Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (ч.5)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Догматическо-теологический элемент религиозного сознания современного студенчества (часть 4)

Также одной из важнейших составляющих религиозной доктрины является идея греха, которая довольно распространена в авраамистических религиях, и составляет краеугольный камень всех концептуальных надстроек.

Определяя грех, современное студенчество трактует его как преступление против воли Бога: «Нарушение воли Божьей, Закона Божьего, Библии, 10 заповедей; Невыполнение догматов; Нарушение правил, установленных Кораном; Все то, что не считается праведным по учению Библии, учения Иисуса Христа; Нарушение установленных Богом законов существования в обществе и окружающем мире (природе); Это отклонение от норм жизни и поведения, которые Бог предназначил для человека; Совершение негативного действия, за который потом отвечаешь перед Богом; Отделение от Бога, жизнь без веры в Бога и его слово».

Второй группой студенческих соображений о сущности греха является понимание его как нигилизм по отношению к Богу: «Это поступок, которым мы распинаем Иисуса Христа и делаем ему больно; Измена Иисусу Христу, который для нас и нашего спасения умер на кресте; Бунт против Бога, а именно: не признание Его как Творца и не принятие его Законов; Большой шаг назад от Бога; Непослушание Бога, отдаление от своего Спасителя».

Логическим дополнением к этому аспекту есть понимание греха как нигилистического отношения человека к самому себе, к окружающему миру и другим людям: «Полное безразличие к жизни; Непокорность законам, удовлетворение собственных потребностей, не испытывая уважения к окружающим, преступная деятельность; Неуважение себя и других людей; Умышленное причинение зла себе и окружающим; Собственная духовная «нечистота», гнев, гордость и т.д.; Ложь, предательство, злость, зависть; То, что заставляет страдать других; Причинение вреда другим людям и окружающему миру с осознанием этого; То, что противоречит законам жизни человека, вносит дисгармонию в мир, причиняет боль; Накопление негативных информационно-энергетических потоков в подсознании человека, Результат неправильного восприятия реальности, нарушения законов природы».

Взгляд на грех как на причинение морального вреда человеку, от которого он и исходит, достаточно распространен в молодежной среде: «Потеря собственных жизненных ценностей; Поступок против собственной совести, моральных принципов; То, о чем я в будущем пожалею, что не соответствует моим моральным интенциям; Деяние или недеяние, которые могут привести к страданиям других людей и к нарушению гармонии духовного мира личности; Уныние, животное существование на уровне инстинктов, отказ от развития собственной духовности; То, после чего ты себя чувствуешь униженным за свои действия, тебе стыдно и больно; Нарушение внутреннего закона внутри себя; Поступок, который противоречит религиозным основам и способствует деградации собственной духовности; Преступление против собственного «кодекса чести» (он обычно у всех разный); Причинение вреда другим людям и окружающему миру с осознанием этого, «Уничтожение» в себе духовного начала; Идти по жизни не своим путем, через собственную слабость и лень, а также мешать жить другим, сбивая с праведного пути».

Нарушение общечеловеческих моральных ценностей, социальных норм, традиций трактуется молодыми людьми также как грех: «Определенные поступки, деяния, мысли, которые в принципе противоречат морали и одновременно несут определенный духовный и нравственный опыт, шанс к пересмотрению своей позиции; Я человек неверующий, у меня нет понятия греха как такового, но у меня есть общечеловеческие нравственные ценности, нарушение которых я считаю нравственным преступлением; Это когда один человек мешает нормальному развитию общества в целом». В данном аспекте прослеживается фокусировка внимания молодого поколения исключительно на социальные аспекты и последствия греха, где отсутствует любая апелляция к Богу и религиозным ценностям.

