Азиатский вектор Украины

'АзиатскийНа современном этапе внешняя политика Украины характеризуется многовекторностью, стремлением развивать поступательные отношения с ключевыми игроками современного многополярного мира. Не случайно, что помимо традиционных европейского и российского векторов, во внешней политике Украины постепенно развиваются перспективные направления.

В ЗУ «Об основах внутренней и внешней политики Украины» 2010 г. указывается необходимость поиска новых партнёров для привлечения инвестиций в национальную экономику. Кроме того, поиск новых партнёров для Украины является необходимым в условиях сложной внешнеполитической ситуации, что подчёркивает важность данного поиска. С одной стороны, неоднозначны перспективы евроинтеграции Украины в виду затягивания европейскими партнёрами подписания парафированного соглашения об ассоциации и зоне свободной торговле. Ситуация осложняется и в связи с курсом ЕС на дистанцирование от Украины, под предлогом «дела Тимошенко». Не менее существенной причиной необходимости развития перспективных направлений внешней политики, можно считать чрезмерную зависимость экономики Украины от российского рынка. Например, РФ ежегодно поглощает до 40 % экспорта Украины и нередко экспортная зависимость, используется российской политэлитой в качестве дополнительного рычага давления, о чём свидетельствует недавняя «сырная война». Также аргументом в пользу развития приоритетных направлений может послужить необходимость оживления экспортного потенциала. Несмотря на наличие экспортно-ориентированных отраслей машиностроения, металлургии и с/х, согласно макроэкономическим показателям 2011 г., импорт (88,8 млрд. $) стал превышать экспорт (82,1 млрд. $) в торговом балансе Украины. Согласно данным ЦРУ, Украина в 2011 г. заняла 553 место в мире по экспорту, уступая даже РФ (111).

Соответственно, экспортный потенциал Украины нуждается в новых стимулах, а именно перспективных векторах.

Одним из наиболее перспективных направлений внешней политики Украины на данном этапе является азиатский вектор. Следует отметить, что можно выделить ряд факторов, которые могут свидетельствовать об объективности проникновения Украины в новые индустриальные и развивающиеся страны Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии.

Во-первых, рынок региона характеризуется огромной ёмкостью и импортным потенциалом. Известно, что КНР при населении 1,5 млрд. чел. и ВВП в 8,4 трлн. $, импортировала в 2011 г. продукции машиностроения, железной руды, с/х сырья, химпрома на 1,7 трлн. $. Также экспорт КНР превышает импорт на 100 млрд. $. Не менее интересен для Украины национальный рынок Индии, которая при населении 1,2 млрд. и ВВП в 1,8 трлн. $ импортировала в 2011 г. продукции на 451 млрд. $ и при этом испытывает потребности в увеличении поставок дешёвой продукции металлургии, машиностроения, химпрома. Перспективным для Украины может стать и проникновение на внутренний рынок интеграционного объединения АСЕАН. При совокупном населении в 593 млн. чел., АСЕАН в совокупности приносит до 3,120 трлн. $ мирового ВВП, является 5-м после США, ЕС, Японии и КНР мировым финансовым центром. Следует отметить, что ряд стран-членов АСЕАН, аналогично КНР и Индии, заинтересованы в расширении импорта дешёвой продукции ряда отраслей. К примеру, Бруней, Сингапур заинтересован в диверсификации импорта продукции химпрома, Вьетнам – продукции металлургии. Заметно, что востребованная продукция на рынках азиатских государств соответствует продукции экспортно-ориентированных отраслей Украины. Это значит, что регионы Дальнего Востока, ЮВА, Южной Азии являются перспективными рынками сбыта украинской продукции.

Во-вторых, указанные азиатские государства являются крупными инвесторами в сырьевые и промышленные секторы. Характерной особенностью их инвестиционной политики является отсутствие внимания, в отличии от стран ЕС, Японии, на внутриполитическую стабильность, инвестиционный климат в целом. Особенно ярким примером является КНР, которая вкладывает в экономики неоднозначных государств Северной и Тропической Африки, Латинской Америки, АТР. Обеспечивая доступ к дешёвому сырью, КНР добивается признание «1-го Китая» и разрыва отношений с Тайванем. На 2011 г. инвестиции КНР составили 322 млрд. $ за рубежом. Зарубежные капиталовложения Индии составляют 114 млрд. $. В условиях низкого инвестиционного климата в Украине, перспективным является привлечение финансов азиатских государств в сырьевые секторы, особенно в с/х, а также в сферу транспорта, инфраструктурных проектов.

В-третьих, можно выделить и политический фактор сближения Украины и азиатских государств. Например, на современном этапе внешнеполитическая стратегия Украины, статус внеблоковости, в какой-то степени схожа с 8 принципами АСЕАН, принципами внешней политики КНР, Индии, которые также делают ставку на развитие многовекторности, необходимости привлечения инвестиций. Также декларирование МИД Украины прагматического сотрудничества с НАТО, вместо евроатлантической интеграции нивелировало противоречие между Украиной и странами региона, которые настороженно относятся к альянсу, видят в нём потенциальную угрозу своей безопасности. Это прежде всего связано с изменениями в политической системе Югославии, Ирака, Ливии, которые произошли под влиянием НАТО. Тем не менее «внеблоковость» и «прагматическое партнёрство» с НАТО не мешает участвовать Украине в программах ПРМ, «Активные усилия», ISAF, развивать военно-техническое сотрудничество. Фактически, благодаря ЗУ «Об основах внутренней и внешней политики» Украина создала правовые основы для развития как атлантического, так и азиатского вектора в своей внешней политике. Не менее важным являются и общие позиции Украины и азиатских стран касательно евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и ЕЭП. В частности для КНР, который претендует на лидерство в АТР, не выгодно чрезмерное усиление РФ. КНР видит в Украине противовес РФ на Западе. Так или иначе, но говорить о «стратегическом альянсе» КНР с РФ достаточно сложно, т.к. по сути РФ играет роль сырьевого придатка КНР (используется российский газ, сырьё), а наличие прямых границ даёт возможность Поднебесной осуществлять неограниченную демографическую экспансию на территории Дальнего Востока РФ. Известно, что ежедневно, без возврата, через пограничные КПП, проходит от 500 до 1000 граждан КНР. Кроме того, сложно говорить и о военно-политическом альянсе РФ и КНР, т.к. в ШОС КНР видит платформу для экономического контроля над РФ, странами Центральной Азии, а не военный блок. Не менее смутным, выглядит и альянс РФ с Индией в рамках БРИКС, т.к. отношения базируются лишь на военно-техническом и ядерном сотрудничестве. Учитывая современное сближение Индии и США, подписания «соглашения 123» о сотрудничестве в сфере атомной энергетики, РФ теряет инициативу и на данном направлении. Именно поэтому, азиатские государства заинтересованы в равноудалённых отношениях со всеми важными с экономической точки зрения государствами.

Своё место в данной системе равноудалённых отношений может найти и Украина. Во всяком случае, можно проследить ряд тенденций в двухсторонних отношениях с азиатскими странами, которые указывают на интенсификацию политического и экономического диалога, по сравнению с предыдущими этапами внешней политики Украины.

На лицо сближение с КНР. Известно, что в ходе визита президента Украины В. Януковича в КНР 2-5 сентября 2010 г., было подписано 13 двусторонних соглашений и контрактов о сотрудничестве в разных сферах. Известно, что контракты на закупку КНР украинской продукции машиностроения, в т. ч. продукции ВПК, о сотрудничестве в сфере с/х, добывающей промышленности принесли Украине 4 млрд. $. В ходе визита председателя КПК Хуцзиньтао в Украину в 2011 г., была подписана декларация о «Стратегическом партнёрстве» Украины и КНР. Также были подписаны контракты на сумму 3,5 млрд. $, КНР предоставил Украине экономическую помощь на 12,3 млн. $.

Следует отметить, что интенсификацией стали характеризоваться и торгово-экономические отношения Украины и КНР. Если в 2005 г. товарооборот составлял 2,5 млрд. $, то в 2010 г., составил 7,7 млрд. $, а через год после подписания соглашений, он вырос до 10,4 млрд. $ (2011 г.).

Значительно увеличились объёмы инвестиций КНР в экономике Украины. Если в 2006 г. они составляли не более 5 млн. $, то в 2011 г. составили 20,8 млн. $. Известно, что благодаря китайским инвестициям Украина обеспечила создание новых инфраструктурных объектов. На данном этапе КНР строит в Украине ж/д «Киев – «Аэропорт Борисполь», кольцевую дорогу вокруг Киева, газотурбинную гидроэлектростанцию в пос. Щелкино АРК, занимается техническим переоснащением государственных угледобывающих предприятий на сумму в 1 млрд. $, модернизацией украинской таможни. Стороны реализуют программу сотрудничества в космической сфере на 2011-2015 годы, которая включает более 50 проектов в сфере космостроения, совместного использования космического пространства. КНР интересуют технологии Украины в сфере ракетостроения. Усилился приток инвестиций КНР и в сферу с/х. Для КНР перспективной задачей является использовать с/х СП с Украиной как гарантии собственной продовольственной безопасности. На данном этапе происходит сотрудничество в области защиты и карантина растений и создания в Украине животноводческих комплексов для крупного рогатого скота.

Интересен совместный подход Украины и КНР в сфере энергетической безопасности. Фактически благодаря инвестициям КНР происходит создание альтернативного РФ маршрута транспортировки каспийского газа через территорию Украины. В МТП «Южном» планируется создать украино-китайский проект терминал по приему сжиженного газа мощностью 10 млрд. м3 газа. Это говорит о заинтересованности КНР снизить возможности РФ в развитии магистральных газопроводов в направлении ЕС для снижения её влияния в Центральной Азии, перенаправления основных газовых потоков в свою пользу. Планируется продажа Украине китайской нефтебуровой платформы для разработки нефтяного шельфа в Чёрном море. Сотрудничество с КНР в области энергетики даёт возможности Украине повысить собственную энергобезопасность и снизить зависимость от российского газа.

Позитивные тенденции наблюдаются и в отношениях Украины с рядом стран-членов АСЕАН. В частности активизировались отношения с Брунеем, в ходе визита в султанат В. Януковича в 2011 г. Со времён последнего визита в Украину султана Х. Х. Болкияха в 2004 г. обсуждались перспективы военно-технического сотрудничества. Соответственно, в ходе визита в 2011 г. был подписан контракт на поставку украинских истребителей в Бруней, что говорит о расширении Украиной рынка сбыта продукции ВПК в ЮВА. Кроме того, было подписано соглашение о введении безвизового режима между двумя государствами. Бизнес круги Брунея высказали заинтересованность в инвестировании в с/х Украины с целью обеспечить продовольственную безопасность Брунея. Речь шла о выпуске в Украине продуктов питания, сертифицированным по стандартам «халал».

Также в 2011 г. В. Янукович посетил Сингапур. Данное государство видит в Украине поставщика продукции металлургии, экспортёра космических технологий, продукции ВПК. Кроме того, существуют перспективы участия сингапурской компании «Hyflux Ltd» в очистке промышленных отходов в Украине, создания 10 мусороперерабатывающих заводов компанией «Surbana International». Были также обсуждены возможности совместного создания современной транспортной инфраструктуры в рамках проекта канала «Дунай – Черное море». Несмотря на пассивные экономические отношения между Украиной и Сингапуром, можно заметить их незначительную активизацию. Если в 2009 г. товарооборот составлял 155 млн. $, то в 2010 г. вырос до 177,3 млн. $, а в 2011 году составил 261,7 млн. $.

Не менее плодотворным оказался визит В. Януковича во Вьетнам в 2011 г. Были подписаны соглашения о сотрудничестве в сферах авиастроения, атомной промышленности, судостроения и ремонте вьетнамской техники советского производства на предприятиях в Украине. Стороны рассмотрели перспективы поставок во Вьетнам авиадвигателей и станций РЛС «Кольчуга».
Можно заметить и перспективы сближения Украины с Индией. В частности в ходе 4-го заседания Межправительственной комиссии 31 мая – 1 июня 2012 г., были обсуждены перспективы углубления сотрудничества в сфере машиностроения, металлургии, химической, авиастроительной, фармацевтической промышленности. В этом году в Индию планируется визит В. Януковича. На данный момент, по сравнению с более ранними периодами, наблюдается позитивная динамика торгово-экономического сотрудничества. Если в 2006 г. товарооборот составлял 1,2 млрд. $, то сейчас он составляет 3 млрд. $. Возможны совместные украинско-индийские проекты по строительству электростанций, сотрудничество в сфере энергетики.

Однако, несмотря на наличие ряда благоприятных факторов и тенденций, следует обратить внимание на несколько объективных барьеров реализации взаимоотношений со странами региона. Во-первых, сдерживающую роль играет российский фактор. Так или иначе, но РФ стремиться достичь монополии на рыке ВПК, авиастроения КНР, Индии. Она выступает основным конкурентом для Украины на азиатском направлении. Кроме того, российский фактор влияет и на то, что КНР проводит сотрудничество с Украиной не в полном объёме в виду нежелания терять рынок сбыта в РФ, в связи с заинтересованностью в поставках российского газа и вооружений. Во-вторых, существует масса противоречий и конкуренция между самими азиатскими государствами. Актуально геополитическое противостояние КНР и Индии на фоне застарелых приграничных и территориальных споров (Аксай Чин, Тибет), экономической конкуренции в малых странах Южной Азии, включая Бутан, Непал, Бангладеш, Мьянму. Существуют противоречия между КНР и странами АСЕАН, включая спор вокруг островов Рюккю, экспортную зависимость от рынка КНР, влияние многочисленной китайской диаспоры на внутреннее развитие стран ЮВА. В интересах КНР использовать страны ЮВА, в особенности приграничные Вьетнам, Камбоджу и Лаос как сырьевые придатки и полигон для перенесения своего грязного производства. В случае с Украиной, налаживание отношений с одним игроком региона может снижать их активность с другими. В-третьих, проблемы существуют и в самой Украине. Депрессивный характер сельского хозяйства, а также применение устаревших технологий в металлургии негативно сказывается на качестве и количестве экспортно-ориентированной продукции.

Тем не менее, рассмотренные благоприятные факторы, а также тенденции активизации торгово-экономических отношений говорят о реальной возможности Украины занять свою нишу на рынке азиатских государств, перевести декларативные отношения в формат стратегического партнёрства.

Кухалейшвили Георгий
политолог-международник


1 комментарий

Олег 25 июня 2012 17:31
Думаю.что в Европу нам не надо. Евросоюзэто тупик не имеющий будущего. Экономика теперь будет прогрессировать в Азиатско- Тихоокеанском регионе.
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии