Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (ч.2)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества

Учитывая значительную часть субъективизма в оценках студенчества, нет оснований утверждать, что в той или иной жизненной ситуации каждый современный студент в действительности выполнит декларируемые им принципы. Существуют сомнения относительно того, что подобные ответы выступают моделью желаемого поведения или наоборот – они имеют под собой конкретные основания и проявления. В контексте указанного интересно привести данные Центра экономических и политических исследований имени А. Разумкова. Среди граждан в возрасте 18-29 лет только 19,3% респондентов считают, что их религиозные убеждения сильно влияют на повседневное поведение, а 39,6% – констатировали отсутствие такого влияния [1].

Ориентация на активные действия, четкую и взвешенную жизненную позицию, положительные эмоции как условие успешного будущего, высокий уровень требований к себе, взять от жизни максимум – вот перечень жизненных принципов, которые сегодня исповедует молодое поколение. В частности, только 2,6% опрошенных заявляют, что они совсем не влияют на ход своей жизни; 4,6% студентов в меньшей степени влияют; непосредственно определяют свой жизненный путь – 38,9% респондентов; 37,1% заявляют, что они в большей степени влияют на ход собственной жизни и 16,3% уверены, что полностью.

Эмпирический материал свидетельствует, что современный украинский студент в решении духовных проблем ориентируется скорее на себя, чем на традицию и церковь, он верит в собственные силы и в то, что он лично определяет направление своей жизни, то есть молодежному сознанию присуща так называемая «вера в человека», а конкретнее «вера в себя» [2].

В структуре ценностных предпочтений молодежи религия уступает место семье (56,5%), заботе о собственном здоровье (23,9%). По нашим данным, она занимает третью позицию (10,1%), опережая материальные блага (4,9%) и дружеские взаимоотношения (3,7%) [3]. Заметим, что при сравнении с другими социологическими исследованиями такое ранжирование очень стабильное, на него не влияют ни возраст, ни место проживания, ни образование респондентов. По данным исследования, проведенного Украинским центром экономических и политических исследований имени А. Разумкова (УЦЭПИ), религия занимала 16 место в перечне 18 ценностей, важность которых было предложено определить по пятибальной шкале 2010 респондентам (менее важными названы карьера и политика).

По результатам другого опроса (УкрНДИмолодежь, еще в 1996), религия, по степени своей значимости, для молодых людей уступает место семье, интересной и хорошо оплачиваемой работе, любви, друзьям, стремлению иметь собственный бизнес, свободное время, хобби, но опережает политику, а также посещение вечеринок, дискотек и, в пределах возможной погрешности, общественный статус. В ценностных предпочтениях возрастных групп, старше 18 лет, религия опережает стремление иметь собственный бизнес, развлечения, участвовать в политике и находится на одном уровне по важности с хобби (EVS, 1999).

Ценность религии для некоторых групп молодых людей проявляется в личном пути к познанию сверхъестественного: «Кто поверит, спасется» – Иисус Христос; В познании Бога и его воли в моей жизни; Она делает нас ближе к Богу и помогает постичь основы вечной жизни; Все заимосвязано: «Верить, чтобы жить, жить, чтобы творить, творить, чтобы иметь благосостояние, иметь семью, любить, верить; Религия помогает сориентироваться в жизни и в самом себе, ведет к Богу; Путь человека к Богу, к Себе, к Высшему «Я»; Воссоединение с Богом».

Отдельные студенты отождествляют понятия религиозность и духовность. Духовная жизнь человека соотносится с обретением личностью абсолютной действительности. В таком случае духовность является равнозначным понятием религиозности, или же имеет много общего с ней. Как справедливо отмечает А. Черний: «Духовность – не бытие, которое само по себе и из себя только развивается, а динамическое достояние самой личности как следствие ее трансцендентации. В ее становлении особая роль принадлежит таким «таинственным» составляющим человеческой природы, как душевное, духовное, неразрывно связанных с не менее таинственным феноменом – религией. Действуя на глубинные основы непосредственного самобытия человека, религия как духовная реальность вполне закономерно выполняет ведущую роль в становлении духовности, что до недавнего времени в нашем обществе, а, следовательно, и в научной среде категорически отрицалось» [4].

Вместе с тем заметим, что студенческая молодежь воспринимает религиозный комплекс как что-то противоположное материальным ценностям. В сознании молодых людей идет четкое разграничение мира: на духовный и материальный:

«Религия – это жизненная гармония, поводырь по жизни; Религия дает представление о мире, успокаивает душу, направляет нашу жизнь; В религии находится смысл человеческой эволюции вообще; Религия духовно обогащает человека, его внутренний мир, и в свою очередь стимулирует его к созданию только добра; Ценность религии в том, что она дает человеку веру в добро, человечность, любовь, радость; Ценность религии в духовности: если бы все люди думали о своих поступках и боялись греха, наше общество и отношения друг к другу были бы идеальными; Человек становится не только верующим, но и гуманным и законопослушным; Религия – основа формирования личности, носитель нравственности и духовной чистоты; Благодаря религии я формирую свой духовный мир – а это основа для выбора поступков, взглядов; Религия дает возможность духовно расти, средство духовного самосовершенствования».

Следовательно, религия для большинства студенчества ассоциируется только с определенными этическими установками, а вот ее доктринальная и практическая часть отходят на второй план.

Для молодых людей, как, в общем, и для верующих любого возраста и положения, религия играет компенсаторно-терапевтическую функцию. В частности, ценность религии респонденты усматривают в ее способности поддержать человека в трудную минуту. Также можно предположить, что обращение к религии происходит именно тогда, когда молодой человек не может самостоятельно справиться с жизненными проблемами:

«Дает веру в то, что Бог сможет помочь в трудную минуту и направить на верный путь; Спасает от разочарований; Не позволяет человеку падать духом в ситуации, когда материальное не может помочь; Помогает людям в решении их проблем; Поддерживает в унынии; В предоставлении человеку определенных жизненных позиций, опоры в борьбе с энтропией мира; Предоставляет человеку ощущение стабильности; Помогает держаться в сложных ситуациях; Религия дает опору в бедах, страданиях, испытаниях, которыми наполнена наша жизнь; В возможности найти себя, справиться с жизненными ситуациями, а также с возможностью не потерять веру в добро, в правду, справедливость и любовь».

Читать далее: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (часть 3)

Примечания:

1. Биченко А., Міщенко М. Проблема релігійного навчання і виховання дітей та молоді в Україні очима громадян // Національна безпека і оборона. – 2005. – №8 (68). – С. 2-26. 103

2. Гамплова Д. Программа социальных исследований // socis.isras.ru/SocIsArticles/2002_07/Gamplova.doc

3. МКСИ ОР ИФ НАНУ. 2004-2005, т. ХХ. 104

4. Черній А. М. Антропологічна цілісність у релігієзнавчому вимірі: Дис... д-ра філос. наук: 09.00.11 / Національний аграрний ун-т. – К., 1996. – С.4. 106

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии