Канада: окно в Америку для Украины

'Канада:Со времён независимости Украины, Канада является одним из традиционных приоритетов внешней политики нашего государства. Несмотря на географическую отдалённость, контрастный разрыв в социально-экономическом развитии, зарождение украинско-канадских отношений происходило в середине позапрошлого века, ещё до обретения независимости обеими странами. Кроме того, Канада является одним из немногих западных государств, которое всегда занимало особую позицию по отношению к Украине. Например, 2 декабря 1991 г. Канада первой среди стран Запада признала независимость Украины. Не менее важными событиями, которые юридически закрепили исключительный характер двусторонних отношений Украины и Канады, являлось подписание в 1994 г. и продление в 2001 г. декларации «Об особом партнёрстве». При этом нужно учитывать то, что Канада является самым близким партнёром Украины на Американском континенте. Более того, двустороннее сотрудничество Украины и Канады охватывает различные сферы, которые регламентирует «Дорожная карта» (план долгосрочного развития украино-канадских отношений) 2009 г.

Данная исключительная особенность взаимоотношений Украины и Канады обусловлена наличием 1,2 млн. украинской диаспорой, являющейся интегрированной частью канадского общества. Известно, что украинцы являются 9-й по численности этнической группой, составляющей канадскую нацию. Соответственно, не исключением является и достаточно активная роль канадских украинцев в политической жизни Канады. Общеизвестными фактами является то, что на данный момент, премьер-министром провинции Альберта является канадец украинского происхождения – Э. Стельмах, а высший государственный пост генерал-губернатора Канады, согласно конституции страны, занимал в 1990-1995 гг. этнический украинец Р. Гнатишин. Если обратить внимание на внешнюю политику Канады, то весомую роль в развитии её приоритетов играет фактор этнической принадлежности групп населения. К примеру, франкоязычное население, а точнее жители Квебека являются одним из факторов тесного сотрудничества с Францией, членства Канады в Франкофонии (платформа сотрудничества Франции с франкоговорящими странами). Тем не менее, англоязычная часть населения страны влияет на то, что одним из ключевых приоритетов внешней политики Канады является стратегическое партнёрство с Великобританией. Об этом свидетельствует членство Канады в Британском Содружестве и формальный патронат королевы Великобритании. Это значит, что украинские канадцы, в том числе политические и бизнес круги, поддерживают исторические связи с Украиной и тем самым выступают украинским лобби во внешней политике Канады. В практике международных отношений, подобное явление принято называть т. н. «народной дипломатией», когда этнические группы благодаря продолжительному общению, обмену культур, оказывают существенное влияние на выстраивание долгосрочных отношений между государствами своего исторического происхождения. Так происходит и в случае с Украиной и Канадой, т. к. посредником в двусторонних отношениях выступает украинская диаспора. Подтверждением тому является наличие на территории Канады более 1000 украинских организаций. К тому же важное значение имеет иммиграция в Канаду граждан Украины, которая влияет на отношения между двумя странами.

Кроме того, не следует упускать из внимания и фактор сходства концептуальных основ, характера внешней политики Украины и Канады. По факту, оба государства стремятся проводить многовекторную внешнюю политику. Канада дабы снизить зависимость от американского вектора, имеет зону свободной торговли (ЗСТ) с ассоциированным членом МЕРКОСУР Чили, стремиться к заключению соглашений о ЗСТ с КАРИКОМ, ЕС, КНР. В тоже время, схожая тенденция наблюдается и во внешней политики Украины. Дабы снизить зависимость от РФ и ЕС, уже сегодня Украина развивает стратегическое партнёрство с КНР, выстраивает поступательные отношения с Бразилией и пытается найти своё место в Американском регионе. Кроме того, как Украина, так и Канада исходят из принципа мультилатерализма, который заключается в реализации собственных внешнеполитических целей на многостороннем уровне в рамках межправительственных организаций. Таким образом, оба государства взаимодействуют и оказывают дипломатическую поддержку друг другу в рамках ООН и других МПО. В частности, Украина поддерживает кандидатуру Канады на выборах в Совет ИКАО, ММО, в состав Консультативного органа ООН по административным, бюджетным вопросам, а также в качестве непостоянного члена СБ ООН в 2010 г. Канада в свою очередь поддерживала Украину во время выборов в Совет ООН по правам человека в 2008 г., оказывала политическое и техническое содействие в присоединении Украины в ВТО в 2008 г. Ко всему прочему, Канада лоббирует интересы Украины в НАТО. Подтверждение тому является заявление премьер-министра Канады С. Харпера о поддержке вступления Украины в НАТО на Бухарестском саммите в 2008 г.

Соответственно, необходимо рассмотреть практическую сторону двусторонних отношений Украины и Канады под влиянием рассмотренных факторов. Говоря о торгово-экономическом партнёрстве Украины и Канады, то в течение 10 лет наблюдается позитивная динамика двустороннего товарооборота. Если в 2003 г. двусторонний товарооборот составлял 110 млн. $, то в 2008 г. он вырос до 159 млн. $, в 2009 г. составил 220 млн. $, в 2010 г. 252,2 млн. $, а в 2011 г. более 378,1 млн. $. Кроме того, за первые три месяца 2012 г., товарооборот составил 103,3 млн. $, что на 14,3 млн. больше, чем за аналогичный период в 2011 г. Украина экспортирует в Канаду неорганическое топливо, удобрения, продукцию металлургии. В тоже время Украина импортирует из Канады продукцию машиностроения, аэрокосмической, фармацевтической отрасли, рыбного промысла. Следует отметить, что определённым барьером в реализации полного потенциала торгово-экономических отношений являются высокие пошлины и таможенные тарифы для третьих стран в рамках НАФТА, членом которой является Канада. Не удивительно, что несмотря на позитивную динамику торгово-экономического сотрудничества, двусторонний товарооборот сравнительно небольшой. Тем не менее, дабы снизить негативное влияние таможенных барьеров в рамках НАФТА на инвестиционное сотрудничество, между Украиной и Канадой действуют договор «О продвижении и защите иностранных инвестиций», «Конвенция об избежание двойного налогооблажения». В последние годы наблюдается рост канадских инвестиций в экономике Украины. Если в 2009 г. объём канадских инвестиций в экономике Украины составлял 111,6 млн. долларов, то в 2011 г. составил 119,4 млн. В основном они направлены на развитие дотационных отраслей отечественной экономики, включая добывающую, перерабатывающую промышленность, а также на услуги ремонта, инжиниринг и строительство. К сожалению, канадские инвестиции не активны в высокотехнологичных отраслях украинской экономики, включая точное машиностроение, авиационную и аэрокосмическую отрасли, что обусловлено чрезмерной ориентированностью Канады на обслуживании экономики США и Мексики в рамках НАФТА. В тоже время положительная динамика торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Украины и Канады, говорит о наличии экономической заинтересованности в двусторонних отношениях.

Выгодность углубления отношений с Канадой, обусловлена и тем, что с 2009 г. Украина входит в двадцатку стран-получателей финансовой помощи Канадского агенства международного развития (CIDA). Тем самым, Канада является четвёртым по величине финансовым донором Украины и за указанный период предоставила около 400 млн. $ на развитие рыночной экономики, а также на разрешение экологических проблем. В частности, только на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, Канада выделила в 2011 г. 30 млн. $. Также Канада предоставила более 383 млн. $ технической помощи Украине. Кроме того, с 2009 г. CIDA реализует в Украине проекты, направленные на формирование благоприятной среды для ведения бизнеса, повышения безопасности продовольствия.

Отдельным аспектом украинско-канадских отношений является военное сотрудничество, которое заключается в участии Украины в Программе помощи в военной сфере (MTAP) с 1993 г. Всего в рамках программы было подготовлено 899 тыс. украинских военных для участия в миротворческих операциях. Тем не менее, не наблюдается сотрудничества в военно-технической сфере, в совместной разработке перспективных вооружений на предприятиях ВПК Украины. Этому есть логическое объяснение. ВПК Канады является недостаточно развитым в виду отсутствия необходимости содержать большую армию. Во-первых, это связано с малым количеством населения Канады (35 млн. чел.), в связи с чем ВС составляют всего 60 тыс. чел. Во-вторых, ВС США, в рамках НАТО, а также согласно ряду обоюдных договорённостей, являются гарантом безопасности и обороноспособности Канады, в рамках системы NORAD, обеспечивают ПВО и ПРО страны.

