Прошедший 2023 год для украинской экономики и продуктовой розничной торговли прошел, можно сказать, без таких резких взлетов и падений, как 2022-й. Во-первых, полномасштабная война в определенной мере стала данностью и новыми реалиями, к которым адаптировались и люди, и бизнес. Во-вторых, разного рода негативные форс-мажоры и риски, вроде блэкаута уже не были какой-то неожиданностью, к тому же новые удары по энергетической инфраструктуре в конце 2023-го, к счастью, не состоялись, хотя ритейлеры, конечно же, к ним серьезным образом готовились.
Если говорить о розничной торговли Украины в целом, то, по мнению Александра Лобановского, основателя и генерального директора сети супермаркетов «КЛАСС», она в прошлом году продолжила свое восстановление. Одни локальные ритейлеры адаптировались в новым реалиям (актуально для компаний в прифронтовых регионах, в том числе в Харьковской, Днепропетровской, Николаевской области), другие — мигрировали и/или расширяли сферу присутствия. Вместе с тем почти все представители ритейла развивали собственные торговые марки (СТМ) и продолжали тенденцию на внедрение технических новшеств. Но давайте обо всем по порядку.
Восстановление украинского ритейла продолжалось
По данным Ассоциации ритейлеров Украины (RAU), ключевыми игроками розничной торговли в нашей стране остаются продовольственные магазины, ведь на данный сегмент приходится около 30% всех торговых объектов. За 2023 года открылись с нуля или возобновили работу после вынужденного закрытия свыше 300 таких магазинов. В результате за период полномасштабной войны отрасль продуктового ритейла восстановилась на 21%.
Если говорить о концентрации торговых сетей, то самая высокая она в столице и в Киевской области. Здесь суммарно работает сегодня свыше 1650 магазинов. Это больше, чем в сумме имеют три идущих в рейтинге следом региона — Львовская, Одесская и Днепропетровская. Интересно, что на пятом месте идет Кировоградская область, то есть представитель центральной, а не западной части Украины.
В целом, как отмечают аналитики, на конец 2023 года работает уже 100.2 % продуктовых магазинов от довоенного уровня, то есть де-факто отрасль уже восстановилась полностью.
Можно сказать, что весь 2023 год тенденция к возобновлению работы магазинов и торговых сетей по стране продолжалась. Отчасти это обусловлено тем, что в последние 3-4 месяца 2022-го ВСУ добились ощутимых успехов на поле боя, освободив большую часть Харьковской области, а затем вернув Херсон. Понятное дело, в этих регионах открывались и национальные операторы, и локальные игроки. Также было восстановлено несколько крупных торгово-развлекательных центров, которые были разрушены или повреждены в результаты ракетных обстрелов в более удаленных от линии фронта населенных пунктах, в том числе в Одессе.
Как правило, даже крупные национальные ритейлеры ставят себе цель просто восстановить магазины по тем проектам, которые имелись ранее. В нынешних условиях высокой неопределенности и экономических рисков реорганизация пространства, корректировки торговых площадей и другие изменения для ранее функционирующих объектов не предполагаются.
Относительно быстро восстановиться могут прежде всего национальные ритейлеры и/или небольшие магазины у дома. Первые имеют больше финансовых возможностей и у них выше запас прочности. Вторые, как правило, не нуждаются в больших капиталовложениях для повторного запуска. Сложнее обстоят дела с крупными супермаркетами региональных сетей. Допустим, у популярной харьковской сети «КЛАСС» все еще остается один частично разрушенный торговый объект на Северной Салтовке. По словам руководителей, одной из приоритетных задач для ритейлера является его восстановление. Планируется сделать это к середине 2024 года. Параллельно с данной задачей стоят и цели открытия новых супермаркетов и магазинов у дома в Харькове.
Почему восстановление не всегда идет быстрыми темпами? Каждый отдельный кейс нужно рассматривать индивидуально, считает Александр Лобановский. Допустим, харьковские ритейлеры за 2022 год потеряли не менее половины постоянных клиентов. К середине 2023-го ситуация улучшилась, но объемы выручки все равно меньше довоенных приблизительно на 20-30%. Сейчас региональные игроки в Харькове уверены в том, что будут работать в городе, и объективно — это тоже важное решение, ведь летом 2022 года даже в подобном было немало сомнений.
Сейчас Харьков снова стал довольно успешным рынком потребителей, где можно и нужно развиваться. Сеть «КЛАСС» в 2023-м запустила один новый магазин, а на первую половину 2024 года запланировала восстановление супермаркета на Северной Салтовке и открытие одного нового торгового центра.
Миграция украинских ритейлеров
Наряду с восстановлением торговых точек и сетей в целом в 2023 году четко прослеживалась и еще одна тенденция, а именно открытие отдельными игроками новых для себя регионов. И тут чаще всего не идет речь про полную релокацию: уход из одного места в другое, как правило, успешные в одних областях ритейлеры расширяли сферу своего присутствия. Основной вектор миграции, конечно же, был и остается направлен на западные области страны. Причины понятны — тут чуть выше уровень безопасности, реже тревоги и меньше риски разрушений (но они фактически остаются в любой точке страны), плюс так или иначе сюда был приток людей из прифронтовых регионов, то есть потенциальных покупателей здесь стало больше.
