Прошедшему обсуждению налогового кодекса посвящается...
Основоположником исходной редакции Налогового кодекса закономерно считался Сергей Тигипко. Предполагалось, что с возвращением на государственный пост он вспомнит свои замыслы 2004 года, когда после победы на президентских выборах Виктора Януковича готов был сразу стать премьер-министром: «Налоговая реформа призвана бороться с теневым рынком экономическими методами. Первоочередными шагами должны быть: реформа налогообложения физических лиц, легализация капитала, ужесточение административных мер к тем, кто не хочет платить даже сниженные налоги». И немного позже: «Стараюсь быть честным перед самим собой. Меня никто не заставит украсть у пенсионера. Я плевать, извините, хотел: пусть другие тянут миллиарды, но я себе этого не позволю. Это ниже моего достоинства».
После этого он волею случая успел вылететь из политики в бизнес, где в этот период состоялась череда успешных продаж отечественных банков иностранным инвесторам за 1-2 млрд. долларов каждый. Причем со стороны Украины эти операции выглядели как вполне невинные обмены акциями с кипрскими оффшорами, не предполагающие получения прибыли. Потом на вырученные деньги все триумфально вернулись в политику: Леонид Черновецкий (Правекс-банк] – на пост киевского мэра, Валерий Хорошковский (Укрсоцбанк) – руководителем Службы безопасности Украины, Сергей Тигипко («ТАС-банк»] – на пост вице-премьера по экономической реформе. Все вынуждены снова читать согражданам лекции о «праведной жизни».
С первой попытки создать «праведный Налоговый кодекс» у столь грешных людей не получилось. Атеист и лидер коммунистов Петр Симоненко даже набрался смелости заявить: «Нужно показать нашим гражданам, что этот воздушный шарик [Тигипко] давно сдулся. Причем он сдулся еще тогда, когда украинский банк [бывший «ТАС-банк»] был продан шведской системе [нынешний «Swedbank»]». Убежденный коммунист не стал углубляться дальше и заявлять по образу и подобию Луценко: «Покажите в декларации доходы от продажи банка!». Не ровен час, самой справедливой и честной в мире фракции коммунистов вспомнят, как по просьбе Григоришина они провалили в Верховной Раде голосование по внесению Кипра в список оффшорных зон, на чем еще недавно настаивало правительство Юлии Тимошенко.
К когорте удовлетворенных конфузом Тигипко немедленно присоединился «кристально честный владелец» почившего банка «Денди» Михаил Бродский, ныне выступающий защитником всех предпринимателей от «кары налоговой». Он немедленно признал себя третьим самым выдающимся реформатором (после президента и премьера), а потому жертвенно заявил: «Основной вывод: оптимизации не будет… Нужно четко понимать: или продолжаем не платить налоги, как раньше, или страна потеряет независимость. Я в этом убежден. Точка». И несколько позже: «Советоваться с предпринимателями по поводу налогов бесполезно. Это все равно, что обсуждать с заключенными уголовный кодекс».
Незадолго перед этим прозрением, в 2009 году Михаил Бродский успел поспорить в Женеве с Игорем Коломойским на сумму в 2 млн.долларов на предмет того, кто похудеет быстрее. Далее цитата: «На кону очень высокие ставки, но мой оппонент платит вдвое больше, поскольку ему надо было похудеть вдвое меньше. Во время спора присутствовали наши жены… вообще в компании в момент спора присутствовали около 10 человек» (в том числе кандидат в президенты и нынешний вице-премьер Сергей Тигипко, который, по словам Бродского, выступил арбитром спора).
Резюме Игоря Коломойского по данной ситуации: «Это был личный спор. Бродский проиграл, с него получили большие деньги, а теперь он плачет, что его несправедливо обобрали. Учитывая характер Бродского, у нас был посредник, который перед вступлением в спор собрал с участников деньги, а после отдал все победителю. А так бы Бродский еще долго не рассчитался…» (Украинская правда, 26.08.2009). Смеем напомнить, что участниками ситуации выступали два будущих кандидата президентской кампании-2010, разумеется, подавшие свои декларации о доходах, а затем приступившие к созданию Налогового кодекса.
После конфуза всех предшественников к подготовке Налогового кодекса приступил «деловой предприниматель» и по совместительству – технический руководитель проекта Евро-2012 (в ранге вице-премьра) Борис Колесников. Предлагаем начало его программного интервью: «Мы все солидарно платим взносы в Пенсионный фонд и солидарно получаем пенсии. Так почему представители малого бизнеса – плательщики единого налога не участвуют в этих расходах?» И немного ниже, но там же: «Борис Викторович, а какие налоги платят футболисты? – Я не могу разглашать суммы, но они в «Шахтере» получают «белую зарплату». Это принципиальное условие клуба. – А с трансферов платятся налоги? – Нет, трансферы - это право на игру… Если посмотреть объективно: что такое футбол? Это хобби. Поэтому достаточно, чтобы все футболисты платили подоходный и пенсионный налоги. Этого вполне достаточно».
Так нужно и записать в будущем Налоговом кодексе: «футбол отделен от государства», поэтому платим налоги ровно до того момента, пока не посчитаем, что «этого достаточно».
Теперь Михаил Чечетов (воспринимайте его не как думающего человека, а как рупор Партии регионов) во время вынесения Налогового Кодекса на первое рассмотрение: «Мы годами не могли принять налоговый кодекс, потому что не было политической воли, и эта болтовня длилась бы еще долго, пока не пришла нормальная реальная народная власть». «Проект налогового кодекса, подготовленный Кабинетом Министров, является наиболее системным, фундаментальным, наиболее емким». И немного позже, перед выборами в местные органы власти: «Мы предлагаем исключить из перечня документов, которые необходимы для регистрации кандидатом в депутаты сельского или поселкового совета, декларации об имуществе и доходах. Понимаете, это просто отпугивает наших потенциальных кандидатов от участия в выборах, потому что люди боятся, чтобы потом у них еще земли и дома не отняли…»
Как говорится, «no comments!» Чтобы учить другого жить, надо самому хоть немного быть праведником. В противном случае все это напоминает ситуацию: «Мы себя обеспечили, а теперь вам пора делиться». Не мудрено, что итогом такого «общенародного обсуждения» стал наиболее популярный интернет-комментарий: «Не может работать любое налоговое законодательство в атмосфере всеобщего недоверия. Пусть они начнут c себя! А я подхвачу».
Сергей Бочкарев
1 коментарі