DataLife Engine > Христианская демократия > К истокам христианско-демократического движения в Европе

К истокам христианско-демократического движения в Европе

Graves de communi - первая папская энциклика ХХ века

К истокам христианско-демократического движения в ЕвропеВ наше время многие партии не слишком заботятся о своей идеологической базе, полностью полагаясь на свои финансовые возможности и административные влияния. К сожалению, идеологию часто считают второстепенной для партии. Такая мысль в основном бытует среди лидеров новообразованных политических объединений. Говоря о более давних партийных организациях, следует отметить, что их исторические истоки нужно искать именно в определенной идеологии. И именно эта идеологичность дала возможность просуществовать им даже не одно столетие. К таким идеологиям относится христианско-демократическая идея, время возникновения которой датируется последней третью ХІХ века. С начала своего существования она привлекла пристальное внимание папского престола. 18 января 1901 года вышла в свет первая энциклика ХХ века – “Graves de communi”, посвященная именно христианской демократии.

Папа Лев ХІІІ (1878-1903) много внимания уделял социальным проблемам общества. На эту тему он написал несколько энциклик, виднейшая из которых – “Rerum novarum” – сделала настоящую революцию социальной доктрины Католической Церкви и нанесла значительный удар по антихристианскому социалистическому движению, который, собственно говоря, активно распространялся в Европе. Лев ХІІІ предостерегал верных перед опасностями антирелигиозной и антицерковной деятельности социалистов и либералов, которые как раз выходили на первый план во многих странах Европы [4; 192-197]. Папа реагировал на все социально-политические изменения, происходящие в обществе, на обострение межсословных отношений, которое часто искусственно преувеличивалось и провоцировалось леворадикальными силами. И в такой своей деятельности он получал значительную поддержку от верных католиков и даже умеренных протестантов. Во многих странах Европы действовали христианские профсоюзные объединения, создавались под патронатом Церкви кредитовые общества, союзы взаимопомощи и т.п.

В некоторых государствах возникли политические объединения, основанные на христианской общественной доктрине. Сначала они носили название христианские социалисты, противопоставляясь марксистскому социализму. После энциклики “Rerum novarum” (1891) название изменилось на христианско-социальное движение, а в скором времени получил распространение термин христианская демократия. Впервые он был употреблен католическими писателями еще в начале ХІХ века без четкого определения. В 1891-1893 гг. в Бельгии и Франции возникли первые партии с таким названием, а с 1897 г. – в Италии.

Не все католики положительно восприняли новое политическое движение, некоторые усматривали в нем коварство либералов. В Италии старокатолические “непримиримые” деятели, боровшиеся за возрождение папского государства, поначалу осудили христианскую демократию. Но именно в этой стране она получила наибольшую поддержку и теоретически-идеологическую основу. Один из ее первых идеологов-пропагандистов, Тониоло, объяснял христианскую демократию как такую форму общественных отношений, при которых вельможи из христианских чувств верно поддерживают власть и государство, а это приносит пользу всем слоям общества.

Христианско-демократические группы в Италии не считали необходимым опротестовывать факт объединения страны, как это делали старокатолики, а максимум внимания уделили социальным проблемам народных масс. Также они отличались и от социалистов своей опорой на христианскую доктрину и отсутствием демагогической пропаганды. Свою цель христианские демократы усматривали в защите прав обездоленных и настоящей свободы личности, дарованной ей Богом.

Папа Лев ХІІІ, который находился под влиянием старокатолического окружения, поначалу пытался повлиять на молодое католическое движение. В 1900 г. итальянские христианские демократы начали выпускать свою общегосударственную газету, и это было фактическим провозглашением создания общеитальянской партии. Папа отреагировал на это событие энцикликой “Graves de communi” [3, 319-321].

С первых же слов энциклики папа обращает внимание на социальные разногласия, распространенные в обществе, о которых уже шла речь в его предшествующих пастырских письмах. С радостью он констатирует, что они принесли ощутимую пользу, активизировали мирское социальное движение. Церковь все чаще принимает на себя функции социальной опекунши. В Европе, как пишет папа, возникают группы, которые в одних странах назвали себя христианские социалы, а в других – христианские демократы, противопоставляясь социал-демократам. Лев ХІІІ констатирует факт, что христианская демократия из-за своей новизны и по другим причинам не сразу вызвала доверие у паствы и клира. Кое-кто усматривает в ней угрозу для монархии, кое-кто по ошибке понимает под демократией социалистические идеи, а кое-кто вообще считает, что под таким названием кроется угроза для светской и духовной власти [1, 25-28]. Поэтому папа хочет своей энцикликой “Graves de communi” разъяснить вопрос о христианской демократии, а также посоветовать, как лучше сделать это движение всесторонним и полезным для государства.

Для этого Святейший Отец указал на различие в цели социал-демократов и христианских демократов. Первые отвергают все сверхчеловеческое и борются за удовлетворение материальных потребностей; ведут борьбу за народовластие, за уравнивание всех людей между собой и во владении собственностью, вплоть до отмены частного права на собственность, преобразование ее в общественную. Вместе с тем, христианские демократы именно из-за первой части своего названия, по мнению папы Льва ХІІІ, должны опираться на основы христианской веры и прежде всего бороться за спасение человеческих душ. Папа на уровень святости поднимает понятие справедливости, защищает право на честные формы заработка и незыблемость права частной собственности, обороняет естественность общественных сословий и характер государственного строя, как данный самим Богом. Отсюда вытекает ясность об определяющем отличии социал-демократов и христианской демократии.

По мнению папы, не стоит злоупотреблять названием христианской демократии для политики, а прежде всего ее нужно понимать как благотворную христианскую работу для народа. Божьи заповеди стоят выше общественных строев, выше партийной борьбы и не зависят от формы государственного правления, а согласовываются с любой из них, если она справедлива. Лев ХІІІ считал, что гражданину достаточно при любом государственном строе придерживаться заповедей, как это делает Церковь по отношению к разным государствам.

Еще одно преимущество христианской демократии выделяется в энциклике “Graves de communi” – это ее фактическая надсословность. Все люди равны перед Богом и между собой по своей природе, говорится в ней, а потому счастье одним нельзя приносить за счет обделения других. Также христианско-демократическая идея не отвергает, а защищает лояльность к власти, особенно к духовной, вытекающей из христианского долга.

Назвав такие главные основы своего видения христианской демократии, римский понтифик закрывает спор об этой новой на конец ХІХ века общественной идее.

Относительно рабочего вопроса христианско-демократическая теория, по словам папы, гарантирует работнику возможность жить своим трудом и возможность должным образом выполнять свои нравственно-религиозные человеческие обязанности, чтобы достичь спасения в небе. Упоминая об этих обязанностях, папа делает акцент на ошибочности распространенного суждения об исключительной тождественности социального и экономического вопроса. По его мнению, социальный вопрос больше связан с моральной стороной, религиозностью общества, и потому должен решаться по законам морали и согласно нормам религии. Никакие материальные блага не смогут принести пользы, если человек отвернулся от Бога, – говорится в энциклике. Поэтому папа акцентирует на важности участия католиков в христианских экономических обществах. Взаимный труд для более бедных слоев – главная из основ христианской демократии – это воплощение в жизнь наибольшей заповеди любви, наилучший пример которой подает сам Иисус Христос. Лев ХІІІ приводит на эту тему многочисленные примеры из Святого Письма. Развивая ее дальше, он защищает идею милостыни от обвинений левых сил в оскорбительности этой идеи. Чтобы ее совершать, говорит Святейший Отец, согласно науке Евангелии, то и того она не обидит, кто ее дает, и того, кто ее принимает, так как доказывает необходимость взаимной поддержки. “Никто из людей не является настолько богатым, чтобы ни в чем не нуждался; никто не является настолько бедным, чтобы не мог быть другому в чем-то полезным; есть это уже врожденным в людях, что одни других с доверием о помощи просят и взаимно ее себе радушно дают”, – говорит папа Лев ХІІІ в энциклике “Graves de communi”. Намерение мирян повысить уровень жизни более бедных слоев полностью согласуется с желаниями Церкви, и, подчеркивается в энциклике, как это называется – христианская работа для народа или христианско-демократическая – не имеет особого значения, лишь бы наука Церкви в этом деле выполнялась должным образом. И из-за важности данного дела необходимо, чтобы христиане были едины в идеи, желании и в работе, а не менее важным является и то, чтобы эта работа через большее количество рук, в ней задействованных, умножилась и расширилась.

Особенно полезным, по мнению римского архиерея, будет привлечение к такой христианской работе людей почтенных, состоятельных, материальные возможности и образование которых делают их значимыми в обществе. Им не позволительно раздумывать: заботиться ли про более слабых или нет – они просто обязаны это делать. Именно из этих богатств, духовных и материальных, вытекает их обязанность перед обществом и государством. И они в силе сделать для общества то, чего более слабые сделать не могут. К этому их вынуждает и личная ответственность перед различными глобальными социальными опасностями, а также ответственность перед Богом. Именно на религиозной основе все объединенные сословия смогут оберегать покой и стабильность общества и государственных институций. Актуальность такой общей работы очевидна, так как слишком большой и объемной является нужда целых сословий, а отсюда и социальная тревога. Лев ХІІІ указывает также и на опасность, которую несет социалистическая пропаганда для общественного покоя. Через тайные организации она входит в быт людей, словом и делом волнует массы, подрывает авторитет Церкви и религии, толкает нуждающихся, тех, кто под ее влиянием забыл об обязанностях и только кричит о правах, на противозаконный путь. И долг всех сознательных граждан заключается в том, чтобы стать на защиту государства и религии. А чтобы не испытывать общественного единства, должны быть приостановлены дискуссии о том, что разъединяет и взаимно обижает. Должны помнить те, обращается папа, кто занимается решением общественных дел, что необходимо сохранить равновесие и покой в обществе. А если возникает сомнение или сопротивление, то с пользой для государства необходимо смиренно довериться воли Церкви.

Говоря о деятельности мирских обществ, папа советует им без нарушения своих уставов и прав организовать координирующий совет, одобренный Церковной властью. Особенно в энциклике выделяются условия успешного ведения общественной работы. Прежде всего, она должна быть искренна и основываться на братской любви, а также необходимо остерегаться опасных идей и их носителей, не нарушать ни чьих прав, заботиться о развитии семьи, уважать хозяйственность, публично проявлять свою веру в Бога. Относительно клира, то Святейший Отец запрещает ему слишком ангажироваться в это движение, а лучше заниматься своими прямыми обязанностями; а в общественной работе больше сделают, если будут наследовать св. Франциска с Асиза.

Подытоживая энциклику “Graves de communi”, папа Лев ХІІІ подчеркивает, что воля Церкви есть окончательная в общественных делах для всех людей и групп. При согласованной и поступательной работе всех христиан станет более очевидным, насколько важной является роль Церкви в наведении общественного порядка, покоя и настоящего благосостояния народа, для которой все, богатые и бедные, равны, и которым она об их обязанностях всегда напоминает. В заключение папа обращает всех к чтению Святого Письма и посылает апостольское благословение всему клиру и всем верным народам.

Анализируя данное пастырское письмо папы Льва ХІІІ, стоит сразу сосредоточиться на двух определяющих моментах, дающих возможность лучше понять положение энциклики: актуальный в то время и вневременный моменты, взгляды папы как политика и высочайшего и достойнейшего представителя Церкви. Римский понтифик Лев ХІІІ был продолжателем своего предшественника Пия ІХ в борьбе за папское государство, разрушенное объединением Италии, и потому имел свои политические взгляды и интересы. Рассматривая христианско-демократическое движение, папа понимал, что это движение не интересуется т.н. “римской проблемой” и выходит за пределы его влияния. С другой стороны, политические отношения того времени нередко были вещью неморальной и антихристианской.

Поэтому папа по этим двум причинам старался отстранить христианско-демократические идеи от политической заангажированности. И это был именно актуальный на то время политический момент. Все другие постулаты энциклики “Graves de communi” необходимо трактовать как науку Вселенского Архиерея, соответственно они носят вневременный характер. Лев ХІІІ в “Graves de communi”, как и в других подобных документах, конкретизирует подход Церкви к социальным делам. Папа, ссылаясь на учение Святого Письма, а также многовековой опыт Церкви, четко связывает их с нравственно-религиозным состоянием общества, ставя в прямую зависимость социальную обостренность от нравственно-религиозного упадка. Значительную роль, по мнению папы, в христианско-демократическом движении играет также идея братской любви и взаимной поддержки.

Идея христианской демократии уже давно вышла за пределы такой организации, которой ее видел папа Лев ХІІІ. Теперь это всемирное движение, получившее значительное влияние в большинстве государств Европы. В новой Украине христианско-демократическая идея одновременно и молодая, и имеет уже давние исторические традиции, поскольку всегда фигурировала в национальной ментальности и даже имела исторические организованные формы в виде Христианско-общественного Союза в Галиции в начале ХХ века. Считаем, что освещение энциклики “Graves de communi” папы Льва ХІІІ прольет свет на нравственно-идеологические основы христианско-демократического движения и поможет ему найти своих последователей в нашем государстве.

Тарас Антошевский

Использованная литература:
1. Лев ХІІІ, папа римський. Енцикліка “Graves de communi”. // Львівсько-Архієпархіальні Відомості. – Львів, 1901. – Ч. ІV.
2. Антошевський Т. До історії християнсько-суспільного руху в Галичині. – Львів, 1997.
3. Канделоро Дж. Католическое движение в Италии. – Москва, 1955.
4. Нагаєвський І. Історія Римських Вселенських Архієреїв. – Т. ІІІ. – Рим, 1979.

Украиноязычная версия статьи: До початків християнсько-демократичного руху в Європі

Архив 2004 года,
газета "Христианский Демократ"



Вернуться назад