Для некоторых небольших торговых сетей релокация бизнеса в относительно спокойные регионы на западе Украины — это прежде всего поиск возможностей для продолжения существования и выживаемости. Иногда приходится даже искать новые форматы и менять позиционирование, переходя от недорогих магазинов у дома к премиальному сегменту (или наоборот).
Как отмечает Александр Лобановский, миграция на Запад для украинских ритейлеров выгодна и по причине близости границы с Евросоюзом. Эта особенность дает возможность оптимизировать логистику импортных товаров, и предлагать покупателям более выгодные цены.
Интересно, что помимо направления миграции ритейлеров на запад в 2023 году был и еще один привлекательный для торговых сетей регион — Одесская область. Тут свои новые представительства открывали как национальные операторы, так и локальные компании из соседних регионов, в том числе Николаевской и Кировоградской областей.
Стоит также учесть, что во многих прифронтовых регионах, в том числе ближайшем украинском тылу, потребность в продовольственных магазинах также остается высокой. В связи с этим отдельные небольшие ритейлеры все же идут против общего тренда на миграцию, и расширяют свое присутствие именно на востоке страны. Но можно сказать, что это скорее исключение, которое подтверждает правило.
Расцвет СТМ, дискаунтеров и магазинов у дома
К важным итогам 2023 года для украинской продуктовой розничной торговли относится снижение покупательской способности населения и сохраняющийся высокий спрос на доступные товары. Логично, что на этом фоне более востребованной оказалась не традиционная брендовая продукция, а собственные торговые марки ритейлеров (СТМ).
По словам Лобановского, оправданной ставка на СТМ в нынешних условиях стала и для самих торговых сетей. Так, одной из причин роста предложения соответствующих товарных категорий является нарушение привычных логистических цепочек и необходимость более плотно взаимодействовать с отечественными производителями и поставщиками. По данным NielsenIQ, продажи СТМ в 2023 году превысили довоенные показатели. Более того сейчас Украина является одним из лидеров мирового ритейла по потреблению товаров СТМ. Их доля на конец лета 2023 года достигала показателя в 36% от общих продаж торговых сетей. Напомним, что СТМ традиционно имеют меньшую себестоимость, так как не нуждаются в дополнительной рекламе и продвижении.
Сложное материальное положение украинцев обусловило и популярность определенных форматов продовольственных магазинов. Прежде всего более востребованными стали так называемые «жесткие дискаунтеры» — торговые точки с низкими ценами на товары. Одни ритейлеры, которые и ранее специализировались на таких магазинах, отмечают рост показателей продаж, а некоторые другие игроки именно в 2023 году попробовали свои силы в новом для себя формате, и считают, что данный опыт оказался успешным и его можно развивать.
Еще один тренд прошлого года — активное развитие небольших магазинов у дома. Отдельные сети отмечают рост трафика до 30% на фоне 2022-го года и увеличение среднего чека до 10%. Для данного формата торговли — это действительно отличные показатели.
По словам Александра Лобановского, чтобы быть актуальнее, ближе и интереснее для харьковчан в относительно новом для себя формате в 2023 году попробовала себя и сеть «КЛАСС». В декабре был открыт супермаркет у дома на Салтовке, который стал фактически 15-й торговой точкой популярной сети. Этот магазин отличается от других маркетов не столь большими размерами торговых площадей и кассовых зон, но находится фактически внутри спального района, где был явный дефицит магазинов из-за их череды закрытий зимой-весной 2022-го.
Тяготы военного времени заставляют активнее внедрять новые технологии
Война, конечно же, добавила хлопот украинскому бизнесу и ритейлерам в частности. Одной из ключевых проблем на фоне оттока клиентов стал и дефицит кадров из-за миграции людей. В некоторых случаях компенсировать нехватку персонала могут современные технологии, в том числе кассы самообслуживания, бесконтактное сканирование товаров прямо в торговом зале с последующей оплатой на кассе или через телефон.
Для повышения удобства покупателей одни украинские ритейлеры модернизируют свои сайты, расширяя их функциональность, а другие — активнее работают с социальными сетями и мессенджерами. Про различные новости (в том числе форс-мажорные) оперативнее оповестить целевую аудиторию можно именно через условный Телеграм или Вайбер, а не новостями на официальном сайте торговой сети.
Придумывают новшества и крупные национальные сети. Например, для того чтобы конкурировать с магазинами в малых населенных пунктах (включая села), отдельные ритейлеры запускают службы дальней доставки (на расстояние до 100 км). В результате украинцы, которые живут даже на удалении от областных центров и крупных городов, могут быть клиентами больших супермаркетов. Наряду с онлайн-покупкой с доставкой постепенно развиваются и разные варианты взаимодействия представителей ритейла с почтовыми операторами и сервисами экспресс-доставки. В результате, если покупатель не может или не хочет идти в магазин, то продавец готов прийти с нужными товарами к нему.
5 коментарів