Игорь Попов: «Лозинские» у нас не пройдут

'ИгорьОдин из соратников Виктора Балоги, сопредседатель партии "Единый Центр" Игорь Попов - о праймериз, новых лицах и "третьей силе" в украинской политике

- Игорь, Вы долгое время были в положении «над политической схваткой»: в вашей биографии - «Комитет избирателей Украины», роль наблюдателя на многих международных выборах. Что заставило ринуться непосредственно в политическую жизнь: сначала в аппарат Президента, затем – в «Единый центр»?


- В «Комитете избирателей Украины» я проработал почти 12 лет. Работал, как я считаю, достойно. Причем после моего ухода организация не развалилась, не ушла в небытие. Мы продолжаем продвигаться в политике, хотя теперь и параллельными курсами. Если брать личные мотивы, то психология говорит, что каждые 7 лет нужно что-то менять – выходить на новые уровни, новые интересы, иначе ты застаиваешься и прекращаешь расти. Я рос вместе с КИУ.. Со временем, коллеги, эксперты начали говорить, мол «пора тебе переходить от советов – к реализации и ответственности».

Одновременно со мной мой хороший товарищ, который в Киргизии возглавлял аналогичный «Комитет избирателей», примерно в одно время со мной ушел в политику. Последнее время возглавлял аппарат Розы Отумбаевой, а сейчас возглавляет партию, которая идет на парламентские выборы 10 октября. Как видите, ситуация тоже вынудила его пойти в активную политику, хотя много лет мы возглавляли организации, являвшиеся частью «гражданского общества». Сейчас мы уже переписываемся как политики и «дружим партиями».

Вообще, в мировой практике - это вполне естественный процесс: ротация между неполитическим сектором, политическим и правительственным. Для западных стран, на которые мы равняемся, это вполне нормально: люди работают политическими аналитиками; потом их приглашают в правительство, где они работают советниками; наконец становятся людьми, принимающими решения, а потом правительство уходит в отставку и они возвращаются в независимый сектор. Через 3-5-10 лет снова приходят в правительство, когда формируется новая команда и они опять побеждают на выборах.


- Вы являетесь одним из десяти равноправных лидеров обновленного «Единого центра». Существует мнение, что таким путем Виктор Балога поделился своим «политическим весом», чтобы ввести в активную политику новые лица - тех, кто ранее находился больше в роли «наблюдателей со стороны»: Вас, Кирилла Куликова, Вадима Карасева…

- Не могу согласиться с тем, что эти люди пришли в политику извне. По крайней мере, мою работу в секретариате. президента никак нельзя расценивать, как пребывание вне политики. Но принципиальное возражение на ваш вопрос заключается не в этом. «Коллегия лидеров» - это естественная легитимация того, как действительно принимаются решения в партии «Единый центр». Я бы сказал так: «Стратегические решения принимаются прозрачно и открыто узким кругом людей, но не единолично». Это мне импонирует, поскольку в своей прошлой деятельности я презентовал подобную же систему принятия решений. Как по мне, в этом случае решения более взвешены, они более защищены от произвола. Даже если в процессе обсуждения разворачивается дискуссия, после принятия решения мы выходим за эти двери, презентуя итог как наше общее мнение, которые стараемся реализовать. Это стиль людей, которые работают в этой партии, и это предохраняет партию от авторитаризма. Просто сейчас это нашло свое отражение в Уставе, хотя в реальности все работало аналогично и в прошлые месяцы, и в прошлые годы.


- В пределах «руководящей десятки» уже сформировались «группы по направлениям», которые чувствуют свою компетентность в определенных вопросах, а потому претендуют на лидерство в их решении?

- Это вполне естественный процесс, когда в каждой предметной области определяется наиболее компетентный неформальный лидер. На практике это выглядит так: в групповом обсуждении возникает вопрос, кто его лучше знает – берет на себя роль докладчика, а кто ощущает силы его решить – в дальнейшем отвечает за его кураторство. В руководстве у нас собрались люди с весьма разным профессиональным опытом, поэтому партия старается этот опыт максимальным образом использовать. Посмотрев на фамилии и биографии лидеров «Единого центра», нетрудно догадаться – кто чем занимается. Кто-то готов быть «мотором и тараном» преобразований, а кто-то – центром разработки идеологии. Но не все секреты «внутренней кухни» сейчас хочется раскрывать.

- Стратегическая линия «Единого центра» по итогам съезда - «продуктивная оппозиция, третья сила, которая имела бы свое видение развития страны и, исходя из него, либо помогала власти, либо занимала непримиримую позицию по отношению к ней». Претендентов на данную политическую позицию достаточно много. Скажите что-нибудь такое, что бы заставило вдохновиться именно вашей идеей…

- Понимаете какое дело… Претендентов, которые «хотят» стать третьей силой – много, а претендентов, которые «могут» – мало. Выделиться в данном случае мы можем только одним – реально сделать это. Единственный критерий истины в данном случае – это результат на местных выборах. По тому, кто и сколько получит голосов, можно будет судить – кто является партией, а кто – очередным проектом под одну фамилию.

Совершенно другой вопрос, что новый выборный закон многим закрыл лазейки, а многим – и реальный путь во власть. В этом случае «Единый центр» готов предоставить свою мощную общеукраинскую структуру, чтобы не потерять достойных. Остальное - результат выборов покажет.


- Ваша фраза из предыдущих интервью по личному опыту участия наблюдателем в зарубежных избирательных кампаниях: «За рубежом на выборы не бросаются такие огромные деньги, поэтому нет и таких вопиющих нарушений...» Теперь вы напрямую и полностью в отечественной политике. И что же делать в отечественной ситуации?

- Вопрос «Что делать?» в данной ситуации стоит уже давно. Как, впрочем, и сопутствующий вопрос «Кто виноват?» Но если на вопрос «Кто виноват?» каждый отвечает для себя по-разному, то на вопрос «Что делать?» действительно нужен партийный ответ. Признаемся честно, что революционный путь сейчас невозможен, а постепенную эволюцию общества нынешняя власть, которая пришла после президентских выборов, делать не захотела или не смогла. Идет консервация многих негативных тенденций, и это настораживает. Сегодняшний курс власти ведет в никуда, либо в более оптимистичном варианте - неизвестно куда ведет.

С нашей точки зрения, остается надежда на «стратегию мелких шагов». И первым шагом среди них должно стать появление более прогрессивных, более прагматично мыслящих людей в местных советах. Чтобы это были яркие личности, которые будут предлагать нестандартные решения. В дальнейшем и с их помощью – тактика постепенного «пропитывания власти новыми людьми», «изменения структуры власти», «коррекции курса, который есть».


- И все же, где решение этого уравнения: «За рубежом на выборы не бросаются такие огромные деньги, поэтому нет и таких вопиющих нарушений...»?

- По моему опыту работы на выборах, сами нарушения в ходе предвыборного процесса – это не корень всего зла. Первопричиной всего негатива являются огромные и бесконтрольные возможности, которые получают люди, уже облеченные государственной властью. Корень всего – коррупция. Причем коррупция не «избирательная», не «политическая», а самая банальная – использование служебного положения в личных корыстных целях. Из-за этого удельный вес должности, назначаемой либо избираемой, становится непропорционально велик. В достижение ее вкладываются огромные деньги, а далее круг замыкается. Поэтому борьба с коррупцией – это приоритет.

Я изучал грузинский опыт в этом вопросе, опыт Азербайджана. Причем, поверьте мне, это далеко не идеалистичный вариант, когда предполагается, что все сами собой прозреют и придут к убеждению, что воровать нехорошо. Там отработаны достаточно жесткие и реальные механизмы, какую коррупцию можно искоренить в первую волну. Равняться в нашем положении на стиль жизни скандинавских или протестантских стран – довольно наивно. Нам следует пройти хотя бы минимальный начальный путь наших восточных соседей. В ходе подобного «оздоровления страны» многие у них потеряли свои неправедные активы, многие уехали… Это изменение правил игры такого же уровня, как и революция. Но если этого не сделать, невозможно идти вперед.
Для проведения подобных реформ недостаточно договоренности на уровне «руководящего коллегиума» «Единого центра». Мы не потянем это в одиночку. Очень хотелось бы, чтобы вся элита страны могла прийти к подобному общему решению. Это сделает саму процедуру менее жесткой и болезненной. Отсюда рассылаемые нами предложения о сотрудничестве. Конечная цель - чтобы «критическая масса» активной политической элиты согласилась на подобные преобразования, а «неправедное меньшинство» тогда уже можно додавить.

По моральному аспекту рассматриваемого вопроса «влияния денег на политику» могу уверенно сказать следующее – очень жаль, что в нашей стране перестало быть постыдным воровать. В советское время воровать было делом презренным, да и в западных традициях воровство не приветствуется. Мы тоже будем вынуждены вернуться к подобным моральным устоям.

- Существенная особенность сегодняшних выборов в том, что кандидаты уже практически не приходят с потребностью послужить родине или местной громаде. В лучшем случае они приходят с проектами, от реализации которых и местной громаде будет какой-то толк.

- Есть такая тенденция. Пришло молодое прагматичное поколение, которое мы все годы независимости вольно или невольно приучали к тому, что «никто о тебе заботиться не будет». Одновременно, для этого молодого поколения практически не работают «социальные лифты»: во власть сегодня можно попасть или через присутствие во «властном клане», или через родственные связи с лидером. Поэтому в сегодняшней ситуации тех, кто имеет идею сделать городу крупный инвестиционный проект и получить малую долю в нем, надо вытаскивать. Через наши «праймериз», через местные выборы – любым путем. Это интересы местной общины и она вправе сама определять, что соответствует духу «местного патриотизма». А вопрос воспитания чувства благородного служения Родине имеет смысл обсудить на выборах центральной власти. Главное, чтобы при этом слова не расходились с делом.

- Что сейчас наиболее приоритетно для «Единого центра»?

- Сейчас на повестке дня – проведение предварительных рейтинговых выборов («праймериз»). Технология, при помощи которой мы хотим освежить свой партийный список и предоставить партийную структуру в качестве платформы для участия в выборах наиболее активным и авторитетным лидерам местных общин.

«Праймериз» «Единого центра» будут отличаться от аналогичных процедур «Сильной Украины» и «Батькивщины». Первое существенное отличие – мы включаем в рейтинговую процедуру не только членов партии, но и тех, кто готов воспользоваться политической базой «Единого центра» для продвижения во власть. Второе существенное отличие – мы делаем рейтингование лидеров общин. Мы не будем включать в списки представителей больших партий, «у которых все хорошо». Мы приглашаем к участию в процедуре представителей местных общественных организаций, которые не могут сейчас баллотироваться через создание политических блоков. Мы приглашаем представителей молодых партий, у которых еще не прошло года с момента регистрации. Все это с единственной целью - чтобы они продемонстрировали, что они реальные лидеры в этой общине. Если у них это успешно получится, мы будем почитать за честь пригласить их в наши списки или выдвигать на должности мэров городов и поселковых председателей, либо в те же депутаты через мажоритарные округа. Однако на сегодня главная задача – провести публичную дискуссию - какого же депутата хочет видеть местная громада. Потому что сама предвыборная кампания будет короткой, и для нахождения абсолютной истины этого явно недостаточно. «Праймериз» - это достойный повод первый раз задуматься – кого хотим видеть в депутатах? В противном случае нас в очередной раз ожидает «глянец», «биг-морды» и «подкуп гречкой».

- «Праймериз» будут проводиться по «открытой» или «закрытой» технологии?

- Самым демократичным открытым способом. До конца августа нашим активистам поставлена задача подготовить достойные кандидатуры по каждому округу идет выдвижение кандидатов, выдвигать могут общественныеные организации или группа из 20 избирателей. В первой декаде сентября будет выделен день для проведения общеукраинской акции свободного голосования бюллетенями на местах, а для голосования через интернет будет выделена одна неделя. Результаты территориального голосования будут представлены на рассмотрение соответствующей областной или городской партийной конференции. Конечные результаты выдвижения попадут на официальный интернет-сайт «Единого центра».


-«Праймериз» с использованием открытой технологии «голосует каждый желающий» обычно носит неформальный характер…

- Почему же, принцип «один человек – один голос» мы попытаемся соблюсти и в процессе приема вручную заполненных бюллетеней, и при голосовании через Интернет. При голосовании вручную сами партийные активисты будут следить за однократностью голосования каждого, а при подаче сведений через компьютер, наш сервер будет запоминать интернет-адрес голосовавшего.

- Может получиться так, что по результатам «праймериз» в предвыборных списках не останется места для многих «кадровых партийцев»…

- Проблема формирования партийных списков по результатам «праймериз» действительно существует. У нас идет внутрипартийная дискуссия по этому поводу: «Почему ж мы поставим человека со стороны в списке выше собственного партийца?» Я пытаюсь убедить всех, что привлечение в предвыборные списки авторитетных людей со стороны будет иметь кумулятивный эффект: рейтинг человека наложится на наш собственный партийный рейтинг, в результате чего во власть попадут и «наш», и «поддерживаемый нами» кандидаты. Я верю в то, что это должно сработать. Хотя зависимость здесь нелинейная, и конечный результат – насколько объективно мы разбираемся в людях – покажут лишь сами выборы.

На сегодня я абсолютно уверен лишь в том, что процедура рейтинговой оценки гораздо более выгодна уже в том, что замещает собой прочие «таинственные процедуры выдвижения», которые, как по мне, подрывают авторитет и доброе имя партии. А впоследствии подрывают и результат: качество людей, которые попадут во власть. «Лозинские» у нас не пройдут.

Агентство Стратегічних Досліджень

20 июля 2010

1 комментарий

Петр Сергеевич 20 августа 2010 16:30

Будут такие жа праймериз, как у Тигипко - развод лохов.
Может ЕЦ и хочет сделать все по правильному, но кончится-то одинаково.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии