Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (ч.3)


Молодежь и религия: религиозное сознание студенчества

К предыдущему разделу: Ценностно-ориентационный компонент религиозного сознания современного студенчества (часть 2)

В ходе приватизации религии особенно актуализируется личностное значение религии, ее антропологизация. Не случайно для многих молодых людей религия отождествляется с совестью, милосердием, благотворительностью, достижением согласия между людьми, а также средством, помогающим раскрыть имеющийся личностный потенциал: «В возможности самовыражения каждого человека, ведь она средство расширения мировоззрения, совершенствования внутреннего мира человека; В самосовершенствовании и развитии таких качеств как доброта, честность, доброжелательность, сострадание; Помогает оставаться человеком в лучшем смысле этого слова; Религия на определенном этапе жизни помогает понять себя, помогает в общении с другими людьми, развивает мировоззрение».

Однако отметим, что вышеприведенные примеры – это второстепенные функции религии как духовного феномена. Религия нужна все-таки не для того, чтобы люди хорошо жили, и не потому, что помогает человеку пережить стрессовые ситуации – горе, смерть близкого человека. Главная функция религии – обеспечивать людям связь с трансцендентной сферой. То есть с Богом. Вместе с тем, такие ответы единичны в студенческой среде: «В направлении, идя по которому можно получить вечную и счастливую жизнь, т.е. жизнь в раю; В спасении души; Религия служит средством самоопределения в мире на основе осознания своего богоподобия; Дарит смысл жизни и самоосознание себя в мире».

Следующим, по мере важности, блоком выступает оценка студенчеством религиозного комплекса как системы, способной сплотить людей вокруг общих интересов и предпочтений: «В объединении верующих в единое целое, что делает людей единой частью всего существующего; Сплочение людей одинаковых взглядов; В единении людей и нравственном регулировании их поведения; Это способ, благодаря которому человек может осознать свою неповторимость, целостность и ценность».

Ценность религии молодые люди видят в ее культуросохраняющей функции, ведь религия выступает в роли ретранслятора культурных и исторических традиций. «В соблюдении традиций, поскольку без них человек теряет ощущение чего-то сверхъестественного, святого; Я ее рассматриваю, как гарант, обеспечивающий моральную стабильность человечества; В религиозных традициях, обрядах, таинственности самого религиозного действа (поставить свечу, празднование Рождества)».

Учитывая, что религия, по признанию самих респондентов, не играет весомой роли в жизни и развитии личности, есть основания полагать, что в целом религия не формирует ценностного ядра личностной структуры современного студенчества или не воспринимается в таком качестве.

Исследование природно-общественного подэлемента религиозного сознания осуществлялось также через выяснение гражданской позиции современного студента, его отношения к обществу в целом, к общественным отношениям и элементам социума, которое он демонстрирует в своей практической деятельности (поведении). Эта задача решалась постановкой двух блоков вопросов: стремлением получить информацию о религиозной ситуации в современном обществе и отношением к свободе совести, равенству вероисповеданий перед законом в современной Украине.

В результате опроса процент тех молодых людей (5,9%), которые стремятся получить информацию о религиозной ситуации в современном обществе, оказался чрезвычайно низким. Треть студенчества (29,9%) периодически получает подобную информацию, а большая часть (54,6%) время от времени интересуется подобным. Совершенно не волнует обозначенное 9,6% респондентов.

Относительно состояния религиозной свободы в современной Украине. По мнению 37,7% студенческой молодежи в нашем государстве существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий перед законом, отрицают наведенный факт – 38,0%, не могут высказаться по этому поводу – 24,3%.

Межконфессиональные и межцерковные взаимоотношения в нашем государстве оценивают как нормальные 35,2% респондентов, как конфликтные – 45,9%, как толерантные – 18,8%. Относительно состояния и перспектив развития государственно- церковных отношений, то 61,6% студентов считают необходимым оптимизировать их, не видят такой надобности 13,3%, затрудняются ответить – 24,6%. Пути решения такого положения вещей молодое поколение видит в следующих действиях: в образовании национальной Церкви – 19,1%; в обеспечении толерантности межконфессиональных отношений – 44,5%; в невмешательстве государства в дела Церкви – 29,2%; в поддержке государством деятельности только традиционных церквей – 9,1%; в запрете деятельности новых религиозных течений – 10,4%; иное мнение – 10,4%1.

В частных мнениях студентов доминируют в первую очередь политические мотивы. А именно: «невмешательство Церкви в дела государства; В минимизации вмешательства государства в дела Церкви; В поддержке государством не только традиционных церквей; Обеспечение на практике равных возможностей для всех конфессий; Церковь не должна вмешиваться в политическую жизнь государства, а придерживаться нейтралитета, в церкви не допустимо заниматься политикой».

Таким образом, большинство студенческой молодежи в целом положительно относится к влиянию религиозных организаций на общественную жизнь, но при этом выражает желание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в социальной жизни и не вмешивались в сферы, находящиеся вне их компетенции.

Основываясь на высказываниях студентов относительно широкого спектра проблем, призванных выяснить содержание религиозности современной молодежи, можно оценить ее состояние как такое, что в целом не выпадает из общемировых закономерностей развития религиозной сферы. Но, несмотря на столь общий характер указанных тенденций, они вызывают определенный пессимизм и разочарование экспертов, ученых, религиозных и общественных деятелей, которые отмечают, что вследствие глобального кризиса человека и культуры нивелируются традиционные духовные ценности, в частности деформируется ценностно-ориентационная структура молодежного сознания.

Религиозные моральные предписания для молодых людей предстают не как нормы, обязательные для соблюдения, а как объект желаний/нежеланий верующих их использовать; как средство, придерживаясь которого можно засвидетельствовать общественности свою определенную конфессиональную принадлежность, верность культурной традиции своих родителей.

Такие измерения религии, как «спасение души, путь к вечной жизни», помощь в «чувстве связи со сверхъестественным», «формирование представления о Боге, мире ...» являются значимыми (по самодекларации) для достаточно ограниченного количества молодежи. Но отметим, что главная функция религии – обеспечивать людям связь с трансцендентной сферой, в частности с Богом, быть для человека средством общения с Ним и вхождение в Его мир, помочь человеку осознать свою причастность к Вселенной, а, следовательно, и самоопределиться в этом мире на основе ощущения наличия в себе сверхъестественного начала и веры в возможность своего приобщения к Высшей Сущности. На наш взгляд, для современного светского студенчества религия не выполняет эти базовые функции, но у нас есть основание полагать, что для студентов духовных учебных заведений религия все же является связующего звена с трансцендентной сферой.

Читать далее: Выводы

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии