Создание школ «социальной реформы» и «социальных наук», возникновение «социального католичества»


Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика

К предыдущей главе: Либеральные католики

III этап. Создание школ «социальной реформы» (Ф. Ле Пле и др.) и «социальных наук» (А. де Турвиль, Э.Демолен и др.) и, наконец, возникновение «социального католичества» (Ф.Бусс, М. фон Кеттелер, К. фон Фогельзанг и др.). Так, Ле Пле одним из первых выдвинул идею «социальной реформы», которая должна зиждиться на естественном праве, свободном волеизъявлении и социальном прогрессе, развивающемся в соответствии с принципами и практикой христианской морали. Религия, собственность, семья, организация труда — вот на что должна быть направлена, по его мнению, социальная реформа. Он полагал, что необходимо создать такую социальную гармонию, которая сочетала бы в себе элементы разных типов общественного устройства: демократия — в общинах, аристократия — в провинции, монархия — на общегосударственном уровне. Сама же социальная реформа должна начаться с реформы нравов, с нравственного возрождения.

Де Турвиль — ведущий представитель школы «социальных наук» — пришел к выводу о том, что демократия — факт, который сам себе пробивает дорогу и потому не нуждается в подкреплении доказательствами. При этом он выступил за партикуляристскую и индивидуалистическую организацию общества, заключая отношение человека к обществу в формулу: «Общество для человека и через человека, человек с обществом». Важнейшими элементами благополучия общества он считал церковь и религию.

В отличие от Франции, развитие немецкой христианской социальной философии пошло во многом по другому пути: именно в Германии впервые зародилось «социальное католичество», которое заняло критическую позицию по отношению и к либерализму, и к традиционализму, и к атеистическому социализму. Наиболее ярким представителем данного течения является В. фон Кеттелер, которого Папа Лев XIII назвал своим предшественником.

К следующей главе: IV этап. Деятельность Папы Льва XIII

0 комментариев

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии