Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества
Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества
К предыдущему разделу: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 5)
Религия как социальный феномен тесно вплетена в «ткань» общественного организма. Ее связи с социумом, с различными его подсистемами являются не статичными, а динамическими, то есть такими, которые постоянно видоизменяются как во временном, так и пространственном Масштабе [1].
Сегодня религиозная жизнь находит для себя новые формы выражения и то, что обозначено как потеря власти религиозных институтов над верующими и обществом в целом – подходит к концу. Теперь наблюдаются двойственные тенденции: с одной стороны, это индивидуальный поиск смысла бытия и общественных связей, а с другой – коллективные действия, направленные на поиск общечеловеческого или общинного смысла жизни.
«Реальный мотив обращения молодежи к религии, – по мнению украинского религиоведа А. Панкова, – не осознанный поиск религиозных ценностей, а преодоление экзистенциального кризиса – кризиса смысла. В наше время религиозные представления в сознании молодежи часто синкретично сочетаются с элементами, принадлежащими к нерелигиозному в узком смысле этого понятия типу сознания, но выполняют функцию придания смысла человеческому существованию и уже потом становятся квазирелигиозными или религиозными в широком смысле» [2].
В сознании подавляющего большинства современных молодых людей в большей степени актуализируются вопросы, связанные с удовлетворением религией духовно-нравственных потребностей индивида, отвлечении от повседневных забот и жизненных неурядиц, снятии стрессового состояния человека, нежели делается акцент на объяснении религией картины мира, предназначения и смысла жизни человека на Земле. Для некоторых молодых людей религия выступает стимулом соблюдения национальных, семейно-бытовых традиций, возможностью эмоционального выхода чувств. В этой связи религиовед В. Титаренко замечает: «Происходит смещение вопросов, касающихся классической (библейской) религиозной картины мира, на вопросы сенсожизненные» [3].
В данной связи интересно проследить сенсообразующие стремления современного студенчества. Среди всей палитры таких ориентаций наибольшую группу составляют стремление к развитию собственной личности, раскрытию своих талантов и способностей. Следующими моментами, создающими смысл жизни для современной студенческой молодежи, выступают забота о близких и родных людях, дальнейшее воспроизводство человеческого рода, достойная жизнь и благополучие.
Религиозные ориентации смысложизненных устремлениях студенческой молодежи отражены в ответах лишь 2,5% респондентов, которые видят его в следующем: «Жить так, чтобы после второго пришествия Иисуса Христа быть среди праведников; Воссоединение с Богом (Я и Отец Мой – Одно); Идти по верному пути, который нам показал Аллах; Жить так, чтобы на суде перед Богом не было стыдно; Полностью усовершенствоваться в любви Иисуса Христа, изменяться и служить во славу Творцу; Прожить как можно правильнее и лучше по отношению к себе, окружающим и Богу; Служить Богу, славить его, помогать другим людям; Познание Бога; Быть «человеком», в христианском смысле; Создать семью, в которой бы на первом месте преобладали христианские ценности, Реализация внутреннего потенциала заложенного Творцом; Совершенствование своей личности в христианском плане, быть добрым, милосердным человеком; Жизнь по заповедям Божьим, В спасении своей души».
Лишь 1,5% из всех опрошенных рассматривает земную жизнь как подготовку к жизни после смерти. «Прожить жизнь так, чтобы после смерти попасть в рай; Я стараюсь всю свою жизнь провести с Богом, чтобы после смерти получить жизнь вечную; В том, чтобы просто жить, творить добро и унаследовать Царство Небесное; Сохранить чистоту души для Царства небесного; Как и каждый христиан – спасти свою душу для вечного блаженного Господа в Царстве Божьем». Вместе с тем, смерть современной молодежью не осознается как ритуал перехода в иное состояние.
Миссионерство, как неотъемлемый элемент практически каждого религиозного направления, нашло отражение в смысложизненных ориентациях студенческой молодежи. «Сколько Бог даст мне жизни, хочу посвятить ее проповеди Евангелия, милосердия и добродетели; Хочу, чтобы наше осударство – Украина – стало христианским и все люди достигли познания истины; В прославлении Бога-Творца, быть славой Бога. Чтобы Божья любовь проявлялась через меня на земле; Живу для прославления Бога, проповеди Евангелия; Помочь людям найти путь к Богу».
Конечно, все выше указанное – это своеобразный идеальный план, согласно которому молодежь стремится построить свою жизнь. Однако, на практике мы наблюдаем несколько иную картину. Собственно сами студенты осознают, что их реальные действия расходятся с мыслями. Это наглядно демонстрирует следующие ответы: «Я написала, что я верующий человек, поэтому, наверное, я должна жить, прославляя Бога, но так я не живу».
Тенденция номинальной религиозности опасна на фоне общего социального пессимизма и отчаяния и еще раз демонстрирует, что в ряде случаев студенческая молодежь выдает желаемое за действительное, то есть, декларируя свои религиозные взгляды, она не наполняет их соответствующим содержанием.
Иная тенденция – утрата молодежью смысла своей жизни – не может не вызывать беспокойства как в среде государственных чиновников, научных и педагогических работников, так и в среде духовенства, религиозных лидеров: «На данный момент времени отсутствует возможность видеть смысл своей жизни. Полное разочарование в мире; Мне кажется, что смысла в жизни нет. Сейчас я не живу, а существую. А смысла в существовании я не вижу; Учитывая политическое и экономическое положение нашей страны, смысл жизни находится в состоянии неопределенности».
Проблема очевидного обмирщения религиозных ценностей и предпочтений студенчества может быть раскрыта путем анализа ответов, полученных на вопросы о жизненных идеалах. В частности, жизненный идеал сформирован только в 34,6% молодежи, в противовес у 59,9% респондентов нет жизненного идеала, и затрудняются ответить – 4,3% студентов [4].
В жизненных идеалах украинского студенчества присутствуют как суммарный идеальный образ, так и отдельные качества и черты характера людей, которым респонденты хотели бы подражать. Несмотря на предмет нашего исследования, со всего множества идеальных образов, находящихся в сознании современного студенчества, выделим, прежде всего, те, которые условно можно определить как мифическо-религиозные: «Сам Господь; Иисус Христос Бог в Святой Троице; Пророк Мухаммед; Прометей; Будда; Кришна; Белые Братья; Учителя человечества, в т.ч. Кут Хуми; Соломон; Святые люди, посвятившие всю свою земную жизнь Богу; Мария Магдалина; Моя святая; Иоанн Павел II; Святая Тереза из Лизье».
Кроме того, среди СВОИХ идеалов студенты выделяют и других личностей и выдающихся людей Украины, мира. Родители, как жизненные идеалы, для современных студентов, бесспорно, имеют значение и авторитет и предстают ориентиром и образцом для подражания.
Современная молодежь заявляет о том, что в своей повседневной жизни руководствуется религиозными принципами. «Люби все, что дает тебе Бог; С Богом по жизни, принципы мира, добра, любви, справедливости; Любить Бога и людей; Жить так, чтобы не стыдно было посмотреть при встрече Богу в глаза; Следуй за Христом – не оборачивайся назад; Спеши делать добро; Добро порождает добро; За зло плати добром; Человек начинается с добра; Делать людям добро, Не быть равнодушным, жестоким, бездуховным;
Главное верить: и тогда все будет именно так: «если очень захотеть, можно горы перевернуть»; Мое жизненное кредо – никогда не сгибаться под тяжестью зла и во всем полагаться на Бога; Познать план Бога на сегодня и усовершенствовать его, ибо в нем я смогу иметь максимальный успех».
Так называемое «золотое правило» или нравственный закон, по словам молодежи, определяет их жизненные принципы и отношение к окружающим людям. «Люби ближнего своего, как самого себя, люби ближнего своего всей душой, всей мыслью своей; Жить на благо всех людей; Живи и работай для других; Помоги и тебе помогут; Быть бескорыстным, делать добро людям, но и не давать на себе висеть; Делать людям добро, оно обязательно вернется; Стараюсь жить, не причиняя боли окружающим меня людям; Пока живу надеюсь; Быть независимым от суждений других; Не причинять вреда другим, не вмешиваться в жизнь других; Поступать всегда в соответствии со своим внутренним знанием; Любить себя и уважать других; Относиться к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе; В мире существует принцип бумеранга, но вместе с тем не забывай, что у тебя есть цель, к которой ты должен стремиться любыми усилиями».
Читать далее: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (часть 2)
Примечания:
1. Здіорук С.І. Суспільно-релігійні відносини: виклики України ХХІ століття. – К., 2005. – С.68.
2. Панков А.А. Состояние религиозности в условиях кризиса общества (методологические проблемы социологического анализа): Дис... канд. социол. наук: 22.00.01 / Одесский гос. ун-т им. И.И.Мечникова. – О., 1996. – С. 6. 99
3. Титаренко В.В. Харизматизація релігійної свідомості як вияв нової релігійності // Історія релігій в Україні. Науковий щорічник. – Л., 2005. – Кн. ІІ. – С. 304-310. 100
4. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ. 102
К предыдущему разделу: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 5)
Религия как социальный феномен тесно вплетена в «ткань» общественного организма. Ее связи с социумом, с различными его подсистемами являются не статичными, а динамическими, то есть такими, которые постоянно видоизменяются как во временном, так и пространственном Масштабе [1].
Сегодня религиозная жизнь находит для себя новые формы выражения и то, что обозначено как потеря власти религиозных институтов над верующими и обществом в целом – подходит к концу. Теперь наблюдаются двойственные тенденции: с одной стороны, это индивидуальный поиск смысла бытия и общественных связей, а с другой – коллективные действия, направленные на поиск общечеловеческого или общинного смысла жизни.
«Реальный мотив обращения молодежи к религии, – по мнению украинского религиоведа А. Панкова, – не осознанный поиск религиозных ценностей, а преодоление экзистенциального кризиса – кризиса смысла. В наше время религиозные представления в сознании молодежи часто синкретично сочетаются с элементами, принадлежащими к нерелигиозному в узком смысле этого понятия типу сознания, но выполняют функцию придания смысла человеческому существованию и уже потом становятся квазирелигиозными или религиозными в широком смысле» [2].
В сознании подавляющего большинства современных молодых людей в большей степени актуализируются вопросы, связанные с удовлетворением религией духовно-нравственных потребностей индивида, отвлечении от повседневных забот и жизненных неурядиц, снятии стрессового состояния человека, нежели делается акцент на объяснении религией картины мира, предназначения и смысла жизни человека на Земле. Для некоторых молодых людей религия выступает стимулом соблюдения национальных, семейно-бытовых традиций, возможностью эмоционального выхода чувств. В этой связи религиовед В. Титаренко замечает: «Происходит смещение вопросов, касающихся классической (библейской) религиозной картины мира, на вопросы сенсожизненные» [3].
В данной связи интересно проследить сенсообразующие стремления современного студенчества. Среди всей палитры таких ориентаций наибольшую группу составляют стремление к развитию собственной личности, раскрытию своих талантов и способностей. Следующими моментами, создающими смысл жизни для современной студенческой молодежи, выступают забота о близких и родных людях, дальнейшее воспроизводство человеческого рода, достойная жизнь и благополучие.
Религиозные ориентации смысложизненных устремлениях студенческой молодежи отражены в ответах лишь 2,5% респондентов, которые видят его в следующем: «Жить так, чтобы после второго пришествия Иисуса Христа быть среди праведников; Воссоединение с Богом (Я и Отец Мой – Одно); Идти по верному пути, который нам показал Аллах; Жить так, чтобы на суде перед Богом не было стыдно; Полностью усовершенствоваться в любви Иисуса Христа, изменяться и служить во славу Творцу; Прожить как можно правильнее и лучше по отношению к себе, окружающим и Богу; Служить Богу, славить его, помогать другим людям; Познание Бога; Быть «человеком», в христианском смысле; Создать семью, в которой бы на первом месте преобладали христианские ценности, Реализация внутреннего потенциала заложенного Творцом; Совершенствование своей личности в христианском плане, быть добрым, милосердным человеком; Жизнь по заповедям Божьим, В спасении своей души».
Лишь 1,5% из всех опрошенных рассматривает земную жизнь как подготовку к жизни после смерти. «Прожить жизнь так, чтобы после смерти попасть в рай; Я стараюсь всю свою жизнь провести с Богом, чтобы после смерти получить жизнь вечную; В том, чтобы просто жить, творить добро и унаследовать Царство Небесное; Сохранить чистоту души для Царства небесного; Как и каждый христиан – спасти свою душу для вечного блаженного Господа в Царстве Божьем». Вместе с тем, смерть современной молодежью не осознается как ритуал перехода в иное состояние.
Миссионерство, как неотъемлемый элемент практически каждого религиозного направления, нашло отражение в смысложизненных ориентациях студенческой молодежи. «Сколько Бог даст мне жизни, хочу посвятить ее проповеди Евангелия, милосердия и добродетели; Хочу, чтобы наше осударство – Украина – стало христианским и все люди достигли познания истины; В прославлении Бога-Творца, быть славой Бога. Чтобы Божья любовь проявлялась через меня на земле; Живу для прославления Бога, проповеди Евангелия; Помочь людям найти путь к Богу».
Конечно, все выше указанное – это своеобразный идеальный план, согласно которому молодежь стремится построить свою жизнь. Однако, на практике мы наблюдаем несколько иную картину. Собственно сами студенты осознают, что их реальные действия расходятся с мыслями. Это наглядно демонстрирует следующие ответы: «Я написала, что я верующий человек, поэтому, наверное, я должна жить, прославляя Бога, но так я не живу».
Тенденция номинальной религиозности опасна на фоне общего социального пессимизма и отчаяния и еще раз демонстрирует, что в ряде случаев студенческая молодежь выдает желаемое за действительное, то есть, декларируя свои религиозные взгляды, она не наполняет их соответствующим содержанием.
Иная тенденция – утрата молодежью смысла своей жизни – не может не вызывать беспокойства как в среде государственных чиновников, научных и педагогических работников, так и в среде духовенства, религиозных лидеров: «На данный момент времени отсутствует возможность видеть смысл своей жизни. Полное разочарование в мире; Мне кажется, что смысла в жизни нет. Сейчас я не живу, а существую. А смысла в существовании я не вижу; Учитывая политическое и экономическое положение нашей страны, смысл жизни находится в состоянии неопределенности».
Проблема очевидного обмирщения религиозных ценностей и предпочтений студенчества может быть раскрыта путем анализа ответов, полученных на вопросы о жизненных идеалах. В частности, жизненный идеал сформирован только в 34,6% молодежи, в противовес у 59,9% респондентов нет жизненного идеала, и затрудняются ответить – 4,3% студентов [4].
В жизненных идеалах украинского студенчества присутствуют как суммарный идеальный образ, так и отдельные качества и черты характера людей, которым респонденты хотели бы подражать. Несмотря на предмет нашего исследования, со всего множества идеальных образов, находящихся в сознании современного студенчества, выделим, прежде всего, те, которые условно можно определить как мифическо-религиозные: «Сам Господь; Иисус Христос Бог в Святой Троице; Пророк Мухаммед; Прометей; Будда; Кришна; Белые Братья; Учителя человечества, в т.ч. Кут Хуми; Соломон; Святые люди, посвятившие всю свою земную жизнь Богу; Мария Магдалина; Моя святая; Иоанн Павел II; Святая Тереза из Лизье».
Кроме того, среди СВОИХ идеалов студенты выделяют и других личностей и выдающихся людей Украины, мира. Родители, как жизненные идеалы, для современных студентов, бесспорно, имеют значение и авторитет и предстают ориентиром и образцом для подражания.
Современная молодежь заявляет о том, что в своей повседневной жизни руководствуется религиозными принципами. «Люби все, что дает тебе Бог; С Богом по жизни, принципы мира, добра, любви, справедливости; Любить Бога и людей; Жить так, чтобы не стыдно было посмотреть при встрече Богу в глаза; Следуй за Христом – не оборачивайся назад; Спеши делать добро; Добро порождает добро; За зло плати добром; Человек начинается с добра; Делать людям добро, Не быть равнодушным, жестоким, бездуховным;
Главное верить: и тогда все будет именно так: «если очень захотеть, можно горы перевернуть»; Мое жизненное кредо – никогда не сгибаться под тяжестью зла и во всем полагаться на Бога; Познать план Бога на сегодня и усовершенствовать его, ибо в нем я смогу иметь максимальный успех».
Так называемое «золотое правило» или нравственный закон, по словам молодежи, определяет их жизненные принципы и отношение к окружающим людям. «Люби ближнего своего, как самого себя, люби ближнего своего всей душой, всей мыслью своей; Жить на благо всех людей; Живи и работай для других; Помоги и тебе помогут; Быть бескорыстным, делать добро людям, но и не давать на себе висеть; Делать людям добро, оно обязательно вернется; Стараюсь жить, не причиняя боли окружающим меня людям; Пока живу надеюсь; Быть независимым от суждений других; Не причинять вреда другим, не вмешиваться в жизнь других; Поступать всегда в соответствии со своим внутренним знанием; Любить себя и уважать других; Относиться к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе; В мире существует принцип бумеранга, но вместе с тем не забывай, что у тебя есть цель, к которой ты должен стремиться любыми усилиями».
Читать далее: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (часть 2)
Примечания:
1. Здіорук С.І. Суспільно-релігійні відносини: виклики України ХХІ століття. – К., 2005. – С.68.
2. Панков А.А. Состояние религиозности в условиях кризиса общества (методологические проблемы социологического анализа): Дис... канд. социол. наук: 22.00.01 / Одесский гос. ун-т им. И.И.Мечникова. – О., 1996. – С. 6. 99
3. Титаренко В.В. Харизматизація релігійної свідомості як вияв нової релігійності // Історія релігій в Україні. Науковий щорічник. – Л., 2005. – Кн. ІІ. – С. 304-310. 100
4. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ. 102
Вернуться назад