МВФ vs Россия: кто даст больше?

'МВФПриход новой власти представил стране шанс получать займы не только у МВФ, но и у России. Даже в «мирном» вопросе финансирования бюджетного дефицита Украина снова может стать ареной некоего геополитического противостояния.

Российский Виктор

Общий тренд привлечения средств на покрытие дефицита госбюджета в Украине от правительства к правительству мало отличается. До марта, находясь в оппозиции, Партия регионов критиковала Кабмин Тимошенко за резкое увеличение госдолга. Пребывая у руля власти, правительство Азарова в настоящее время идет тем же «проторенным» путем, что и предыдущее, намереваясь занимать деньги не только у МВФ, но и на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а также у других стран.

Потребность Украины в средствах вызвана несоответствием бюджетных расходов и доходов, т.е. «кассовыми разрывами», необходимостью покрывать дефицит госбюджета до тех пор, пока не будут получены другие заемные или собственные средства. Хотя в целом бюджетная ситуация выглядит не настолько плохо, но тут есть «нюансы», да и правительству нужны «пожарные» варианты.

Официально заявленный дефицит госбюджета за январь-май текущего года составил 1,4% от ВВП, что ниже запланированного показателя. С другой стороны, инструментарий «рисования» своих макроэкономических «успехов» все украинские правительства усвоили хорошо. В этой связи целиком можно подозревать, что Николай Янович также, как раньше Юлия Владимировна, «не заметил» пару цифр, которые делают бюджетную картину менее презентабельной.

Напомним, согласно закону «О государственном бюджете Украины на 2010 г.» дефицит бюджета утвержден в размере 56,1 млрд грн, что составляет 5,6% ВВП. За 5 месяцев дефицит госбюджета 1,4% (доходы за 5 месяцев текущего года увеличились на 8,8%), тогда как за весь год 5,6%. Правительство, которому от силы 3 месяца не смогло бы так радикально улучшить ситуация не напортив ситуацию в реальном секторе экономике. Хотя, судя по голосам с «мест», налоговая, как и во времена Тимошенко, начала не по-детски щемить бизнес. Этим, очевидно, и поясняются быстрые «успехи» правительства Азарова.

На фоне задержки с получением средств от МВФ украинское правительство нашло средства в России. По официальной информации кредит привлечен у российской финансовой группы ВТБ в размере $2 млрд. на 6 месяцев под 6,7% годовых. Договор предусматривает возможность его пролонгации 3 раза каждые полгода (итого до 2-х лет).

В отличие от прежней власти, которая просила у России до $5 млрд., но ничего не получила, новая команда в вопросе финансирования со стороны России получила полный экономический «агреман». После победы Виктора Януковича на президентских выборов сама Россия начала предлагать Украине средства на разные проекты: достройку нескольких реакторов украинских АЭС до $6 млрд., проекты в судостроении, авиапромышленности, совместную разработку урановых месторождений и т.д. Не по всем проектам оглашались конкретные суммы, которые Россия готова вложить, но было понятно, что львиная доля инвестиций поступила бы со стороны нашего северного соседа. Украина в настоящее время просто не имеет достаточных средств для масштабных проектов.

Следует отметить, что если еще месяца 1,5 назад российское правительство сообщило о готовности финансовой группы ВТБ предоставить Украине кредит в размере до $500 млн., то украинские властные мужи всячески избегали говорить как о деталях кредитования, так о самом факте переговоров с Россией по вопросу предоставления займа. Первыми о факте получения кредита сообщили информагентства со ссылкой на свои «источники», а затем и российские официальные лица. Скрывать это стало невозможно после того, как размер золотовалютных резервов НБУ вырос с $26,5 млрд. до $28,5 млрд. Это дало повод оппозиции обвинить правительство Николая Азарова в проведении непубличной политики в части госдолга.

Впрочем, по другим версиям и комментариям эти средства зачислены на счета НБУ, увеличив золотовалютные резервы, и предназначены на проект достройки двух блоков Хмельницкой АЭС. Эта версия не выглядит убедительной по нескольким причинам. Во-первых, после затягивания выпуска еврооблигаций и непонятного исхода переговоров с МВФ бюджетные расходы могут фактически «провиснуть», а ситуацию нужно как-то решать. Во-вторых, не один из недавно оглашенных совместных проектов с Россией пока еще не стартовал, и до сих пор были только намерения и предварительные переговоры. Выделять до подписания всех официальных документов столь большие средства не может себе позволить даже Россия.

Другие деньги

Другие, кроме российских, финансовые источники для украинских властей также пока не являются светом в конце туннеля. Если раньше правительство закрывало бюджетный дефицит с помощью ОВГЗ, то после снижения ставок доходности по этим бумагам и спроса на них у инвесторов, этот источник пока не будет служить очередной «выручалкой».

Похоже, что Кабмин также отложил планы «срочного» выпуска еврооблигаций на $1,3 млрд. Из-за европейского долгового кризиса (в Греции и Испании) возможная эмиссия не является уже настолько привлекательной. Если до обострения долговых проблем в ЕС средняя ставка по украинских евробондам составляла около 6,8%, то в настоящее время она повысилась до 8-9%. Со своей стороны правительство имея российскую финансовую «подушку» готово ждать и улучшения конъюнктуры на внешних рынках и окончания переговоров с МВФ.

Вышеприведенный вариант получения средств от России не является авральным, но перестраховаться новая власть все же решила. Украина пока ведет только предварительные переговоры про выделение МВФ нового займа в размере $12-19 млрд. на 2,5 года, но уже сейчас можно предположить, что переговоры не будут быстрыми и легкими. Украина не воспользовалась более чем $5 млрд. из предыдущего кредита осени 2008 года, как новая власть решила привлечь дополнительные финансы. Наглость – второе счастье…

МВФ не сказал пока ни да, ни нет, хотя отметил некий «прогресс». Дело завязло в бумажных меморандумах, которые на памяти Фонда украинское правительство редко когда исполняло, не только буквально, но и вообще. Правительство еще должно убедить МВФ в реальности доходной части и баланса «Нефтегаза». Украинская власть преисполнена оптимизма относительно скорости выдачи кредита, но даже при таком развитии событий эти средства вряд ли поступят раньше конца июля. Базовым сценарием можно считать осень, когда уже будут видны первые явные результаты правления новой команды.

Более того, европейский долговой кризис еще не начал даже сбавлять свои обороты, и, возможно, что средства МВФ будут более востребованы где-то в ЕС, а в непонятном санитарном кордоне с Россией.

Следует сказать, что со своей стороны украинская власть бьно подстраховалась.
В случае задержки выдачи кредита МВФ Украина может обратиться за финансовой помощью к России или другим странам. Каким еще «другим странам», кроме России, мы еще интересны, в правительстве не уточнили. Этот шаг, в свою очередь, еще больше загонит Украину под колпак влияния Белокаменной.

Другой вариант развития ситуации – средства МВФ идут не на покрытие дефицита бюджета, а на прочие программы (инфраструктурные проекты, подготовка к Евро-2012 и т.д.), которых в арсенале нынешних властей хватает; Фонд критикует Кабмин за наращивание госдолга и такая постановка вопроса (средства идут не в госбюджет) должна его «успокоить».

Сомнительно, чтобы новой власти удалось достичь всех поставленных целей по привлечению средств. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, в т.ч. в плоскости геополитики. Однако в МВФ четко и не впервые должны понимать, что не предоставленные Киева средства означают очередной крен в сторону Москвы. Вряд ли в Европе хотят очередного крена Украины, хотя и они устали от наших постоянных «отклонений».

С другой стороны, целиком возможно, что в благополучной Европе даже не думают над таким развитием событий – им бы только дать денег, чтобы мы отстали. В таком случае все стает совсем просто – расслабляемся, получаем деньги со всех сторон и стараемся не думать, что эти средства нужно когда-нибудь возвращать.

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии