А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Лайфхак по поиску инвесторов для собственного бизнеса


Начинающий бизнес почти всегда испытывает дефицит денежных средств. Если функционирующие компании могут рассчитывать на кредиты от банков, то на этапе идеи и без материального залога (недвижимости или дорогостоящего оборудования в собственности) стартап обречен на отказ. Следовательно, остаются два варианта — полагаться на себя (такой подход называется «бутстрэппинг», то есть самофинансирование) или искать инвесторов. А когда собственные «финансы поют романсы», то альтернатив не остается: нужно привлекать инвестиции. Как и где это правильно делать, мы расскажем, опираясь на успешную биографию бизнесмена и инвестора со стажем Алексея Егармина и других экспертов.

До начала поиска


В условиях высококонкурентной рыночной экономики любой бизнес начинается с идеи. Каждый стартап верит, что его задумка самая полезная, перспективная и многообещающая. Но инвесторам подобной веры мало. Их, как правило, интересуют 4 основных момента:

  • уникальность и востребованность продукта и услуги;

  • требуемая величина денежных вливаний в бизнес;

  • период окупаемости инвестиций;

  • показатели прибыли и общие гарантии.


Лайфхак по поиску инвесторов для собственного бизнеса


Изначально по этим критериям оценить свою идею должен сам предприниматель. Голословные убеждения, вроде идея уникальна, проект окупит себя и будет прибыльным, еще ничего не значат. Инвестору нужны конкретные цифры, подкрепленные реальными или прогнозными расчетами. Как минимум, нужно составить прогноз, как максимум — разработать бизнес-план, определиться с бизнес-моделью, точками входа и выхода для инвесторов и т.д.

Итак, еще до начала поиска инвестора, считает Алексей Егармин, который больше 14 лет занимается инвестированием, надо выполнить следующее:

  • объективно оценить собственную бизнес-идею и перспективы проекта;

  • провести прогнозные расчеты (четко определить необходимую сумму, период возврата капиталовложений, показатели прибыли);

  • подготовить презентацию для потенциальных инвесторов и другие документы (в идеале бизнес-план и дорожную карту).

Лишь после такой серьезной подготовительной работы можно думать, где искать инвестора. А вот с голой идеей даже думать о серьезных вариантах привлечения капитала в бизнес не стоит: в лучшем случае вас посчитают наивным новичком или неумелым мошенником, который хочет денег в обмен на пустые обещания.

Где искать инвестора: основные способы


Рыночная экономика на постсоветском пространстве относительно молода и незрела. В вопросах инвестирования она чаще всего перенимает западный опыт. Он и более многогранен, и действительно эффективен, и полезен тем стартапам, которые планируют выходить на зарубежный рынок. Американский бизнес-консультант и предприниматель Мюррей Ньюлендс уверяет, что сегодня способов поиска инвесторов для начинающего бизнеса более чем предостаточно. Согласны с ним и эксперты, в том числе Алексей Егармин, Евгений Ходченков и Юрий Адамчук.

К действительно рабочим относятся следующие способы:

  1. Краудфандинг. Это форма коллективной финансовой поддержки бизнес-проектов через сбор средств для них через интернет. Соответствующие платформы становятся все популярнее, причем растут и качественно, и количественно. Получить финансовую поддержку начинающий бизнес может от различных людей: широкой интернет-аудитории (чем славятся такие всемирно известные платформы, как Kickstarter или Indiegogo), филантропов-спонсоров (RocketHub), профессиональных инвесторов с соответствующей аккредитацией (OurCrowd). У каждого краудфандингового проекта свои требования (позволяющие исключить обман) и специфика работы. Но благодаря обилию специализированных площадок и многочисленным отзывам о них, несложно подобрать подходящий для конкретного стартапа вариант.

  2. Бизнес-ангелы. Это разновидность венчурного финансирования, при котором частное лицо или группа оказывает как финансовую, так и экспертную помощь стартапу. Если раньше найти бизнес-ангела было непросто: нужны были соответствующие знакомства и связи, то теперь можно использовать специальные платформы в интернете. Среди успешных зарубежных сетей стоит выделить проекты Funded и Angel Investment Network, на которых присутствуют тысячи инвесторов, готовых помогать начинающему бизнесу.

  3. Акселераторы и бизнес-инкубаторы. В данную категорию объединены организации, которые готовы помочь со стартовым капиталом, консультированием, предоставлением офиса и другими важными для стартапа аспектами работы в обмен на долю в бизнесе (в районе 10-30%). Они активно участвуют в жизни проекта и заинтересованы в его успехе. Чтобы заручиться поддержкой инкубаторов и акселераторов нужно либо пройти собеседование, либо выиграть специальные конкурсы. Представлены такие инвесторы и в сети, прежде всего это TechStars, 500Startups, K-Startup Grand Challenge.

  4. Сотрудничество с венчурными компаниями. Не обязательно искать инвестиции через различные посреднические платформы и площадки. Можно обратиться напрямую к компаниям, занимающимся венчурными инвестициями. Их интерес может заключаться в том, чтобы получать высокий процент от вложений или же получении доли в стартапе для его последующей перепродаже на более выгодных условиях. Искать таких инвесторов можно как лично, так и используя различные сервисы и каталоги. К примеру, в Украине, подобную возможность предлагает проект InVenture.

  5. Взаимодействие с институциональными инвесторами. Этот вариант больше подходит для бизнеса, который уже прошел первичный этап становления или даже достиг зрелости. Собственно в такие предприятия обычно вкладывают деньги пенсионные и инвестиционные фонды и другие схожие по целям и принципам деятельности организации. В то же время активно появляются и институциональные проекты с государственной поддержкой (грантами, займами и т.д.) для стартапов. На Западе к числу таких проектов относится Small Business Administration.

  6. Привлечение родственных и близких людей. У каждого человека есть определенные связи и знакомства, которые могут помочь с развитием бизнеса. Самый очевидный вариант — обращение за помощью к семье, друзьям и знакомым. Плюс в том, что эти инвесторы вам доверяют, а минус — с рисками бизнес-провала повышаются шансы испортить отношения.

  7. Другие перспективные и рабочие методы. Найти инвесторов начинающий бизнес может в сообществах стартапов, таких как Startups.co. Рабочей платформой для привлечения средств остаются социальные сети профессионалов, вроде LinkedIn, хоть их основные задачи несколько отличаются. Помимо инвестиций можно взять кредитные средства на специализированных онлайн-платформах, которые не столь требовательны к начинающему бизнесу, как банки. Также Алексей Егармин советует не забывать, что имеющийся собственный капитал стартап может приумножить, занимаясь инвестированием в различные инструменты, начиная от ценных бумаг и заканчивая другими перспективными бизнесами. Полученные таким образом средства можно направлять на развитие своего бизнес-проекта.


Лайфхак по поиску инвесторов для собственного бизнеса


Определение правил игры с инвестором


Если стартап заинтересовал инвестора, то почивать на лаврах рано. Во-первых, нужно убедиться в серьезности его намерений. Во-вторых, согласовать все условия сотрудничества. Вариант, при котором инвестор получает долю в стартапе, считается самым распространенным и рабочим, но всегда есть нюансы, связанные с величиной капиталовложений, дополнительными вливаниями, ведущими к росту доли, вплоть до полной потери контроля над бизнесом его основателем и т.д. В-третьих, обязательно нужно закрепить отношения юридически, внимательно подойдя к каждому договору и бумаге, на которой ставится подпись.

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии