Главные проблемы продуктового ритейла во время войны
По данным исследования Ассоциации ритейлеров Украины, с середины весны украинская розничная торговля начинает демонстрировать позитивные изменения и намеки на восстановление экономических показателей. Но в то же время в апреле динамика закрытия продуктовых магазинов даже увеличилась на фоне марта. Так, если в первый месяц войны процент закрытых супермаркетов и мини-маркетов составлял 21%, то по итогам апреля этот показатель вырос до 24%.
Кстати, география закрытия точек продуктового ритейла довольно пестрая. Речь не только о временно оккупированных территориях, областях, где ведутся активные боевые действия, но и об относительно безопасных локациях, где вроде как есть все возможности для продолжения деятельности.
Мы попытались выяснить, с чем же связана такая статистика, а также подробнее разобраться в актуальных проблемах продуктового ритейла во время войны. Акцент будет сделан именно на Харьков, который долгое время оставался одной из самых горячих точек на карте военных действий, а сейчас все еще находится в довольно «подвешенном» состоянии.
Прямой ущерб от войны
Главная и зачастую первостепенная причина закрытия продуктовых магазинов в Украине во время войны — это физические повреждения или уничтожение инфраструктуры в результате артиллерийских обстрелов, ракетных ударов или бомбардировок. Для Харькова данный фактор чуть ли не основной, особенно если говорить о торговых точках в самых пострадавших районах — на Северной Салтовке, ХТЗ, Горизонте и т.д.
Например, популярная харьковская сеть «КЛАСС» именно из-за сильных повреждений пока не может возобновить работу одного из своих супермаркетов, который находится на улице Л. Сердюка, 36 (Северная Салтовка). Кроме того из-за обстрелов на короткое время закрывались и другие магазины сети. Так, к примеру, в начале войны также был поврежден ТЦ «КЛАСС» на Холодной горе, изредка возникали проблемы с электричеством в разных районах города и т.д.
Второй фактор категории «прямой ущерб» — это невозможность работы магазинов, которые находятся в местах ведения боевых действий или на временно оккупированных врагом территориях. Тоже вполне логичный фактор, который сегодня актуален для части Харьковской, Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областей.
Отток людей
Чуть более опосредованным фактором является нехватка кадров. Она вызвана прежде всего переселением людей в более безопасные регионы страны или выездом за рубеж.
Отметим, что дефицит персонала не является к третьему месяцу войны столь определяющим. Во-первых, в пострадавшие в начале войны города (Харьков, Киев, Чернигов) люди постепенно возвращаются. Во-вторых, отчасти компенсируется проблема новыми графиками работы: комендантский час заставил сократить рабочее время, а значит и потребность в персонале чуть сократилась. В-третьих, высокая безработица в стране позволяет продуктовому ритейлу рассчитывать на относительно быстрое закрытие вакантных позиций, особенно если речь идет о линейных сотрудниках (кассиры, продавцы и т.д.).
Правда, массовый выезд населения негативно влияет и на покупательский спрос. Выезжают, как правило, наиболее платежеспособные категории, а остаются пенсионеры, люди с инвалидностью и т.д. Соответственно и средний чек у магазинов ощутимо снижается. Некоторым торговым точкам в результате приходится закрываться.
Вынужденная оптимизация
Из-за войны и социальных последствий, таких как снижение покупательной способности и миграция населения, представители продуктового ритейла вынуждены оптимизировать свои бизнес-процессы. Суть обычно сводится к сокращению избыточных трат при попытках сохранения высокой общей эффективности.
Некоторые игроки рынка решили оставить работающими только те магазины и супермаркеты, где можно даже в военное время наладить полноценную деятельность, в том числе:
своевременно пополнять запасы;
формировать сбалансированный ассортимент продукции;
получать адекватную отдачу в виде высокого спроса и уровня доходности.
Такие сети пошли по принципу организации так называемых «опорных» магазинов, тогда как все другие временно закрывали.
Дополнительная оптимизация потребовалась и ритейлерам, у которых остались на довоенном уровне или даже повысились арендные ставки. Им также пришлось закрывать отдельные нерентабельные точки. В этом смысле компании, которые изначально делали ставку на торговые площади, находящиеся в собственности (в том числе и упоминаемая ранее сеть «КЛАСС» в Харькове), оказались чуть в более выигрышной ситуации. Правда, лишь в случае, если удалось избежать физических повреждений своих магазинов из-за военных действий.
Проблемы с поставщиками: логистика, цены и не только
Еще одна солидная группа сложностей напрямую связана с поставщиками продукции. Из-за них многим украинским супермаркетам и магазинам во время войны приходится очень нелегко (вплоть до закрытия отдельных торговых точек).
У большой группы ритейлеров буквально появилась новая серьезная статья затрат — организация логистики. Многие поставщики и производители продуктов питания прекратили доставку своей продукции до точек продажи или распределительных центров. Они переложили эту работу на плечи ритейла.
В первые недели войны многие поставщики, как отмечают представители сети «КЛАСС», повели себя мягко говоря не очень ответственно. Они закрыли склады и перестали отгружать свою продукцию. Из-за этого появился дефицит на полках. Впоследствии для некоторых игроков эта проблема трансформировалась в необходимость закрывать магазины.
Сейчас улучшить ситуацию с логистикой мешает дефицит транспортных средств, сложности с топливом по всей стране, всеобщая мобилизация, затрагивающая среди прочего и водителей грузового транспорта.
Чаще всего на «совести» поставщиков и возросшие цены. В большинстве случаев именно производители или посредники, руководствуясь различными причинами, поднимают стоимость закупки. А это в условиях резкого падения покупательской способности влияет прежде всего на экономические показатели деятельности розничной торговли.
Государственные изменения
Во время войны на продуктовую торговлю влияют и определенные законодательные изменения. Сюда относится, например, запрет на продажу алкогольных напитков, действовавший в разное время почти по всей Украине и сохраняющийся в отдельных регионах, включая Харьковскую область.
Кроме того законодательно ограничена величина торговой наценки (10%) на большой перечень товаров первой необходимости. А именно из них состоит сегодня потребительская корзина, отмечают представители харьковской сети «КЛАСС».
Выводы
Считать, что продуктовый ритейл оказался в выигрышной ситуации (как и во время локдаунов при Covid-19) в корне неверно. Раз он работает во время войны, то еще не значит, что остается в прибыли. Осложнившаяся логистика, высокие ставки аренды, требовательные поставщики затрудняют деятельность даже тем, кто сохранил все точки целыми, не оставил их на временно оккупированных территориях.
Поскольку вопрос обеспечения украинцев продуктами питания остается крайне важным, как минимум, в регионах, где ритейлеры действительно пострадали из-за войны, нужно внедрять программы поддержки. Они могут быть направлены, допустим, на поиск более справедливых арендных условий или другие преференции. В противном случае показатели закрытия продуктовых магазинов и супермаркетов могут и дальше расти.
Кстати, география закрытия точек продуктового ритейла довольно пестрая. Речь не только о временно оккупированных территориях, областях, где ведутся активные боевые действия, но и об относительно безопасных локациях, где вроде как есть все возможности для продолжения деятельности.
Мы попытались выяснить, с чем же связана такая статистика, а также подробнее разобраться в актуальных проблемах продуктового ритейла во время войны. Акцент будет сделан именно на Харьков, который долгое время оставался одной из самых горячих точек на карте военных действий, а сейчас все еще находится в довольно «подвешенном» состоянии.
Прямой ущерб от войны
Главная и зачастую первостепенная причина закрытия продуктовых магазинов в Украине во время войны — это физические повреждения или уничтожение инфраструктуры в результате артиллерийских обстрелов, ракетных ударов или бомбардировок. Для Харькова данный фактор чуть ли не основной, особенно если говорить о торговых точках в самых пострадавших районах — на Северной Салтовке, ХТЗ, Горизонте и т.д.
Например, популярная харьковская сеть «КЛАСС» именно из-за сильных повреждений пока не может возобновить работу одного из своих супермаркетов, который находится на улице Л. Сердюка, 36 (Северная Салтовка). Кроме того из-за обстрелов на короткое время закрывались и другие магазины сети. Так, к примеру, в начале войны также был поврежден ТЦ «КЛАСС» на Холодной горе, изредка возникали проблемы с электричеством в разных районах города и т.д.
Второй фактор категории «прямой ущерб» — это невозможность работы магазинов, которые находятся в местах ведения боевых действий или на временно оккупированных врагом территориях. Тоже вполне логичный фактор, который сегодня актуален для части Харьковской, Луганской, Донецкой, Херсонской и Запорожской областей.
Отток людей
Чуть более опосредованным фактором является нехватка кадров. Она вызвана прежде всего переселением людей в более безопасные регионы страны или выездом за рубеж.
