DataLife Engine > Книги, Пресс-релизы > Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества

Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества

Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Особенности трансформации религиозного сознания современного украинского студенчества в ситуации мировоззренческого плюрализма

Феномен религиозного сознания немыслим вне вероисповедных отношений. Религиозная вера как духовный феномен означает, прежде всего, одну из важнейших способностей человека усваивать ценности религиозного сознания в процессе религиозной социализации. Религиозная вера – это форма и способ восприятия религиозно-духовной информации, норм, ценностей и идеалов определенной религиозной системы; они, не будучи данным собственным практическим или познавательным опытом, принимаются как очевидные факты или характеристики объективной действительности, сущего и должного; это способ освоения религиозного опыта предыдущих поколений, восприятие надежд, ожиданий относительно будущего.

Религиозная вера, по определению известного социолога В.И. Веремчука, – это вера: в объективное существование свойств, связей, превращений, которые являются продуктом процесса гипостазирования (рай, ад, ангелы и т.д); в возможность общения с существами, которые кажутся, объективными существами, воздействуя на них, и получения у них помощи; в действительное совершение каких-то связанных с религией событий, в их повторяемость, в то, что ожидаемое событие произойдет, в причастность к ним; в истинность соответствующих религиозных представлений, взглядов, догматов, текстов и т.п.; в религиозные авторитеты – учителей, святых, пророков, харизматических личностей, церковных иерархов и т.д. [1]

Особенностью религиозной веры является ее направленность на сверхъестественное как абсолютное, совершенно-субстанциальное, через которое можно наполнять бытийные состояния человека. Религиозная вера, будучи способностью переживать возможное как действительное, основывается не на рациональном, а на чувственно-эмоциональном аспекте сознания. Вера характеризуется наличием личностного состояния сознания, наличием тех ценностей, которые составляют ее содержание. Посредством веры личность выходит за пределы имеющегося существования, включается в бесконечность мира, в вечность в мистифицированном варианте.

Религиозная вера включает знания и принятие в качестве истинных определенных религиозных идей, понятий, представлений, догматов и т.п., а также уверенность в объективном существовании гипостазированных существ.

В развитых религиях содержание религиозных представлений, идеальная модель религиозного сознания задается некоторыми вероучительными концептами, которые неодинаковы для различных религий. Реально существующее религиозное сознание, как правило, отклоняется от этой модели. В этой связи возникает необходимость выделения главных, основных и вспомогательных критериев религиозного сознания. К признакам религиозного сознания относят: веру в Бога, сатану, жизнь после смерти, спасение [2] и посмертное возмездие, рай, ад, божественное провидение и предопределение, ангелов и другие догмы и предписания вероучения. Религиозная вера в сверхъестественное имеет следующие особенности:

- Во-первых, она предполагает не только наличие в сознании представлений о сверхъестественном (такие представления могут быть и у неверующего индивида), а веру в реальное существование сверхъестественного.

- Во-вторых, религиозная вера обязательно проявляется в эмоциональной форме, в эмоциональном отношении верующего к сверхъестественному. Верующий человек не просто верит в реальность сверхъестественного, а всегда эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному. Итак, вера в сверхъестественное обязательно вызывает религиозные чувства.

- В-третьих, вера в сверхъестественное включает убеждение в существовании особых двусторонних отношений между человеком и сверхъестественным. Верующий человек убежден, что сверхъестественное не просто существует, а что сверхъестественное может повлиять на его жизнь, его судьбу. С другой стороны, верующий убежден, что можно повлиять на сверхъестественное «задобрить» его, выпросить у него то, что человеку нужно.

Итак, религиозный культ приспособлен к практическим потребностям в отношениях со сверхъестественным [3].

Несмотря на всю сложность и неоднозначность объектно-предметной базы исследования религиозности, ее первый критерий, связанный с религиозным сознанием, определяется в науке как система основных операционных показателей, по которым и осуществлялось изучение религиозного сознания украинского студенчества. В частности, это содержание, интенсивность религиозной веры и степень религиозной информированности вероучении, с которым индивид отождествляет себя. Вопросы, которые были сформулированы в вопроснике, стремились охватить всю полноту указанных показателей.

Содержание религиозной веры – содержание тех религиозных догматов и представлений, в которые верит индивид. Личность, даже та, которая считает себя религиозной, может воспринимать далеко не все религиозные догматы. При этом содержательный (контентный) анализ религиозных верований важен для определения степени религиозности индивида, отнесения его по этому же признаку к той или иной типологической группе.

Интенсивность религиозной веры – показатель интенсивности религиозных качеств индивида и группы. Здесь речь идет о том, насколько убежден верующий в истинности религиозных догматов, чувствует ли он сомнения в их истинности/неистинности. Интенсивность веры субъективно определяется, прежде всего, глубиной и яркостью религиозных чувств и переживаний индивида и находит свое выражение в религиозном поведении (частоте посещения богослужений, домашних молитв и т.п.).

В системе религиозного сознания можно выделить еще степень религиозной информированности о вероучении. Этот показатель не совпадает ни с содержанием веры, ни с ее интенсивностью. Здесь необходимо указать на два существенных момента: с одной стороны, знание религиозных догматов вовсе не означает обязательной веры в них, с другой – слабая религиозная информированность может в отдельных случаях сочетаться с достаточно интенсивной религиозной верой [4].

Определяя содержание религиозной веры, известный венгерский социолог М. Томка выделяет такие ее структурные элементы: вера в трансцендентное (небо, ад, потустороннюю жизнь), вера в Бога или просто церковность (Бог, сверхъестественные силы, грехи) и вера эзотерическая (вера в реинкарнацию, талисманы, амулеты, гороскопы) [5].

Теоретический срез религиозного сознания предполагает, что идея сверхъестественного является фундаментальной онтологической основой религиозного мировосприятия, которая в своих исторических трансформациях – от первобытных религиозных верований к современным неорелигиям – приобретает все более абстрактные проявления вплоть до исключения возможности любой ее эмпирической интерпретации. Несмотря на нормативный подход, мы убежденны, что на обыденном уровне религиозного сознания современного студенчества представления о сверхъестественном все же преимущественно ассоциируются с непосредственными мистическими ощущениями и переживаниями; или же заменяется умственным пониманием сверхъестественного через философскую рефлексию над смыслом бытия.

Понимая, что религиозная идея сверхъестественного стимулирует молодого человека к самоопределению в сфере духовного, побуждает его к выходу за «собственные» границы и таким образом способствует совершенствованию системы моральных ценностей, открывает новые горизонты человеческой реальности, постигая которые преодолевается в частности, конечность жизни. Осознавая противоречия между теорией и практикой, о чем подробно обозначено в первой главе монографии, и вместе с тем отказавшись от идеализированных подходов в изучении религиозного сознания, мы сознательно спровоцировали респондентов нашего исследования на определение того, чем является в их понимании сверхъестественное (Бог).

Имеет ли студенческая молодежь в целом одинаковые представления о Боге, или в условиях глобализационных процессов современности, когда активно формируются новые типы религиозности, происходит трансформация в создании и восприятии сверхъестественной реальности. Учитывая то, что исследование базируется преимущественно на материалах Украины и находится под определяющим влиянием авраамистической традиции и христианоцентричных детерминант, отметим, что в этом контексте интересует, прежде всего, аспект активной трансформации идеи Бога на нынешнем этапе цивилизационного развития человечества. Эта тенденция прослеживается как на межконфессиональном уровне, в пределах христианского ареала, так и в межрелигиозном срезе, особенно акцентировано в вероисповедных принципах новейших религий.

Исходя из этого, сверхъестественное (идея Бога) в религиозном мировоззрении украинских студентов рассматривается как первооснова и первоисточник всего сущего. Представление о нем используется как базис при построении картины мира, а также в качестве исходного объяснительного принципа всего происходящего в мире. Религиозное мировоззрение утверждает: все то, что существует и происходит в мире, зависит от воли и желания Бога. Вера в Бога или Его отрицание является определяющим для мировоззрения человека авраамистической традиции.

Читать далее: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 2)

Примечания:

1. Веремчук В.И. Социология религии. – М., 2004. – C. 185. 72

2. Выдрина Г.А. О концептуальных основах религиозной ситуации // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг.// rusoir.ru/print/01/35/index.html

3. Яроцький П. Л. Релігієзнавство. – К., 2004. – С.16. 73

4. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. – 2-е изд., доп. – М., 1985. – C. 139.

5. Томка М. Релігія і церква відродженої нації // Віра після атеїзму: релігійне життя в Україні в період демократичних перетворень і державної незалежності. – Л., 2004. – С. 83.



Вернуться назад