DataLife Engine > Экономика, Новости > Итоги 2023 года для продуктового ритейла Украины

Итоги 2023 года для продуктового ритейла Украины

Прошедший 2023 год для украинской экономики и продуктовой розничной торговли прошел, можно сказать, без таких резких взлетов и падений, как 2022-й. Во-первых, полномасштабная война в определенной мере стала данностью и новыми реалиями, к которым адаптировались и люди, и бизнес. Во-вторых, разного рода негативные форс-мажоры и риски, вроде блэкаута уже не были какой-то неожиданностью, к тому же новые удары по энергетической инфраструктуре в конце 2023-го, к счастью, не состоялись, хотя ритейлеры, конечно же, к ним серьезным образом готовились.

Если говорить о розничной торговли Украины в целом, то, по мнению Александра Лобановского, основателя и генерального директора сети супермаркетов «КЛАСС», она в прошлом году продолжила свое восстановление. Одни локальные ритейлеры адаптировались в новым реалиям (актуально для компаний в прифронтовых регионах, в том числе в Харьковской, Днепропетровской, Николаевской области), другие — мигрировали и/или расширяли сферу присутствия. Вместе с тем почти все представители ритейла развивали собственные торговые марки (СТМ) и продолжали тенденцию на внедрение технических новшеств. Но давайте обо всем по порядку.

Итоги 2023 года для продуктового ритейла Украины

Восстановление украинского ритейла продолжалось
По данным Ассоциации ритейлеров Украины (RAU), ключевыми игроками розничной торговли в нашей стране остаются продовольственные магазины, ведь на данный сегмент приходится около 30% всех торговых объектов. За 2023 года открылись с нуля или возобновили работу после вынужденного закрытия свыше 300 таких магазинов. В результате за период полномасштабной войны отрасль продуктового ритейла восстановилась на 21%.

Если говорить о концентрации торговых сетей, то самая высокая она в столице и в Киевской области. Здесь суммарно работает сегодня свыше 1650 магазинов. Это больше, чем в сумме имеют три идущих в рейтинге следом региона — Львовская, Одесская и Днепропетровская. Интересно, что на пятом месте идет Кировоградская область, то есть представитель центральной, а не западной части Украины.

В целом, как отмечают аналитики, на конец 2023 года работает уже 100.2 % продуктовых магазинов от довоенного уровня, то есть де-факто отрасль уже восстановилась полностью.

Можно сказать, что весь 2023 год тенденция к возобновлению работы магазинов и торговых сетей по стране продолжалась. Отчасти это обусловлено тем, что в последние 3-4 месяца 2022-го ВСУ добились ощутимых успехов на поле боя, освободив большую часть Харьковской области, а затем вернув Херсон. Понятное дело, в этих регионах открывались и национальные операторы, и локальные игроки. Также было восстановлено несколько крупных торгово-развлекательных центров, которые были разрушены или повреждены в результаты ракетных обстрелов в более удаленных от линии фронта населенных пунктах, в том числе в Одессе.

Как правило, даже крупные национальные ритейлеры ставят себе цель просто восстановить магазины по тем проектам, которые имелись ранее. В нынешних условиях высокой неопределенности и экономических рисков реорганизация пространства, корректировки торговых площадей и другие изменения для ранее функционирующих объектов не предполагаются.

Относительно быстро восстановиться могут прежде всего национальные ритейлеры и/или небольшие магазины у дома. Первые имеют больше финансовых возможностей и у них выше запас прочности. Вторые, как правило, не нуждаются в больших капиталовложениях для повторного запуска. Сложнее обстоят дела с крупными супермаркетами региональных сетей. Допустим, у популярной харьковской сети «КЛАСС» все еще остается один частично разрушенный торговый объект на Северной Салтовке. По словам руководителей, одной из приоритетных задач для ритейлера является его восстановление. Планируется сделать это к середине 2024 года. Параллельно с данной задачей стоят и цели открытия новых супермаркетов и магазинов у дома в Харькове.

Почему восстановление не всегда идет быстрыми темпами? Каждый отдельный кейс нужно рассматривать индивидуально, считает Александр Лобановский. Допустим, харьковские ритейлеры за 2022 год потеряли не менее половины постоянных клиентов. К середине 2023-го ситуация улучшилась, но объемы выручки все равно меньше довоенных приблизительно на 20-30%. Сейчас региональные игроки в Харькове уверены в том, что будут работать в городе, и объективно — это тоже важное решение, ведь летом 2022 года даже в подобном было немало сомнений.

Сейчас Харьков снова стал довольно успешным рынком потребителей, где можно и нужно развиваться. Сеть «КЛАСС» в 2023-м запустила один новый магазин, а на первую половину 2024 года запланировала восстановление супермаркета на Северной Салтовке и открытие одного нового торгового центра.

Миграция украинских ритейлеров
Наряду с восстановлением торговых точек и сетей в целом в 2023 году четко прослеживалась и еще одна тенденция, а именно открытие отдельными игроками новых для себя регионов. И тут чаще всего не идет речь про полную релокацию: уход из одного места в другое, как правило, успешные в одних областях ритейлеры расширяли сферу своего присутствия. Основной вектор миграции, конечно же, был и остается направлен на западные области страны. Причины понятны — тут чуть выше уровень безопасности, реже тревоги и меньше риски разрушений (но они фактически остаются в любой точке страны), плюс так или иначе сюда был приток людей из прифронтовых регионов, то есть потенциальных покупателей здесь стало больше.

Для некоторых небольших торговых сетей релокация бизнеса в относительно спокойные регионы на западе Украины — это прежде всего поиск возможностей для продолжения существования и выживаемости. Иногда приходится даже искать новые форматы и менять позиционирование, переходя от недорогих магазинов у дома к премиальному сегменту (или наоборот).

Как отмечает Александр Лобановский, миграция на Запад для украинских ритейлеров выгодна и по причине близости границы с Евросоюзом. Эта особенность дает возможность оптимизировать логистику импортных товаров, и предлагать покупателям более выгодные цены.

Интересно, что помимо направления миграции ритейлеров на запад в 2023 году был и еще один привлекательный для торговых сетей регион — Одесская область. Тут свои новые представительства открывали как национальные операторы, так и локальные компании из соседних регионов, в том числе Николаевской и Кировоградской областей.

Стоит также учесть, что во многих прифронтовых регионах, в том числе ближайшем украинском тылу, потребность в продовольственных магазинах также остается высокой. В связи с этим отдельные небольшие ритейлеры все же идут против общего тренда на миграцию, и расширяют свое присутствие именно на востоке страны. Но можно сказать, что это скорее исключение, которое подтверждает правило.

Расцвет СТМ, дискаунтеров и магазинов у дома
К важным итогам 2023 года для украинской продуктовой розничной торговли относится снижение покупательской способности населения и сохраняющийся высокий спрос на доступные товары. Логично, что на этом фоне более востребованной оказалась не традиционная брендовая продукция, а собственные торговые марки ритейлеров (СТМ).

По словам Лобановского, оправданной ставка на СТМ в нынешних условиях стала и для самих торговых сетей. Так, одной из причин роста предложения соответствующих товарных категорий является нарушение привычных логистических цепочек и необходимость более плотно взаимодействовать с отечественными производителями и поставщиками. По данным NielsenIQ, продажи СТМ в 2023 году превысили довоенные показатели. Более того сейчас Украина является одним из лидеров мирового ритейла по потреблению товаров СТМ. Их доля на конец лета 2023 года достигала показателя в 36% от общих продаж торговых сетей. Напомним, что СТМ традиционно имеют меньшую себестоимость, так как не нуждаются в дополнительной рекламе и продвижении.

Сложное материальное положение украинцев обусловило и популярность определенных форматов продовольственных магазинов. Прежде всего более востребованными стали так называемые «жесткие дискаунтеры» — торговые точки с низкими ценами на товары. Одни ритейлеры, которые и ранее специализировались на таких магазинах, отмечают рост показателей продаж, а некоторые другие игроки именно в 2023 году попробовали свои силы в новом для себя формате, и считают, что данный опыт оказался успешным и его можно развивать.

Еще один тренд прошлого года — активное развитие небольших магазинов у дома. Отдельные сети отмечают рост трафика до 30% на фоне 2022-го года и увеличение среднего чека до 10%. Для данного формата торговли — это действительно отличные показатели.

По словам Александра Лобановского, чтобы быть актуальнее, ближе и интереснее для харьковчан в относительно новом для себя формате в 2023 году попробовала себя и сеть «КЛАСС». В декабре был открыт супермаркет у дома на Салтовке, который стал фактически 15-й торговой точкой популярной сети. Этот магазин отличается от других маркетов не столь большими размерами торговых площадей и кассовых зон, но находится фактически внутри спального района, где был явный дефицит магазинов из-за их череды закрытий зимой-весной 2022-го.

Тяготы военного времени заставляют активнее внедрять новые технологии
Война, конечно же, добавила хлопот украинскому бизнесу и ритейлерам в частности. Одной из ключевых проблем на фоне оттока клиентов стал и дефицит кадров из-за миграции людей. В некоторых случаях компенсировать нехватку персонала могут современные технологии, в том числе кассы самообслуживания, бесконтактное сканирование товаров прямо в торговом зале с последующей оплатой на кассе или через телефон.

Для повышения удобства покупателей одни украинские ритейлеры модернизируют свои сайты, расширяя их функциональность, а другие — активнее работают с социальными сетями и мессенджерами. Про различные новости (в том числе форс-мажорные) оперативнее оповестить целевую аудиторию можно именно через условный Телеграм или Вайбер, а не новостями на официальном сайте торговой сети.

Придумывают новшества и крупные национальные сети. Например, для того чтобы конкурировать с магазинами в малых населенных пунктах (включая села), отдельные ритейлеры запускают службы дальней доставки (на расстояние до 100 км). В результате украинцы, которые живут даже на удалении от областных центров и крупных городов, могут быть клиентами больших супермаркетов. Наряду с онлайн-покупкой с доставкой постепенно развиваются и разные варианты взаимодействия представителей ритейла с почтовыми операторами и сервисами экспресс-доставки. В результате, если покупатель не может или не хочет идти в магазин, то продавец готов прийти с нужными товарами к нему.



Вернуться назад