Отметим, что дефицит персонала не является к третьему месяцу войны столь определяющим. Во-первых, в пострадавшие в начале войны города (Харьков, Киев, Чернигов) люди постепенно возвращаются. Во-вторых, отчасти компенсируется проблема новыми графиками работы: комендантский час заставил сократить рабочее время, а значит и потребность в персонале чуть сократилась. В-третьих, высокая безработица в стране позволяет продуктовому ритейлу рассчитывать на относительно быстрое закрытие вакантных позиций, особенно если речь идет о линейных сотрудниках (кассиры, продавцы и т.д.).
Правда, массовый выезд населения негативно влияет и на покупательский спрос. Выезжают, как правило, наиболее платежеспособные категории, а остаются пенсионеры, люди с инвалидностью и т.д. Соответственно и средний чек у магазинов ощутимо снижается. Некоторым торговым точкам в результате приходится закрываться.
Вынужденная оптимизация
Из-за войны и социальных последствий, таких как снижение покупательной способности и миграция населения, представители продуктового ритейла вынуждены оптимизировать свои бизнес-процессы. Суть обычно сводится к сокращению избыточных трат при попытках сохранения высокой общей эффективности.
Некоторые игроки рынка решили оставить работающими только те магазины и супермаркеты, где можно даже в военное время наладить полноценную деятельность, в том числе:
своевременно пополнять запасы;
формировать сбалансированный ассортимент продукции;
получать адекватную отдачу в виде высокого спроса и уровня доходности.
Такие сети пошли по принципу организации так называемых «опорных» магазинов, тогда как все другие временно закрывали.
Дополнительная оптимизация потребовалась и ритейлерам, у которых остались на довоенном уровне или даже повысились арендные ставки. Им также пришлось закрывать отдельные нерентабельные точки. В этом смысле компании, которые изначально делали ставку на торговые площади, находящиеся в собственности (в том числе и упоминаемая ранее сеть «КЛАСС» в Харькове), оказались чуть в более выигрышной ситуации. Правда, лишь в случае, если удалось избежать физических повреждений своих магазинов из-за военных действий.
Проблемы с поставщиками: логистика, цены и не только
Еще одна солидная группа сложностей напрямую связана с поставщиками продукции. Из-за них многим украинским супермаркетам и магазинам во время войны приходится очень нелегко (вплоть до закрытия отдельных торговых точек).
У большой группы ритейлеров буквально появилась новая серьезная статья затрат — организация логистики. Многие поставщики и производители продуктов питания прекратили доставку своей продукции до точек продажи или распределительных центров. Они переложили эту работу на плечи ритейла.
В первые недели войны многие поставщики, как отмечают представители сети «КЛАСС», повели себя мягко говоря не очень ответственно. Они закрыли склады и перестали отгружать свою продукцию. Из-за этого появился дефицит на полках. Впоследствии для некоторых игроков эта проблема трансформировалась в необходимость закрывать магазины.
Сейчас улучшить ситуацию с логистикой мешает дефицит транспортных средств, сложности с топливом по всей стране, всеобщая мобилизация, затрагивающая среди прочего и водителей грузового транспорта.
Чаще всего на «совести» поставщиков и возросшие цены. В большинстве случаев именно производители или посредники, руководствуясь различными причинами, поднимают стоимость закупки. А это в условиях резкого падения покупательской способности влияет прежде всего на экономические показатели деятельности розничной торговли.
Государственные изменения
Во время войны на продуктовую торговлю влияют и определенные законодательные изменения. Сюда относится, например, запрет на продажу алкогольных напитков, действовавший в разное время почти по всей Украине и сохраняющийся в отдельных регионах, включая Харьковскую область.
Кроме того законодательно ограничена величина торговой наценки (10%) на большой перечень товаров первой необходимости. А именно из них состоит сегодня потребительская корзина, отмечают представители харьковской сети «КЛАСС».
Выводы
Считать, что продуктовый ритейл оказался в выигрышной ситуации (как и во время локдаунов при Covid-19) в корне неверно. Раз он работает во время войны, то еще не значит, что остается в прибыли. Осложнившаяся логистика, высокие ставки аренды, требовательные поставщики затрудняют деятельность даже тем, кто сохранил все точки целыми, не оставил их на временно оккупированных территориях.
Поскольку вопрос обеспечения украинцев продуктами питания остается крайне важным, как минимум, в регионах, где ритейлеры действительно пострадали из-за войны, нужно внедрять программы поддержки. Они могут быть направлены, допустим, на поиск более справедливых арендных условий или другие преференции. В противном случае показатели закрытия продуктовых магазинов и супермаркетов могут и дальше расти.
Вернуться назад