Украинский бюджет для МВФ
Несмотря на то, что госбюджет-2010 написан якобы для внутренних потребностей, все указывает на то, что наиболее он интересен для МВФ и составлен специально, чтобы Фонд, увидев его, выдал столь необходимый стране кредит. Все равно правительство собирается управлять экономикой в ручном режиме, для чего бюджет как таковой не особо то и нужен.
Проблема дефицита
После принятия госбюджета-2010 начинается самая важная его часть – исполнение, которое в украинских реалиях обычно хромает на обе ноги. Более того, бюджет хоть и принимался коалицией на «ура», но спешка, в которой это все делалось, привела к тому, что документ создан скорее, чтобы «замылить» глаза МВФ, чем, чтобы страна жила по этому финансовому документу. Президент уже прогнозирует, что по результатам 1 полугодия госбюджет-2010 будет пересмотрен. По крайней мере, добавить денег обещают аграриям.
Напомним, что госбюджет-2010 утвержден с доходами в размере 267,5 млрд. грн. (общий фонда госбюджет - 218,7 млрд. грн. и спецфонд - 48,8 млрд. грн.) и расходами в размере 323,6 млрд. грн. (общий фонда госбюджет - 244 млрд. грн. и спецфонд - 79,5 млрд. грн.). Кабмин разработал проект госбюджета-2010 исходя из прогноза роста ВВП в 2010 года на уровне 3,7% (номинальное значение 1,1 трлн. грн.), инфляции - 13,1% (декабрь к декабрю предыдущего года).
Самое интересное начинается при оценке дефицита бюджета, который официально заложен на уровне 56,1 млрд. грн. (5,3% от ВВП). Самое интересное, потому что от этой цифры зависит, получит или нет Украина кредит по новой программе сотрудничества с МВФ или «дополучит» то, что не выдали с осени 2008 г. (из кредита в размере $16,4 млрд, тремя траншами уже было выделено около $10,5 млрд.).
Тут важно отметить одну украинскую «традицию». Как только власть и оппозиция меняются местами, они как бы меняются аргументами для критики. Любимую «песню» оппозиции про нежелательность наращивания госдолга через привлечение кредита МВФ и огромный дефицит бюджета, которую до февраля «пела» Партия регионов, а теперь подхватила Тимошенко. Очевидно, это такая игра на публику. Только кому нужны все эти вопли? Домохозяйки перед телевизорами вряд ли разбираются в макроэкономических тонкостях, и их интересуют цены на продукты, а не далекий «киевский» бюджетный дефицит.
В настоящее время в оппозиции бюджетный дефицит оценивают в 16% от ВВП, или 170 млрд. грн. Проводя параллели с бюджетом-2009, то по версии Тимошенко его дефицит не превышал 3%, тогда Минфин потом подсчитал, что он составил 16% или 35,5 млрд. грн. Более того, правительство Тимошенко отнесло к доходам средства, полученные от МВФ в рамках распределения специальных прав заимствования (SDR), тогда как они предоставляются на возвратной основе, и доходами не могут считаться.
Доходов.net
Как же обстоят дела с нынешними доходами госбюджета? Если проследить динамику, то все выглядит достаточно плохо как для получения кредита МВФ, которого интересует реалистичность доходной его части. За январь-март общий фонд госбюджета был недовыполнен по доходам на 14,5%, по итогам 4-х месяцев на 11,5%, а за январь-март, о чудо, план выполнения бюджета превышен на 8,8% (по словам представителей власти). Чудо сталось по итогам мая, в котором, как известно, рабочих дней едва больше, чем нерабочих. Таким «художественным» способностям позавидует даже Юлия Владимировна, у которой хронически дефицитный бюджет тоже постоянно «перевыполнялся» (путем корректировки планов в сторону уменьшения).
Очевидно, что правительство начинает потихоньку скрывать реальный бюджетный дефицит. Иначе бы оно не так активно работало бы по привлечению средств. Напомним, что, кроме «МВФ-хотелок», правительство взяло кредит у России на $2 млрд., привлекает миллиарды гривен через ОВГЗ и намеревается выйти на рынок с еврооблигациями.
Прочие внутренние источники не сильно оправдывают возложенные на них надежды. В мае, при плане 9,6 млрд. грн., Гостаможслужба перечислила в госбюджет только 5,6 млрд. грн. Недовыполняется план и по налоговым органам. Прочие внутренние источники напоминают «слезы». В январе-мае ФГИ перечислил в госбюджет 55,4 млн. грн. дивидендов, начисленных на акции, находящиеся в госсобственности, 228,01 млн. грн. от аренды госимущества и 173,4 млн. грн. от приватизации госимущества (при плане - 10,3 млрд. грн.). Приватизационные планы правительства без продажи «Укртелекома» (об этом речь пока не идет) не имеют смысла, что означает дыру в госбюджете в 10 млрд. грн. Огромная дыра (29,5 млрд. грн.) в госбюджете также от «работы» Пенсионного фонда.
В таких условиях сложно не подозревать, что бюджет-2010, также как и прошлогодний, не будет находиться в ручном управлении Кабмина. Более того, закон о госбюджете позволяет делать это. Так, правительству предоставляется право с целью уменьшения дефицита бюджета пересматривать размеры выплат, определенные законодательством, предусматривающие дополнительные расходы из государственного и местных бюджетов.
… и снова Россия
Все говорит о том, что нынешний бюджет в большей мере написан для МВФ. Однако Фонд имеет много претензий к Украине. Тут и дефицит госбюджета на уровне 4% ВВП, дефицит баланса «Нефтегаза» около 1%, повышение коммунальных платежей и пенсионного возраста. Тут «отмазками» и «рисованием» не ограничишься. Если прошлое правительство откровенно «динамило» Фонд, то в дискуссиях с нынешним МВФ требует конкретики. Правительство же, понимая данное положение вещей, все равно предлагает полумеры.
Ключевая проблема состоит в том, что в МВФ фактически уверены, что в госбюджете-2010 заложен существенно заниженный дефицит. Затянувшиеся переговоры с Фондом говорят о том, что по большому счету Фонд ожидает сигналов в реалистичности доходов госбюджета. Правительству будет сложно доказать МВФ что-либо. Напомним, что зампредседателя бюджетного комитета, народный депутат от Партии регионов Владимир Макеенко признал, что реальный дефицит бюджета составляет около 100 млрд. грн., и «вписаться» в требования МВФ будет крайне сложно.
От состояния госбюджета зависит то, о чем власти стараются все меньше упоминать, о выполнении предвыборных обещаний Януковича. Если для текущего закрытия госбюджета средства так сяк найдутся, то для глобального улучшения и неких психологических гарантий нужны средства МВФ. При этом уже заявлено, что Украина не намерена использовать средства возможного кредита МВФ на покрытие дефицита госбюджета. Как рассчитывают в правительстве, если МВФ откажется возобновить кредитование, то Украина и в дальнейшем может обратиться за финансовой помощью к России или другим странам.
0 коментарів