А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (ч.2)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества

Религиоведческое понимание «сверхъестественного» основывается на его осмыслении как главной категории религии, от определения которого напрямую зависит представление о Боге, мире и человеке, и, наконец, мировоззрение и жизнедеятельность верующего индивида. В академическом религиоведении «сверхъестественное» – категория, выражающая всеобщее и самое существенное в предметах религиозной веры – образах и представлениях религиозного сознания. Это – духовно-идеальное(сверхъестественное) измерение, которое выступает ценностным императивом физического (природного) мира. Важно учитывать, что для религиоведов предметом исследования является не само «сверхъестественное», а объективные проявления влияния понятия «сверхъестественного» на сознание и жизнедеятельность верующих [1].

Одним из главных в перечне нашей анкеты был вопрос, касавшийся содержательного наполнения представлений о Боге. Это позволило выяснить, соответствует ли личная вера, личные религиозные представления молодежи определенной системе вероисповедной традиции (конфессии, церкви), с которой респондент идентифицирует себя, или наоборот – содержит противоречивые и недопустимые элементы. Здесь мы имеем в виду ортодоксальность и смесь традиционных и неприемлемых для конкретного вероучения элементов в сознании человека.

Представление о Боге в современном молодежном сознании варьируется следующим образом (респондентам разрешалось выбрать более одного варианта ответа, поэтому сумма превышает 100%):

- Бога как Высшую Духовную силу, Творца мира воспринимают 52,4% современной молодежи;
- Бога как олицетворение Добра, Любви, Мудрости рассматривают – 37,7%;
- Бога как закономерность, гармоничность, целесообразность, которые существуют в природе и направляют развитие мира и человечества признают – 21,2%;
- Бога как высшее олицетворенное, человекоподобное существо воспринимают 6%;
- никак не представляют Бога 4,3%;
- не интересуются идеей Бога 2% и 8,4%1 предложили свои варианты

Понимание идеи Бога в сознании современных студентов как антропоморфной личности, которая вмешивается в мельчайшие явления и процессы мира, все больше приближается к пантеистическим представлениям.

В частности, проиллюстрируем мнение студенческими ответами-признаниями: «Бог – это энергия, дающая жизнь и движение всему и всем; Бог – это величественная Суть, несказанное «То», о чем стоит молчать, ибо любое слово будет только умалением; Бог – это жизнь во всех ее проявлениях; Бог – это олицетворение Порядка и всех благ; Бог – это Высшая Сила, не имеющая постоянной формы; Всеобъемлющий Разум, предпосылка всего существующего; Бог – это Высший Разум Вселенной и олицетворение закономерностей миробытия, сгусток энергии, который существует во Вселенной и в сердце (душе) каждого человека». Следовательно, значительный процент студенческой молодежи воспринимает и понимает Бога как нечто всеобщее, отождествляет Его со всеми проявлениями жизни, одухотворением всего существующего.

В религиозном сознании студенчества человек наделяется божественными чертами и характеристиками. В этом случае Бог сосредоточивается в самом человеке и играет определяющую роль в его жизни. Справедливо высказалась по этому поводу украинская исследовательница вопросов философии религии Т.В. Гаврилюк: «Современной молодежи присуща вера в себя, стремление к свободе выбора, творчества, а, следовательно, сведение человека до уровня божественной сущности находит отклик в молодых сердцах. Здесь не наблюдается необходимости человеку подниматься к Богу, или, наоборот, Богу спускаться к человеку. Бог как Добродетель, Милосердие и Любовь жертвует нам эти блага и мы получаем их, чтобы вернуть Богу» [2].

В условиях социокультурных трансформаций именно личность и ее переживания, по мнению Л. Филипович, предстают в роли центра всего, что происходит в жизни, поэтому этот личностный аспект выступает характерным признаком и самой эпохи, и явлений, которые порождаются ею. «Пограничный» человек теряет четкую ориентацию относительно целей своего духовного развития. Он социально индифферентен, недоверчив и относительно истинности определенного учения, и в эффективности каких-либо обрядов, и в реальности авторитета церковной иерархии. Онтологический Бог заменяется прагматичным и выступает как Бог ради чего-то: Бог – ради спорта, Бог – ради успехов, Бог – ради самореализации и т.п. [3].

Другой причиной обожествления человеком собственной личности оказалась идея исключительности, которая оторвана от традиции и культуры. Исключительность такого человека заключается в феномене харизмы, способности влиять на массы, порождать в них веру в себя и одновременно в свою сверхъестественную миссию. Известно, что массы требуют харизматика, харизмы, так как она интегрирует людей в определенную общность, дает смысл жизни, спасает от чувства одиночества. В таких условиях религиозность, а в нашем аспекте религиозность студенчества, становится все более антропоцентричной, в ней поклоняются не Богу, а сакрализированной человеческой личности. Приведем мнения студентов относительно этого момента: «Каждый человек сам для себя бог; Бог находится во всем, что меня окружает, а также во мне; Бог – душа человека, его совесть, внутренняя духовность, которая существует у каждого; Бог – это олицетворение идеалов и надежд; Бог живет внутри каждого человека, отражая его собственную душу; Сила, указывает человеку путь, но не настаивает и не заставляет по нему идти; Бог – это моя жизнь и судьба».

Студенты воспринимают Бога как антропоморфное существо, наделенное определенными чертами, о чем свидетельствуют ответы респондентов: «Бог – это глубокая личность, которую очень приятно познавать»; «Бог – это лично для меня верный Друг», «Бог – это мой духовный отец, который дал мне свободную волю, право на вечную жизнь и ежедневно одаривает меня лаской. Советчик и помощник в трудную минуту, единственный кому я могу довериться», «Бог – это высший судья наших деяний». Следовательно, это дает право констатировать, что в студенческом религиозном сознании происходит низведение понимания трансцендентного к представлениям о независимости личности, правам человека, индивидуальности и самодостаточности. Для каждого отдельно взятого молодого человека понимание Бога приобретает свою неповторимую специфику, в частности для одних Он предстает в качестве Отца, для остальных – Друга, для третьих – Судьи.

Ответы студентов, которые идентифицировали себя как колеблющиеся между верой и неверием, свидетельствуют о присутствии в их сознании скептицизма относительно религиозных догматов. Наведем типичный пример для этой группы ответов: «Бог – это лишь человеческое воображение, потому что каждому человеку в жизни нужно во что-то верить и к чему-то стремиться».

К Богу как к высшей ценности религии мысленно обращаются около 53% верующих, иногда – 35,9%. Преимущественно это случается во время провозглашения молитвы (68,1%), исповеди-искупления грехов (56,2%), радостного подъема (53,2%), благодарности за определенные события в жизни, принесшие успех (52,5 %); реже, когда ощущается опасность, потребность в душевном успокоении т.д. Такие данные зафиксировало социологическое исследование, которое было проведено специалистами Украинского института социальных исследований и Центра «Социальный мониторинг» в сотрудничестве с учеными отдела гуманитарной политики Национального Института стратегических исследований. [4]

Процессы смешивания различных идей, взглядов, представлений происходят в принципиально новой ситуации – ситуации радикального плюрализма самих религиозных парадигм, что ранее было невозможно в силу закрытости многих национально-религиозных регионов. Плюральность мировоззрений и религий – реалия современного мира в целом. Именно глобализационные процессы, которые сделали мир «меньшим», значительно интенсифицировали взаимопроникновение религий на территории разных стран мира, в т.ч. и в Украине. Это привело к изменениям в соотношении между этническим и религиозным фактором. В частности, этнический украинец теряет четко определенную религиозную принадлежность. По этому поводу известный этнолог религии Л. Филипович справедливо замечает: «Можно быть украинцем и находится в протестантской церкви, скажем, в общине украинских лютеран или адвентистов. Следовательно, этничность автоматически не дает ожидаемую конфессиональную принадлежность. Кроме того, фактом современной религиозной жизни становится и большое количество неверующих и внеконфессиональных христиан. Многие из них считают себя украинскими патриотами, хотя национальные ориентации их не получили религиозное, конфессиональное или же какое-либо церковное выражение» [5].

К тому же предварительные общественные потрясения, которые были направлены на снижение уровня религиозности, распространение секуляризации и десакрализации, в свою очередь создали условия, при которых ортодоксальные положения той или иной религии в сознании части молодых людей сочетаются с различными внедоктринальными, иногда деистическими или пантеистическими, а также научными, мировоззренческими и практическими представлениями. Какие же факторы способствуют трансформации религиозных идей? Среди них выделим такие, как справедливо замечает Н. Дудар, которые не являются сугубо украинскими, а «характеризуют мировую реальность в конкретный исторический период» [6].

Прежде всего, это:

• Развитие информационных и коммуникационных технологий, диалог и взаимопроникновение различных культур, научных миров, интеграционных и универсалистских идей, способствующих возникновению и утверждению на уровне общественного и индивидуального сознания интеграционных интересов и ценностей. В частности, на современном этапе происходит формирование новых синкретических ментальных структур, в которых сочетаются элементы различных форм и типов сознания, т.е. создается новая социальная и духовная реальность, благоприятная для плюралистического сосуществования религиозных систем. Поскольку духовная и социальная реальности взаимодействуют, влияют друг на друга, духовная реальность становится самодостаточным фактором формирования новых религиозных течений, а, следовательно, новых идей Бога;

• Процессы мировой глобализации создали условия для распространения по всей планете единых, общих для всего человечества технологий, культуры, идей, ценностных ориентаций и образа жизни, что обусловило появление синтетических религий;

• Развитие научно-технического прогресса вызвало у человека усталость от рациональности и утилитаризма, сосредоточило внимание человечества на идеях и ценностях разных традиций мировых религий, повлияло на их трансформацию и модернизацию как в пределах самих традиций, так и порождая неорелигиозные феномены, способствуя синтезу и эклектическому сочетанию между собой различных религиозных традиций и последних достижений науки;

• Общий кризис европоцентристской цивилизации, опирающейся на иудео-христианскую традицию, вызвал активное религиеобразование взирая на попытку синтеза западной и восточной традиций. Этот поиск новых жизненных приоритетов значительно интенсифицирует религиозные эксперименты вообще и выводит религиозное сознание за пределы определенной конфессии, делает его универсальным, синкретичным. Для удовлетворения индивидуального духовного спроса современный верующий – практичный, рационализированный, интеллектуализированный – трансформирует существующие религиозные системы или же творит свои собственные;

• Новый тип политической системы, определяющим фактором которой выступает демократия, ориентированный на человека, на обеспечение его прав и свобод в контексте развития и укрепления демократических, социальных, правовых основ. Так, статья 35 Конституции Украины закрепляет право каждого человека, проживающего в Украине, на «свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей…»[7].

Следовательно, религиозное сознание современной молодежи подвергается существенным изменениям, эта тенденция заявляет о себе в трансформации идеи Бога, который в традиционных религиях вполне определен, персонифицирован (за исключением разве что буддизма), наделен конкретными чертами. Однако, наряду с верой в персонального Бога, значительное количество респондентов сообщает о вере в определенную Высшую силу, которая поддерживает и направляет их жизнь. Довольно часто студенчество воспринимает божественное как Абсолют, Дух, Идею, всемирный закон, безличностную вездесущую субстанцию или какую-то духовную сущность, единство материи, духа и энергии. «Те, кто верит в такое абстрактное, духовное начало мира, – отмечает Л. Рязанова, – безусловно, являются философскими идеалистами, но совершенно нерелигиозными индивидами в традиционном смысле этого слова» [8].

Читать далее: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 3)

Примечания:

1. Гаврилюк Т.В. Філософсько-релігієзнавчий аналіз еволюції уявлень про надприродне в конфесійних виявах релігії: Дис... канд. філос. наук: 09.00.11 / Інститут філософії імені Г.С.Сковороди НАН України. – К., 2006. – С. 164.

2. Гаврилюк Т.В. Філософсько-релігієзнавчий аналіз еволюції уявлень про надприродне в конфесійних виявах релігії: Дис... канд. філос. наук: 09.00.11 / Інститут філософії імені Г.С.Сковороди НАН України. – К., 2006. – С. 120.

3. Филипович Л. Неорелігії України в епоху постмодерну // Українське релігієзнавство. – 2005. – №3. – С. 261-262. 78

4. Здіорук С.І. Суспільно-релігійні відносини: виклики України ХХІ століття. – К., 2005. – С. 127.

5. Филипович Л.О. Етнологія релігії. – К., 2000. – С. 18-19.

6. Дудар Н. Нетрадиційна релігійність у суспільному житті сучасної України // Людина і політика. – 1999. –№2. – С. 42-47.

7. Дудар Н. Нетрадиційна релігійність у суспільному житті сучасної України // Людина і політика. – 1999. – №2. – С. 42-47. 82

8. Рязанова Л. С. Релігійне відродження в Україні: соціокультурний контекст. – К. 2004. – C.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии