Выводы к исследованию «Молодежь и религия»


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (часть 3)

Студенчество всегда было и остается социальной группой, наиболее подверженной влиянию постоянно обновляющихся условий общества, легко поддающейся внешним влияниям, как положительным, так и отрицательным.

Прежде всего, это связано с процессом формирования мировоззрения, кристаллизации жизненных идеалов, постоянно повышаемым уровнем образования, но вместе с тем и отсутствием психической устойчивости, ярко выраженными ориентациями на ценности микрогруппы.

Современная религиозность студенческой молодежи Украины характеризуется эклектичностью представлений и синкретичностью восприятия религии, отсутствием четких граней между обыденным и концептуальным уровнями религиозного сознания, что выражается в сочетании и взаимодополняемости как этих двух уровней, так и религиозных и нерелигиозных компонентов в сознании молодежи. В связи с этим религиозное мировоззрение как неотъемлемый компонент религиозной идентификации человека теряет свою первостепенную важность. Вместе с тем, это сознание в ориентациях и внешних проявлениях можно типологически разделить на институциализированное, которое презентуется верующими, принадлежащими к определенной конфессии, церкви, и неинституциализированное. Носители последнего либо не принадлежат к какой-либо конфессии, либо колеблются между верой и неверием, или находятся в состоянии религиозных исканий, или же равнодушны к религии, или вообще неверующие.

Беря во внимание, тот факт, что содержательно религиозность человека выступает как система видения и восприятия им сверхъестественного через признание Его присутствия в мире, как Творца и Промыслителя, Определителя такого смысла жизни индивида, который гарантирует эсхатологическую перспективу и учитывая тот факт, что уровень духовной культуры молодого человека может существенно изменяться в течение достаточно короткого промежутка времени, выделим основные тенденции развития религиозного сознания современного студенчества:

  • постмодернистские тенденций имеют непосредственное влияние на религиозность современного студенчества, что, в частности, стало причиной амбивалентности его религиозного сознания; эклектичности восприятия традиционных и нетрадиционных верований; формирования новых типов религиозности, отказа от авторитета церкви; пренебрежения культовой практикой; критического отношения к обряду; религиозного индивидуализма;

  • исчезновения уверенности и убежденности в единоистинности и единовозможности собственной системы религиозных взглядов;

  • периодического изменения вероисповеданий, а иногда и участия одного молодого человека в деятельности нескольких религиозных организаций.

  • в отличие от классических форм религиозного сознания, которому присущи целостность, первоначальная чистота и полнота знания о догматах и канонах, о ритуалах и законах, об образе жизни верующего человека, принятые в той или иной религиозной традиции как основа, религиозное сознание современного студенчества преимущественно не удерживает в себе во всей полноте такую идеальную модель. Содержание религиозного сознания формируется самим субъектом (студентом) и декларируется им как результат самоопределения. Несмотря на свое несоответствие образцовым вариантам религиозности, определенное несовершенство с нормативной точки зрения, современное молодежное религиозное сознание является позитивно-потенциальным. Религиозные поиски молодежи сегодня находятся в динамическом движении постепенного прагматического усвоения определенных знаний о религии, хотя и не лишены разногласий между научными и религиозными концепциями, между религиозной догматичностью и свободой в религии, между преданностью традиции и желанием новизны, модернизации религиозной жизни. Для современной молодежи наличие конфессионально определенного религиозного мировоззрения для идентификации себя как верующего человека является несущественным элементом.

  • основными характеристиками современного религиозного сознания молодежи являются аксиологический плюрализм, синкретизм, гетерогенность, динамизм. На фоне этих тенденций происходит размывание самой идеи Бога, за которой, с одной стороны, антропоморфные представления о Всевышнем заменяются духовными (Бог – Всемирный Закон, Бог – Абсолют и др.), а с другой – появляется концепция «смерти Бога», точнее, смерти отстраненного от мира Бога, и учение о сопричастности Бога ко всем процессам на Земле, во Вселенной (своеобразная пантеизация), а также к жизни человека, как соработника и соисполнителя;

  • подавляющее большинство молодых людей имеет размытое представление о догматической стороне религиозного комплекса, то есть о тех базовых, аксиоматических истинах, которые должны исповедоваться всеми верующими данной конфессии как фундаментальные основания их религии;

  • наблюдается произвольный выборочный подход молодежи к системе вероучения своей конфессии, потеря верующими единой цели и проявлений своей религиозности; многими религия воспринимается скорее как система определенных жизненных норм, а не как картина мира или эсхатологическое учение;

  • как тенденция, фиксируется привлекательность нетрадиционных религиозных организаций для современного студенчества. Главную роль в процессе выбора неорелигий для молодежи играет момент отсутствия должной религиозной традиции, простота и доступность форм общения с сверхъестественным, которую предлагают и открыто демонстрируют последователи неорелигий; а также экзотичность, новизна, зрелищность и коллективность, которые свойственны новым религиозным движениям.

  • плюрализация религиозного пространства ведет также к видоизменению социальных и культурных функций религии: она уходит из общества в область индивидуального, персонального бытия человека, институализированное религиозное сознание замещается личностным. В этой связи, повышается роль добровольного личностного выбора. Отметим, что постмодернистские черты присущи религиозному сознанию современной молодежи, которая хотя и формально принадлежит к в какой-то конфессии, но фактически функционирует вне её;

  • на фоне возвращения религии в публичную сферу и непосредственного участия молодежи в разнообразных формах проведения студенческого досуга, например, религиозные братства, ассоциации, духовно-религиозных проекты усиленное внимания уделяется внутренней сфере конкретного индивида, происходит фокусировка на личностных аспектах религии. В этом контексте у протестантов даже появились индивидуальные консультации пасторов по вопросам достижения верными «самореализации». Вследствие индивидуализации религиозности появляется некоторая нетерпимость к трансцендентным духовным верованиям, так как верующего начинают интересовать преимущественно вопросы «здесь и сейчас», а не то, что состоится в будущем, «тогда и там»;

  • содержательное наполнение религиозного сознания современного студенчества зависит от региональных различий семейного воспитания на Востоке и Западе страны (выходцам из Западной Украины, которые являются воцерковленными верующими, более свойственно институциализированное религиозное сознание, чем это проявляется на Востоке); от влияния традиционных для Украины конфессий на религиозные предпочтения студенчества, что приводит к позиционированию значительной части национально ориентированных молодых людей как приверженцев традиционных религий и религия в таком аспекте выступает не только как собственно религиозная система, а как обычная культурная среда, национальный образ жизни.

  • религиозность студентов прямо коррелируется с направлением и видом образования. Уровень религиозности студентов гуманитарных специальностей несколько выше, чем студентов технических специальностей. Прежде всего, это проявляется в том, что гуманитарии имеют более взвешенное мнение относительно мировоззренческих вопросов, четче видят свое место в мире.

  • студенты становятся менее религиозными в течение их обучения в вузе, поскольку у них появляются сомнения в отношении истинности своей религиозной доктрины после прослушивания различных гуманитарных и естественных дисциплин. Так, по данным исследования, проведенного американскими социологами, студенты третьего-пятого курса посещают церковь значительно реже, чем студенты первого-второго года обучения, т.е. наблюдается постепенный отход от ортодоксальной религиозности. Результаты нашего исследования выявили подобную тенденцию. В частности, 23,7% респондентов-первокурсников идентифицируют себя с позицией человека верующего, принадлежащего к определенной конфессии и только 10,4% пятикурсников имеют аналогичную позицию. Сходную ситуацию мы выявляем и по позиции «верующий вообще»: 21,3% и 13,7% соответственно;

  • образовывается синтетическое мировоззрение, которое органически объединяет в себе ценности как западных, так и восточных культур, положения новых и древних верований, рациональные идеи и неомистические откровения, результаты научного поиска и идеи богоискательства. Также существует тенденция увлечения вневероисповедательной мистикой (вера в общение с духами, магию, знахарство, гадание, астрологию), которая объединяет в себе религиозное и нерелигиозное, рациональное и иррациональное, будучи эклектикой из вероучений разных религий, научных теорий и концепций;

  • на основе изучения тенденций развития религиозного сознания студента можно спрогнозировать, что в своей последующей профессиональной деятельности он как специалист и носитель определенной религиозности, будет скорее выступать в роли субъекта морально-этического воспитания на определенной религиозной основе, чем опираться на практически и социально неактуальное представление о потустороннем мире. В условиях отсутствия внешнего контроля за формированием системы своего религиозного мировоззрения, студент переживает конфликт между ранее воспринятыми знаниями о мире и знаниями, преимущественно секулярными, которые он осваивает в вузе. Существует перспектива ухода студента от религии вообще или его свободомыслия в религии. Свобода в религии проявляется в достаточно свободном восприятии ее концептов, обрядодеяние, институциональном выражении его религиозности.

Читать далее: Выводы к исследованию «Молодежь и религия» (часть 2)

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии