DataLife Engine > Политика > Соцпартия - сомнительный переходящий приз

Соцпартия - сомнительный переходящий приз

Соцпартия - сомнительный переходящий призНа съезде Социалистической партии роль лидера перешла от ее бессменного основателя Александра Мороза к ее последнему члену, обладающему хоть каким-то авторитетом - Василию Цушко. Скорее от безысходности, чем от надежд на изменение дальнейшей политической судьбы.

История политического проекта

В 1990 году тогда еще молодой политик Александр Мороз был избран в Верховный Совет советской Украины, где благодаря своим свежим взглядам стал лидером неформального парламентского большинства - «группы 239». После провозглашения государственной независимости Украины призвал коммунистов, решивших не изменять своим идеологическим убеждениям, объединиться в новую партию левой ориентации, которая станет преемницей объявленной вне закона Коммунистической партии Украины. На этой волне Александр Мороз становится председателем оргкомитета по созданию Социалистической партии. Вместе с ним в инициативной группе тогда еще участвуют Петр Симоненко, Наталья Витренко, Владимир Марченко. Учредительный съезд Социалистической партии Украины (СПУ) состоялся 26 октября 1991 года в Киеве. С этого момента Александр Мороз становится бессменным председателем партии. Часть коммунистов в переходном парламенте первого созыва примыкает к его новой организации.

В 1992 году на II съезде утверждена первая программа Социалистической партии. Она утверждает, что СПУ является наследницей ленинской партии коммунистов и провозглашает курс на построение социализма путем создания общества народной демократии. На тот момент еще присутствуют портреты Ленина и в обоснование позиции привлекаются цитаты классиков марксизма-ленинизма. Наталью Витренко считается, ни больше ни меньше, - интеллектом СПУ.

Весь период запрета Компартии (до 1993 года) Социалистическая партия безраздельно господствует над левым электоратом. В декабре 1993 года объявляет себя оппозиционной к власти (президент Леонид Кравчук, премьер-министр Леонид Кучма). Тем не менее, в 1992 году происходит первой принципиальное столкновение между «сторонниками марксизма» и «ревизионистами»: склонные к компромиссам остаются в рамках СПУ, остальные уходят добиваться разрешения на легитимную деятельность для Коммунистической партии Украины. Из рядов СПУ выходит будущий лидер КПУ Петр Симоненко.

После восстановления классической Компартии Соцпартия начинает длительное эволюционное движение к социал-демократии. Начало движения – программа V съезда СПУ (1994 год), в которой объявлено, что социалисты готовы критически переосмыслить положения марксизма. Конец процесса – программа VIII съезд СПУ (2000 год), в которой программной целью партии провозглашен демократический социализм. СПУ последовательно избавляется от консервативных коммунистических традиций: неприятия рыночной экономики, пророссийской ориентации, вражды к западным ценностям. Напротив, делает акцент не на борьбе с капитализмом, а на его социализации через максимальное расширение прав наемных работников. Некоторая игра слов, и вот уже у коммунистов - все «общее», а у социалистов – «народное», что не противоречит традициям западной демократии. Социалисты уже выступают против нового передела собственности и возврата к командно-административной экономической модели. Текущая политическая тактика – сохранить оставшиеся преимущества советской системы: запрет на свободную продажу сельскохозяйственных земель, продолжение государственной помощи сельскому хозяйству, социальные льготы. Умеренный социал-консерватизм без какого либо социального протеста. Одновременно Александр Мороз в бытность председателем Верховной Рады второго созыва обзаводится договорными отношениями в политике: всегда половинчатые решения, часто услужливые действия. Такое же положение – в деятельности Социалистической партии, методике проведения ее предвыборной кампании.

В 2003 году партия уже готова вступить в члены Социнтерна. В этой европейской организации она длительное время толкается локтями за право политически представлять Украину с Социал-демократической партией Украины (объединенной), пребывая в статусе ассоциированных членов с правом совещательного голоса. СДПУ(о) в образе «партии власти» проводит дорогостоящую политтехнологическую программу «Год социал-демократии в Украине». СПУ в отместку присоединяется к оппозиционной акции «Украина без Кучмы!». Наконец, конкурент повержен, и в феврале 2006 года Александр Мороз заявляет, что социалистическая партия стала первым и единственным полноправным представителем Украины в Социалистическом интернационале.