Заметим, что абсолютизация идеи греховности человека, ожидание посмертного возмездия за совершенные на протяжении всей жизни грехи, на что постоянно акцентируют внимание церкви, не очень привлекает молодежь. И дело здесь не столько в том, что, как считают некоторые исследователи, идея греховности человека унижает его, не дает ему возможности почувствовать то величие, которое вложил в него Бог, сотворив его по своему образу и подобию, сколько в неактуальности, несвоевременности темы греха. Молодежь не готова и не способна к серьезным рефлексиям относительно причин тех жизненных трудностей, которых сама еще не успела пережить. Следовательно, некоторая – количественно очень незначительная (5 человек) – часть респондентов в принципе отрицали само понятие «грех». «Не признаю такого слова, это слово для меня не существует; Это понятие, изобретенное другими людьми; Греха нет, грех в понимании христиан – это действие, которое оскорбляет Бога, а в моей религиозной традиции Бог не обижается». Встречались ответы, которые свидетельствовали о релятивистской позиции отдельных респондентов, которые отрицают объективное существование греха, заявляя: «Все зависит от обстоятельств (это грех или нет); Это очень субъективная вещь».

Отвечая на вопрос о грехе, респонденты продемонстрировали 100-процентный уровень заполняемости анкеты. Современные студенты, несмотря на свою конфессиональную самоидентификацию, стараются соотнести свою жизнь с понятием греха и греховности. Молодое поколение беспокоят вопросы греховности человека и самого себя. Из анализа всего массива ответов респондентов становится понятным, что понятие греха у молодого поколения четко сформировано. В целом же, полученные в ходе опроса студенческие
мнения относительно греха наглядно демонстрируют, что независимо от конфессиональной идентификации молодежь в своем большинстве находится под определяющим влиянием именно христианской парадигмы мышления, которая базируется на понятии греховности, преодоление которого и является условием спасения человека. Грех, по мнению молодых, всегда является осознанным действием. Думаем, что в этой части своего вероучения христианство понятно для молодежи.

Подводя итог представлений современного студенчества о догматическо-теологическом элементе религиозного сознания в контексте мировоззренческого плюрализма, считаем нужным резюмировать следующее: Предыдущее процессы снижения уровня религиозности, секуляризация и десакрализация создали условия, при которых ортодоксальные положения той или иной религии в сознании современного студенчества переплетаются и сочетаются с различными внедоктринальнимы, иногда деистическими или пантеистическими, а также научными, мировоззренческими и практическими представлениями, но при этом сохраняется высокая конфликтность между религией и наукой, которая трудно преодолевается как в индивидуальном, так и общественном сознании; подавляющее большинство верующих разных религий (конфессий) имеет размытое представление о догматах, т.е. тех вероисповедательных истинах, которые являются базовыми, аксиоматическими и должны исповедоваться всеми верующими данной конфессии как фундаментальные компоненты их религии; наблюдается движение к аморфному, эклектическому или синкретическому сознанию, которое не конфессионально и даже не религиозно или антирелигиозно, а скорее внерелигиозно, и связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе ее духовно-мистическими проявлениями (вера в общение с духами , магию, знахарство, гадание, астрологию), среди которых удельный вес занимают попытки синтеза научного знания и религии с акцентом на духовно-нравственных аспектах жизни человека. Появляются разнообразные синтетические представления, которые органично сочетают в себе ценности как западных, так и восточных культур, положения новых и древних верований.

Выводы подтверждаются результатами социологических исследований российских коллег В.П. Баранникова и Л.Ф. Матрониной, которые также убеждены, что «религиозное сознание человека информационного общества синкретично, оно является смесью религиозных представлений всех эпох и народов, которая «удобрена» образами сказок, мифов, легенд, фантазий (fantasy) [1].

Cовременный молодой человек, рассматривая себя как креативное существо, с каждым шагом эволюции становится ближе к Истине, считает сверхъестественное имманентным свойством человека, где его интересы и Божьи намерения совпадают, и это в свою очередь влечет сакрализацию человеческой личности.

Читать далее: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества

Примечания:

1. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социологические исследования. – 2004. – № 9. – C. 104

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии