KJ-600 - самолет ДРЛО и «небесное око» для будущих авианосцев Китая
К середине 2023 года ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) имеют на вооружении два авианосца для взлета с трамплина - CV-16 «Ляонин» и CV-17 «Шаньдун» и один авианосец «Фуцзянь» с катапультой (CATOBAR - «Catapult Assisted Take-Off But Arrested Recovery») в стадии оснащения, накануне ходовых испытаний.
Одним из преимуществ, которые предлагает авианосец с CATOBAR, является возможность запуска большего количества типов самолетов в более широком диапазоне условий, чем у «трамплинных» авианосцев. Одним из наиболее значительных дополнений являются палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ).
В настоящее время в мире находится на вооружении только один палубный самолет ДРЛОиУ – американский E-2 Hawkeye. Он создан компанией Northrop Grumman и эксплуатируется ВМС США и ряда других стран.
Однако Китай разрабатывает KJ-600 (также известный как H-600), аналогичный самолет, разработанный Xi'an Aircraft Industrial Corporation (XAC) и 603 Institute. KJ-600 впервые поднялся в воздух в середине 2020 года.
На начало июля 2023 г. считается, что по крайней мере шесть прототипов планера KJ-600 находятся на различных стадиях испытаний. По крайней мере, один из них, скорее всего, будет статической тестовой рамой, а остальные — летающими прототипами, выполняющими различные роли.
Примечательно, что до сих пор не было визуальных свидетельств (фото, видео или спутников), позволяющих предположить, что KJ-600 подвергались запуску с катапульты или испытаниям на восстановление после остановки на полигоне для испытаний наземной катапульты на авиационно-испытательной базе НОАК. Однако также весьма вероятно, что такие испытания проводились без аудио- и видеофиксации, что является мерами обычной оперативной безопасности и относительной редкости передачи спутниковых изображений.
Конфигурация и подсистемы
KJ-600 имеет конфигурацию, аналогичную другим типам палубных самолетов ДРЛО в новейшей истории, в первую очередь семейству Grumman E-2 Hawkeye, а также оставшемуся на уровне макета советскому Як-44 и E-1 (предшественнику американского E-1). Это высокоплан с двумя турбовинтовыми двигателями и трех-опорным шасси, в котором задняя стойка шасси встроена в гондолы двигателей. На фюзеляже установлен характерный вращающийся купольный радар.
Судя по спутниковым снимкам, KJ-600 имеет размах крыла в 24,4 м и длину 18,4 м, что соответствует компактным размерам, ожидаемым от палубного самолета.
Недавние высококачественные изображения позволяют идентифицировать несколько особенностей. Турбовинтовые двигатели имеют шесть лопастей и, скорее всего, будут WJ-6C (турбовинтовой двигатель, который приводил в движение самолеты, производные от Y-9, в течение полутора десятилетий). Пусковая планка катапульты на носовой опоре шасси подтверждает возможность запуска CATOBAR, а задняя Y-образная выемка в хвостовой части фюзеляжа и небольшой наконечник хвостового крюка фактически подтверждают наличие Y-образного хвостового крюка для задержанного подъема. Ряд антенн можно обнаружить на нижней части фюзеляжа, а также под крыльями, а также заднюю коробчатую антенну под задней частью. Линии сгиба крыла, возможно, видны, но в настоящее время KJ-600 еще не видели в сложенном/убранном состоянии.
Обозначение основного радара KJ-600 неизвестно, но ожидается, что это будет активная решетка с электронным сканированием (AESA), которая считается высокоразвитой технологией для китайской аэрокосмической и авиационной промышленности. Характерный радар с вращающимся куполом KJ-600 представляет собой одностороннюю решетку, основанную только на одной половине вращающегося купола, имеющей серое диэлектрическое покрытие. Конфигурация радара с вращающимся куполом и односторонней антенной решеткой отличается от трехстороннего фиксированного купола, который можно увидеть на других китайских самолетах ДРЛО, таких как KJ-500 или KJ-2000. Это может отражать требование, которое делает упор на больший размер массива (и, следовательно, выход) по сравнению с фиксированным 360-градусным мониторингом, что не является необоснованным, учитывая, что авианосный самолет AEWC намного меньше, чем его наземные аналоги. В семействе E-2 также используется вращающийся односторонний массив.
В целом, исходя из технологического контекста и сроков его разработки, радар KJ-600 и общий комплект авионики, вероятно, будут использовать самые последние и новейшие технологические достижения китайской промышленности в таких областях, как материалы, программное обеспечение и возможность модернизации. В дополнение к основному вращающемуся радару большой серый носовой обтекатель указывает на наличие носового радара, но неясно, находится ли он просто метеорологический радар или более многоцелевой радар.
Ожидается, что общий размер экипажа KJ-600 будет составлять не менее пяти человек, включая пилота и второго пилота, а также не менее трех операторов пульта управления полетом. Однако точное количество операторов пока не может быть подтверждено.
В целом, летные испытания прототипа продолжаются, и программа KJ-600, вероятно, будет находиться на грани начального производства с низкими темпами, что несколько увязывается с оснащением.
Сходства KJ-600 и Grumman E-2 Hawkeye
Как и следовало ожидать, с момента появления KJ-600 одна из самых распространенных тем в статьях и дискуссиях вокруг самолета связана с его сходством с самолетами семейства E-2. Такая тенденция понятна, если ее поддерживают случайные энтузиасты военной авиации, из-за очень похожей внешней конфигурации двух самолетов. Однако есть также неявные намеки или даже прямые заявления о том, что KJ-600 получен в результате обратного проектирования E-2, или путем шпионажа за E-2, или того и другого.
Большая часть этого дискурса связана с очень похожей общей конфигурацией и планерами двух самолетов. Тем не менее, беглый взгляд на два самолета позволяет увидеть очевидные внешние различия в диаметре и геометрии фюзеляжа, конфигурации хвостового оперения, геометрии носа и кабины, высоте и деталях шасси, а также другие различия в габаритных размерах и тонком расположении ключевых внешних элементов. Совокупность этих различий делает маловероятным то, что KJ-600 был реконструирован или получен из Е-2 таким же образом, как, скажем, китайский J-11B был создан из советского Су-27. Действительно, если бы можно было получить схемы обоих самолетов, вполне вероятно, что были бы различия в планах поперечного сечения между обоими самолетами.
Схожая компоновка между KJ-600 и Е-2 бесспорна, но особого вопиющего в этом нет. В конце концов, та же самая базовая конфигурация, возможно, была впервые использована компанией Northrop Grumman в E-1 в середине 1950-х годов, которая усовершенствовала ее до ее нынешней формы E-2 в 1960-х годах. Он также был исследован и разработан в конце холодной войны КБ Яковлева в форме Як-44, до того, как Сиань принял эту конфигурацию в 2020 году.
Такие параллели довольно распространены в истории авиации, они видны в таких самолетах, как B-1. и Ту-160; семейства Boeing 737 и Airbus A320 (включая современные варианты); ряд истребителей-невидимок (американские F-22 и F-35, китайские FC-31/J-35, корейские KF-21, турецкие Kaan и индийские AMCA); или любое количество недавних беспилотных боевых машин с летающим крылом (включая, помимо прочего, Phantom Ray, GJ-11, Neuron, Taranis,
С другой стороны, конфигурация KJ-600 является прекрасным примером прагматизма НОАК, который был одной из определяющих характеристик многих ее военных проектов с 1990-х годов (и, возможно, одним из факторов относительного успеха и скорость модернизации НОАК в течение последних двух десятилетий). Вполне вероятно, что требования к авианосцу AEWC были впервые изложены в начале 2010-х годов, и тогда должны были быть оценены различные конфигурации и варианты силовой установки. Однако варианты силовой установки были бы наиболее значительным ограничивающим фактором для китайской аэрокосмической промышленности в то время (и до сих пор).
Например, ВМС США рассматривали реактивный преемник E-2C (и других палубных самолетов) под названием Common Support Aircraft, прежде чем вместо этого приступить к разработке E-2D Advanced Hawkeye. У НОАК не было подходящего реактивного двигателя для самолета ДРЛОиУ, хотя его разработка, вероятно, в то время уже находилась в пределах промышленных возможностей китайского авиадвигателестроения. Для этого все еще потребуются время, финансирование и риск для силовой установки с чистого листа, чтобы выйти из чертежной доски до приемлемого состояния зрелости. Таким образом, это была удача, что турбовинтовой двигатель WJ-6C находился в стадии почти готовности и подходил по размерам, мощности и весовой категории для авианосца и в конечном итоге был принят на вооружение.
Отсюда вполне вероятно, что были рассмотрены альтернативные конструкции планера, и зрелая конфигурация, используемая для самолетов от Е-1 до Е-2 и выбранная для Як-44, рассматривалась бы как наиболее зрелый вариант с наименьшим риском. Использование проверенной конфигурации по-прежнему потребует проектирования и проектирования с чистого листа, а также аэродинамических испытаний в аэродинамической трубе. Отдельные компоненты, такие как конструкция фюзеляжа, переборки, двигатели, шасси, тормозные устройства, должны быть спроектированы, испытаны и интегрированы для того, чтобы по определению создать самолет с чистым листом. Возможно, наиболее важно то, что системы полета самолета, такие как его радар, пассивные датчики, процессоры, пульты управления, каналы передачи данных, кабина и органы управления полетом, также должны быть разработаны, протестированы и интегрированы.
Дальнейшее развитие и потенциальные обновления
Для KJ-600 остается ряд вех развития, и некоторые из них, вероятно, будут подтверждены ретроспективно после того, как они произошли, из-за оперативной безопасности НОАК. Вышеупомянутые испытания запуска катапульты с наземного базирования и наземные испытания с задержанным восстановлением станут важными вехами летных испытаний. После этого будут проведены испытания запуска катапульты с авианосца и испытания по восстановлению с авианосца, последние два из которых, вероятно, будут зависеть от достижения «Фуцзянь» достаточной готовности во время ходовых испытаний для начала авиационных испытаний.
Главная неизвестность для KJ-600 заключается в том, сможет ли он запускаться с трамплина (даже если он будет в состоянии с уменьшенной топливной загрузкой), что позволит провести испытания авианосцев CV-16 «Ляонин» и CV-17 «Шаньдун» (оба с трамплинами).
Эта возможность значительно повысила бы гибкость этих двух уже действующих авианосцев, а также KJ-600, но на данном этапе она оценивается как маловероятная.
После завершения летных испытаний и испытаний по интеграции с авианосцем произойдет ввод в эксплуатацию. Это потенциально может предшествовать вводу в эксплуатацию «Fujian», поскольку приемка KJ-600 в первую очередь может позволить начать обучение пилотов и экипажа, чтобы свести к минимуму «время простоя» до того, как «Фуцзянь» станет пригодным для выполнения миссии.
Строящийся авианосец «Фуцзянь» на верфи
Срок службы KJ-600, вероятно, составит несколько десятилетий, и пакеты обновлений практически гарантированы в будущем, особенно для систем миссии и авионики. Ходят слухи, что для KJ-600 может быть использован более новый, более мощный турбовинтовой двигатель, потенциально AEP500/WJ-10, но это еще не подтверждено. Другие варианты структурной модернизации включают добавление зонда для дозаправки в воздухе для увеличения радиуса действия и продолжительности полета.
KJ-600 также может стать жизнеспособной основой для других вариантов самолетов. Ходят слухи, что вариант с бортовой доставкой авианосца (COD), аналогичный C-2 Greyhound, является наиболее вероятным кандидатом, за которым следует вариант противолодочной обороны (ASW). Однако они не подтверждены и в настоящее время не рассматриваются, как ожидалось. Кроме того, поскольку KJ-600 представляет собой относительно небольшой двухмоторный самолет ДРЛОиУ, базовый самолет может быть многообещающим как относительно более низкая стоимость, но достаточно продвинутый ДРЛОиУ для других международных клиентов, которые не могут приобрести полноразмерный самолет такого типа.
Вернуться назад