Подходя к пику своей популярности в 2006 году, СПУ всячески пыталась избавиться от клейма партии с "умирающей идеологией", которая эксплуатирует стереотипы Советского Союза. Заявляла, что если отечественные социал-демократы являются правоцентристской политической силой, социалисты – левоцентристской. При этом продолжала успешно пользоваться своим существенным преимуществом, доставшимся в наследство от «умирающих убеждений»: практически до выборов 2006 года партия имела четкую региональную структуру, которая включала в себя не нанятые штабы, а идейных людей, готовых работать бесплатно.

В этот момент партия поддалась искушению ряда политтехнологических проектов, с которых началось ее падение. Первым не вполне осмысленным шагом стала публикация в почти «партийной» газете «Сільскі вісті» статей антисемитской направленности. Далее долгосрочная вражда с Леонидом Кучмой, которая привела партию в ряды разношерстных оппозиционеров «Украина без Кучмы!» В акции Александр Мороз всячески пытался играть роль борца за общественные идеалы, но через это явно проступало сведение личных счетов. Из-за пассивной позиции Евгения Марчука ему пришлось озаботиться судьбой государственного изменника, записывавшего разговоры президента, - майора Мельниченко. Вывезти записи за пределы Украины помог активист Соцпартии Владимир Цвиль. В дальнейшем реализовывалась сомнительная идея с включением Николая Мельниченко в партийные списки на парламентских выборах 2006 года. Эту же тему социалисты продолжали использовать вплоть до парламентской кампании 2006 года, когда была поставлена цель с помощью записей Мельниченко подвинуть вниз ближайшего политического конкурента - спикера Владимира Литвина с его Народной партией, обвинив его в причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе.

Аналогичное непонимание общественности встретила попытка превратить идею политической реформы в партийную доктрину СПУ. Борьба за поправки к Конституции оказалась большинству украинцев просто неинтересна — они восприняли ее как бестолковую возню, не имеющую ничего общего с повседневными потребностями обычных людей.

Серьезным образом по имиджу СПУ ударил поход социалистов из «оранжевого лагеря» в «антикризисную коалицию» после парламентских выборов 2006 года. Хотя основная вина Александра Мороза была не в том, что привел Социалистическую партию в антикризисную коалицию, а в том, что пропустил момент, когда партия не выдержала испытания властью. Министерские кресла, прилипшие к пятым точкам некоторых выдвиженцев СПУ, перевесили здравый смысл. Не отставал от них и Александр Мороз, практически переставший напрямую встречаться с народом, а заказывавший телевизионную группу прямо себе в парламентский кабинет.

Александр Мороз упустил момент, когда нужно было сделать ставку на молодых и агрессивных партийцев, и вместо этого попытался продолжить «цивилизованную» борьбу: «Мы пошли на сотрудничество с либералами, чтобы спасти государство. Социалисты должны заставить либералов социализироваться». Начались откровенные ставки на популистские проекты. Идея поддержать социальное положение старшего поколения доведена до абсурдной реализации «Партии детей войны». Вероятно, дальше должны последовать партии «детей хрущевской оттепели», «ветеранов застоя» и «жертв перестройки». В период финансового роста выдвигалась идеи всеобщего бесплатного обучения всех желающих в высших учебных заведениях, которая впоследствии была модифицирована: принимать в ВУЗы всех желающих, а после первого курса проводить жесткий отбор. Очередная социальная идея Социалистической партии образца 2010 года - коммерциализировать партию под кредитные союзы, которые будут предоставлять микрокредиты украинским селянам (опыт бангладешского банкира, нобелевского лауреата Мухаммада Юнуса). До этого член партии и экс-замминистра МВД по хозяйственной части (2006-2007) Александр Фокин уже продвигал идею кредитной сети на базе Соцпартии в 2007 году. Залогом под микрокредиты должны были стать земельные паи, которые крестьяне будут закладывать в кредитных союзах.

Союз разбежавшихся партийцев

Интересно, что многие популистские идеи выдвигались Соцпартией в рамках ответственности своих людей, делегированных в структуры высшей власти: в парламенте пятого созыва фракция Социалистической партии Украины обеспечила своим менеджментом "Энергоатом" (Андрей Деркач), Министерство транспорта и связи (Николай Рудьковский), министерство внутренних дел (Василий Цушко), министерство образования и науки (Станислав Николаенко), фонд государственного имущества (Валентина Семенюк).
Длительный постепенный переход партии к соглашательской популистской политике вытолкнул из партии достаточно много более компетентных людей. Конфликт в руководстве в 1995 году привел к выходу из фракции СПУ (а позже и к исключению из партии) Натальи Витренко и Владимира Марченко. В апреле 1996 года они создали Прогрессивную социалистическую партию (ПСПУ), превратившуюся в главного оппонента СПУ. Перед парламентскими выборами 1998 года Александр Мороз объявил Витренко "заказной перебежчицей", работающей на Кучму.

В 2006 году Юрий Луценко демонстративно вышел из рядов Социалистической партии Украины по причине "предательства" Александра Мороза вследствие перехода в состав "антикризисной" коалиции с Партией Регионов. Его путь повторили два секретаря политсовета Социалистической партии Украины (Галина Гармаш и Геннадий Задирко), назвав позицию лидера партии Мороза и части членов фракции Соцпартии "предательством партии и избирателей". Мороз тогда так и не согласился с критикой: "Это не конфликт - это непонимание ими ситуации и преобладание личных амбиций или интересов над общественными и партийными". В разные годы под таким предлогом из СПУ по разным причинам ушли и другие весьма влиятельные «уклонисты» и «оппортунисты»: Иван Чиж, Вадим Мисюра, Владимир Гошовский, Евгений Филиндаш, Иван Сподаренко.

Пришедший им на смену молодой и энергичный Василий Волга изначально воспринимал свое членство в СПУ сродни своеобразному карьерному трамплину во власть и большую политику. Целый год с непомерным рвением и энтузиазмом он отстаивал свою социалистическую заботу о государстве от имени СПУ. В результате, лидер фракции социалистов Иван Бокий охарактеризовал молодого коллегу как «довольно сложную личность, только приживающуюся в партии, и не являющуюся ключевой фигурой, которая может определять лицо СПУ». Его кандидатуру не включили уже в следующие в предвыборные списки на внеочередных парламентских выборах 2007 года.

После провала социалистической партии на досрочных парламентских выборах 2007 года причину поражения почетный президент ММК им. Ильича «народный олигарх» Владимир Бойко сформулировал просто и однозначно: «множество проходимцев» в списках СПУ. Однако высшим руководством партии вина была переложена на местные партийные органы. Произошел самый массовый исход из партии: зачистка Политсовета (из партии ушли профессор Владимир Кизима, Виталий Шибко, бывший министр образования Станислав Николаенко, бывший аграрный министр Александр Баранивский), началось тоатльное обновление обкомов и райкомов партии. В результате, руководство СПУ сконцентрировалось в руках исключительно Мороза.

Теневая сторона прежней жизни

В период своей популярности Социалистическая партия получала поддержку от представителей крупного бизнеса: директора Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимира Бойко, генерального директора "Турбоатома" Анатолия Бугайца, руководителя Северодонецкого объединения "Азот" Алексея Кунченко, Андрея Деркача. Благодаря участию во власти многие представители Соцпартии также приобщились к бизнесу (яркий пример - Николай Рудьковский). В парламентской кампании 2006 года Михаил Бродский в прямом эфире «5-го канала» продемонстрировал документы о причастности Николая Рудьковского к скрытому оперативному управлению комбинатом «Криворожсталь» перед аукционом по его повторной приватизации. В Харьковской области приоритет в структурах СПУ всегда был отдан "Мегабанку": первый секретарь горкома СПУ (он же заместитель главы правления "Мегабанка") был лоялен ко всем губернаторам Харьковской области, его же СПУ всегда продвигала во власть или в руководство «Турбоатомом».

Для освоения инвестиций внутри партии образовалась неформальная должность «серого кардинала». Начиная с президентской кампании 1999 года ее занимал Иосиф Винский. Впоследствии он получил обвинение от Владимира Гошовского в личном влиянии на составление предвыборных партийных списков: «На парламентских выборах 2006 года СПУ построила региональную работу по принципу привлечения в руководство структурами влиятельных в данном регионе людей, обладающих финансовыми, медийными, организационными ресурсами.

Старые партийцы при этом были отодвинуты на вторые роли. Подобная эволюция партии стала результатом аппаратной победы первого секретаря политсовета СПУ Иосифа Винского».

Далее к Иосифу Винскому присоединился социалист с амбициями политтехнолога Ярослав Мендусь, претендовавший на руководство и информационное сопровождение кампании СПУ на внеочередных парламентских выборах 2007 года. После поражения его обвинили в использовании «архаичных пиар-технологий» и кулуарном решении кадровых вопросов. Тем не менее, Иосиф Винский проиграл внутрипартийную войну новому «серому кардиналу» и покинул СПУ под формальным предлогом несогласия с «антикризисной коалицией».
Далее в одно ухо Александру Морозу всегда нашептывал Мендусь, в другое – Рудьковский. При этом и тот, и другой давно забыли о каком-либо рейтинге народной поддержки.

Текущее состояние Социалистической партии вполне можно определить словами Тараса Чорновила: «Украинские левые силы по своей идее достаточно живучи, но на данный момент дошли до того минимума, который будет всегда». При этом Александр Мороз до последнего упорствовал, обвиняя своих избирателей в банальной измене: «взять грош, а отдать миллионы, продаться по одному, а вместо этого продать общество». Кто был первым в столь масштабной финансовой операции сейчас определить сложно.

А ведь, в принципе, еще недавно, перспективы СПУ казались не такими уж и безнадежными: - см. О Соцпартии без эмоций

Цушко надежды нашей...

На партийном съезде причину сегодняшнего катастрофического положения партии Валентина Семенюк-Самсоненко определила как результат идеологического «заигрывания с либералами». В результате чего сформировались традиции «неискренность в наших действиях»: «Говорим одно, пишем в программах другое, а черные кардиналы организуют кулуарщину, борются друг против друга». Для исправления ситуации необходимо «моральное очищение и сильная организационная работа», однако на сегодняшнюю смену высшего руководства надежд немного, «какие бы кадровые решения ни принимались, это не будет иметь существенного влияния на судьбу партии» пока мы не сможем «отойти от наркотической иглы олигархов». В общем, она готова остаться только «верной правой рукой».

Социалистический либерал Николай Рудьковский по-своему понял необходимость совместить декларации и реальные действия, предложив в соответствии с традициями социал-демократии заменить в партийной символике «серп и молот» европейской «алой розой», а цвет знамени подчеркнуто утвердить как «малиновый» (чтобы не путался с красным). Каких-либо других революционных намерений ни с его стороны, ни со стороны Виктора Субботина (нынешних партийных олигархов) не последовало.

Из выступления Василия Цушко стало очевидно, что несмотря на его предыдущее формальное отдаление от структур Соцпартии, он находится в курсе внутрипартийного положения. В частности он раскрыл секрет: несмотря на официальный партийный нейтралитет, большинство обкомов СПУ во время президентских выборов поддержали кандидатуру Виктора Януковича на пост президента Украины. Поэтому обновленную программу партии Василий Цушко сформулировал как «партнерство ради созидания». При этом честно предупредил, что на посту министра экономики ему придется зачастую подписывать решения, не соответствующие программе партии». Зачем при этом нужен «такой министр» или «такая партия» осталось тайной.

Проблема видится в том, что несмотря на праведные личные убеждения Василий Цушко никогда не имел намерений заниматься кропотливой партийной работой, особенно теневой ее частью. Тем не менее, он поспешил заверить своих однопартийцев, что не будет спешить сдавать партию под патронат очередного олигарха: «Если вы рассчитываете, что завтра Цушко найдет спонсора в лице нескольких олигархов, то нужно понимать, что СПУ будет служить олигархам, потому что они платят, а кто платит за музыку, тот танцует девушку». Тем не менее, наиболее близкой фигурой, в политический союз с которой в ближайшей перспективе может войти Соцпартия, следует считать непосредственного руководителя Василия Цушко по работе в правительстве – Сергея Тигипко. Не далее, как год назад он вел переговоры о поиске партийного проекта для реализации своих политических устремлений. Тогда в ходе переговоров с СПУ явное предпочтение союзу с ним высказывали Николай Рудьковский и Ярослав Мендусь, однако Александр Мороз на тот момент оказался еще не готов передать бразды правления.

Сергей Бочкарев

Читайте также: Сон "красных" рождает "коричневых"



Вернуться назад