Существует также сотрудничество Украины и Канады в сфере нераспространения ОМУ, после присоединения Украины в 2004 г. к инициативе Глобальное партнёрство против распространения ОМУ и материалов для его изготовления. В частности, с целью предупреждения использования территории Украины для транзита ОМУ и радиоактивных материалов, в 2009 г. Канада выделила 4 млн. $ на установление оборудования по определению радиоактивных материалов в ключевых погранпостах Украины.
Следовательно, рассмотрев ключевые аспекты украинско-канадских отношений заметно, что торгово-экономическое сотрудничество и гуманитарный аспект являются преобладающими. Однако, как было уже сказано, таможенные ограничения в рамках НАФТА, являются основным барьером интенсификации торгово-экономического сотрудничества.

Именно поэтому с июня 2010 года украинская и канадская сторона ведут переговоры о заключении двусторонней зоны свободной торговли (ЗСТ), которая бы стала лазейкой в обход НАФТА. Необходимо учитывать то, что подобная практика среди стран-членов НАФТА является не новой. К примеру с 2004 г. ЗСТ существует между Канадой и Чили. Подобным путём пошла Мексика, которая заключила соглашение о ЗСТ с ЕС для диверсификации экспорта. В случае с Украиной, наличие ЗСТ с Канадой даст возможность удвоить двусторонний товарооборот и поток канадских инвестиций в отечественную экономику. Известно, что уже прошло три раунда украино-канадских переговоров о перспективах создания ЗСТ, а проведение четвёртого планируется на октябрь 2012 г.

Однако, ограничатся ли перспективы Украины от создания ЗСТ с Канадой исключительно активизацией двусторонней торговли? По мнению посла Украины в Канаде И. Осташа, создание ЗСТ с Канадой откроет Украине доступ на рынки Северной и Латинской Америки. Действительно, в случае заключения Украиной соглашения о ЗСТ с Канадой, то она сможет автоматически иметь либеральный доступ на рынки тех стран, с которыми Канада уже имеет ЗСТ (Чили), а также с которыми интегрирована в рамках НАФТА (США, Мексика). Иными словами, в недалёкой перспективе, Канада сможет стать «окном» для Украины в Американский регион, играть роль посредника в отношениях с США и странами-членами МЕРКОСУР. В частности, в случае ликвидации либо уменьшения таможенных барьеров с США, Украина сможет не только интенсифицировать торгово-экономическое сотрудничество (в 2011 г. товарооборот 2 млрд. $) и увеличить объёмы американских инвестиций в своей экономике (1 млрд. $), но и активизировать сотрудничество в таких приоритетных отраслях как энергетика. В частности планируется привлечение американских инвестиций в разработку нефтегазоносного шельфа Чёрного и Азовского моря, сланцевого газа в Украине. Ко всему прочему, в США Украина видит источник диверсификации импорта радиоактивного топлива для отечественных АЭС, дабы снизить зависимость от РФ. Кроме того, объектом обоюдного интереса является активизация сотрудничества в сфере авиакосмического строения, в том числе и реализации проекта Taurus-2. Говоря о МЕРКОСУР, то Украина смогла бы использовать ЗСТ с Канадой и ЗСТ Канады и Чили как мост активизации отношений с Бразилией, с которой уже сегодня Украина имеет товарооборот в 1,01 млрд. $. Более того, стороны заинтересованы в интенсификации сотрудничества в сфере машиностроения, судостроения, фармацевтики и в расширении номенклатуры двусторонней торговли. Кроме того, членство Канады в ОАГ, её инвестиционная активность в Карибском регионе и стремление играть роль регионального лидера, повышают её значения посредника в отношениях со странами Латинской Америки, за влияние в которых уже соревнуются ЕС, КНР и РФ.

Именно поэтому, на современном этапе роль отношений с Канадой для Украины переживают трансформацию. Традиционный торгово-экономический и гуманитарный партнёр, в перспективе может стать «окном» в страны Северной и Латинской Америки. Это в свою очередь повысит возможности Украины развивать активные отношения с современными центрами силы, включая США и Бразилию.

Кухалейшвили Георгий

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии