кому-то «на стороне».

Украинский ритейл тренд на изобилие технических новшеств затронет в меньшей мере. Это связано с тем, что мы чаще перенимаем опыт западных технологических лидеров с определенной временной задержкой. Фактически мы учимся на ошибках других, то есть выбираем те технологии и новшества, которые «сработали» на западе. Но есть и те украинские ритейлеры, которые готовы на эксперименты. А еще нельзя забывать о национальной специфике. Без адаптации под украинские реалии перенимать западный опыт нельзя.

Влияние производителей вырастет
Раньше ритейлеры, как правило, не ставили перед собой задачу организации эффективного взаимодействия между непосредственным производителем и конечными покупателями. Из-за этого в нынешних условиях представители торговли могут ощутимо пострадать.

Производители сегодня могут наладить каналы обратной связи с потребителями напрямую, причем без больших затрат. Такой фидбек позволит и товары улучшить, и прибыть увеличить. А у ритейлеров она, по всей видимости, снизится.

Самые дальновидные представители розничной торговли попробуют не «заглушить» эту связь между производителем и клиентом, а стать удобным посредником и тут, выступая в роли интерфейса (удобного способа) выстраиваемого общения. Но это далеко идущие планы. В 2021 году проявятся первые отголоски назревших перемен, а ритейлерам придется корректировать свои стратегии борьбы за покупателей (и влияния на них) в ответ на соответствующие действия ведущих производителей товаров.

Эксперты уверены, что придется вносить соответствующие коррективы и украинской сфере торговли.

Дискаунтеры в приоритете
Коронакризис сказывается на уровне доходов потребителей в разных уголках мира. И если раньше запрос на справедливую (низкую для покупателя) цену был, но в мягко выраженной форме, то в 2021 году ситуация изменится. Спрос на доступные товары вырастет во всех категориях. Одновременно с этим доля жестких дискаунтеров в различных сферах торговли будет повышаться.

По прогнозам аналитиков, до 2025 года каждый пятый ритейлер будет именно дискаунтером. Интересно, что для европейцев и американцев фактор падения доходов в нарастании этого тренда не основной. Первая причина повышения доли дискаунтеров в усталости клиентов от брендов. Они попросту не ощущают разницу между разными торговыми марками (а граница между ними действительно размывается). В результате единственным универсальным критерием выбора становится цена.

В Украине в данном аспекте ситуация банальнее. Средний уровень доходов и до коронавируса был невелик, а за последний год он лишь снизился. В результате дискаунтеры, то есть те, кто смогут удовлетворить спрос на доступные товары, должны оказаться в выигрыше. Правда, в нашей стране их доля и так традиционно велика.

Но остальные ритейлеры, такие, как сеть «КЛАСС», успешно навязывают конкуренцию жестким дискаунтерам за счет своих плюсов: большого ассортимента, комфортных торговых залов, высокого сервиса и т.д. Вероятно, чтобы противостоять этому тренду, им также придется использовать больше промо, актуализировать свои программы лояльности и т.д.

Другие тренды ритейла в 2021 году
В текущем году будут проявляться и другие значимые для сферы розничной торговли тенденции, а именно:

Конкуренция с неожиданной стороны. Новые форматы торговли могут предложить не сети супермаркетов, а... технологичные компании, банки и другие неочевидные соперники. Тот бизнес, который умеет быстро адаптироваться к изменениям, способен стать серьезным конкурентом для представителей ритейла.
Мобилизация. Пользователи и дальше «уходят в маленькие экраны», так что тренд на разработку мобильных приложений сохранится. Они будут появляться для клиентов, продавцов, офисных сотрудников компаний розничной торговли и т.д.
Разработка на аутсорсинге. Раньше некоторые ритейлеры занимались разработкой IT-продуктов своими силами. В 2021-м они начнут сворачивать эту деятельность, передавая ее на аутсорс.
Еще больше касс самообслуживания. По мнению экспертов, в ближайшие 3-4 года доля чеков с таких касс может превзойти 30% от общего количества или даже приблизиться к отметке в 40%.
Большинство этих трендов проявится и в Украине. Упоминаемая ранее сеть «КЛАСС» внедрила кассы самообслуживания еще в 2018-2020 годах. А в начале 2021-го уже выпустила свое мобильное приложение. И это не единичные примеры для нашей страны.



Вернуться назад