Александр Барвинский (8 июня 1847 г. – 26 декабря 1926 г.) никогда не принадлежал к кругу людей, о которых много говорят. Он не искал славы, а спокойно и целеустремленно работал во многих областях жизнедеятельности. Он никогда не принадлежал к демагогам, которые больше говорят, чем делают. А. Барвинский всегда придерживался тактики органичного труда – кропотливый ежедневный труд и отказ от нереальных целей. Его можно было упрекнуть в том, что он не имел стратегического мышления. Но если оценивать его деятельность в целом и учитывать все его достижения, то такое суждение быстро развеется. Действительно, он, как мало кто из его современников, мог понять значение, в частности, образования для будущего порыва своего народа в создании государства.
Трудно сказать, принадлежал ли А. Барвинский своей эпохе, опережал ли ее, или отставал от времени. С одной стороны, он был убежденным консерватором, идеологом христианско-консервативной мысли. С другой, умел мыслить категориями будущего, прогнозируя то или иное развитие событий. Тем не менее, он также был и реалистом и умел пользоваться возможностями своего времени.
Александр Барвинский был известным политиком, приверженцем умеренной тактики. Вся его деятельность базировалась на основах христианской социальной доктрины. Он был одним из первых, кто развил христианско-демократическое движение на украинских землях. В 1896 году он возглавил первую украинскую христианско-демократическую политическую организацию – Католический Руско -Народный Союз. С самого начала как идеологическая основа была использована социальная концепция христианского видения социальных проблем, изложенная папой Львом ХІІІ в многочисленных документах, а также опыт австрийских и других западноевропейских христианско-демократических движений. В 1901 году основана следующая организация – “Руська Громада”, которая напоминала поднепровскую “Громаду”. Наконец, в 1911 году была основана партия “Христианско-Общественный Союз”, которая пережила Первую мировую войну и просуществовала до середины 20-х годов ХХ в.
Тесное сотрудничество в христианско-социальной сфере Александр Барвинский развил с Митрополитом Андреем Шептицким.
Главными принципами идеологии А. Барвинского были основы неголословного христианства, реальных действий, труда не для славы, а для добра народа, ответственность за свои действия, христианская солидарность граждан.
Он прежде всего был украинским политиком и никогда не искал легкого пути в политической деятельности. Барвинского часто упрекали за его соглашательскую политику, тем не менее, он не обращал внимания на критику, если считал, что такая его тактика приносит реальную пользу. Он длительное время являлся депутатом, или, как тогда говорили, послом в Венском парламенте, был лично знаком с австрийским цесарем Францом-Иосифом, высочайшими правительственными кругами Вены. В парламенте он входил в руководство Славянского Христианского Союза – фракции, которая объединила представителей христианско-социальных движений разных славянских народов Австрийской империи. И как ни абсурдно, но здесь его признавали одним из наиболее последовательных защитников своего народа, тогда как в родной Галиции политические враги неоднократно называли его предателем национальных интересов. Он не отвергал и оппозиционной тактики, нередко к ней прибегал, но лишь тогда, когда политика компромисса уже не оправдывалась. Когда в 1903 г. он выступил в сейме с острой критикой антиукраинской политики польских кругов, правящих в Галиции, то на следующих выборах польский избирательный комитет сделал все возможное, чтобы на место А. Барвинского был избран кандидат-москвофил.
Собственно говоря, А. Барвинского можно считать одним из творцов идеи Галицкого Пьемонта. При поддержке надднепрянцев он старался создать в Галиции благоприятные условия для развития украинства. Будучи промоутером процесса “новой эры”, именно Барвинский заложил основы галицкого пьемонтизма. Исследователи называют его наибольшим украинским соборником в Галиции. Идею целостности украинского народа от Сяна до Дона А.Барвинский противопоставил так называемому галицкому рутенству, которое часто перерастало в москвофильство.
Неоценимыми являются его научные заслуги. Именно А. Барвинский написал первый научный устав Общества имени Шевченко. При его активном содействии во Львов прибыл Михаил Грушевский, чтобы возглавить кафедру истории Восточной Европы (имелось в виду истории Украины). Удивления достойную деятельность А. Барвинский развернул в сфере образования. Составил несколько учебников, отстаивал фонетическое правописание, добился выделения Обществу “Просвіта” правительственных дотаций, оказывал содействие Украинскому Педагогическому Обществу. Особая его заслуга была в открытии украинских гимназий и учительских семинарий в Галиции. Недаром в первом правительстве Западно-Украинской Народной Республики он возглавлял именно министерство просвещения.
Будучи депутатом от сельской местности, А. Барвинский заботился об интересах своих избирателей. В частности, он длительное время отстаивал необходимость создания профсоюза земледельцев, который мог бы влиять на рынок цен на зерно и таким образом положить конец вредной для крестьян политике обесценивания хлеба, проводимой биржами и крупными землевладельцами. Он был активным сторонником Общества “Сільський Господар”, поддерживал разнообразные крестьянские кооперативы, инициировал создание профессиональных школ для повышения уровня сельского хозяйства. Необходимо также вспомнить его активную и успешную поддержку создания в Галиции кредитных касс по системе Райфайзена и выделения для этого государственных субсидий. Именно на основе этих касс возник могущественный и известный в Украине и мире Райфайзен-банк.
Достойными наследниками Александра Барвинского стали его дети – научные работники, врачи, музыканты, учителя. И сегодня в родовом доме Барвинских во Львове растет маленький Александр, родившийся (не Божий ли это знак!) так как и его прадед – 8 июня.
Украиноязычная версия статьи: Олександр Барвінський – засновник першої християнсько-демократичної партії України
0 коментарів