А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Канал «Стамбул»: через три года авианосцы США войдут в Черное море

Уже в 2023 году авианосцы и другие корабли США и стран НАТО с «Томагавками» смогут без ограничений дежурить у берегов Крыма, Одессы и Кавказа…

Канал «Стамбул»: через три года авианосцы США войдут в Черное море

26 февраля 2020 в Турции состоится событие, которое в корне изменит стратегический баланс сил в Черном море. В один день с днем рождения президента Турции Реджепа Эрдогана в Анкаре завершится тендер на строительство канала, который так и называется – «Стамбул». Интересно, что все это происходит на фоне резкого военного обострения между Турцией и РФ в Сирии, но об этом чуть позже.

Новая водная артерия пройдет из Мраморного моря в Черное параллельно проливу Босфор. Длина нового канала составит около 43 км, с глубиною в 25 метров и шириною в 150 м. (Кстати говоря, осадка атомных авианосцев ВМС США типа «Нимиц» всего 11,3 метра) Проект обойдется турецкой казне в 10 миллиардов долларов и начнет работу к 100-летнему юбилею со дня основания Турецкой республики. Анкара давно вынашивала идею такой судоходной артерии и вот она становится реальностью.

Похороны конвенции Монтрё


Запуск канала «Стамбул» полностью изменит военную и политическую ситуацию в Черноморском регионе, на Кавказе и в Юго-восточной Европе, включая Украину. Самое главное – в пользу США и Североатлантического альянса.

Дело в том, что канал полностью хоронит, пресловутую конвенцию Монтрё, которая сегодня позволяет России доминировать в Черном море. Принятый в 1936 договор (назван по имени города в Швейцарии, где состоялось его подписание), серьезно ограничивает возможности прохода через Босфор и времени нахождения в Черном море военных кораблей стран, которые не являются черноморскими странами сроком в 21 сутки, а также общий тоннаж кораблей ВМС нечерноморских стран (до 45 тысяч тонн). Именно поэтому, сегодня эсминцы и крейсера США не могут находиться на постоянной основе в Черном море.

Теперь же конвенция Монтрё фактически отменяется, о чем и сообщил уже Реджеп Эрдоган в интервью CNN-Turk TV:

«Мы рассматриваем «Канал Стамбул» как альтернативу Босфору. У него нет никакой связи с Монтрё. Канал будет работать как водная артерия Турции», – подчеркнул Эрдоган.


Канал «Стамбул»: через три года авианосцы США войдут в Черное море

После запуска канала, США смогут ввести в Черное море неограниченное количество своих кораблей – хоть весь 6-й флот из Средиземноморья. Кто знает, будь у Вашингтона такая возможность в 2008 (агрессия Москвы против Грузии) и в 2014 (оккупация Россией Крыма) – как бы повернулась ситуация в регионе?

Однако, лучше хотя бы в 2023, чем никогда. Еще в 2016 году, когда о проекте Эрдогана уже заговорили вовсю, тогдашний командующий 6-м флотом вице-адмирал Джеймс Фогго внезапно заявил, что, по его мнению, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Более того: «Если вызовы в этом регионе станут более срочными», то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и общей численности таких кораблей.

Можно вспомнить, что отношения между Вашингтоном и Анкарой сегодня как никогда прохладные и натянутые, но за три года все может измениться. Тем более, что, столкнувшись с Россией в Сирии в феврале-2020 Турция мгновенно вспомнила, о том, что она член НАТО и обратилась к Америке с запросом о помощи – в том числе о размещении на своей территории противоракетных комплексов «Patriot». В свою очередь, США провели штабные учения, по сценарию которых, наносился ответный ядерный удар по России, после того как та применила ЯО против неназванной страны НАТО.

Еще на тему ВМС: Вьетнаму и России придется договариваться с Украиной о газотурбинных двигателях для фрегатов

В принципе, ВМС Турции по многим параметрам (например, подводные лодки) уже сегодня превосходят Черноморский флот РФ, не имея разве что ракетного крейсера уровня российского РКР «Москва» (давно устаревшего, а модернизация в 2019 году лишь продлила его ходовые возможности, но никак не боевые). Однако, основные силы турецкого флота находятся в Средиземноморье. Поэтому для НАТО присутствие флота США в Черном море остается важной необходимостью для сдерживания агрессивных планов Москвы.

Экономический аспект для Украины


Для Украины канал, среди прочего, делает гораздо более реальным альтернативные поставки газа и нефти. При условии, что Киев наконец-то займется строительством терминалов и других мощностей для приема СПГ и нефти в Одессе, разговоры, о чем идут уже не первое десятилетие.

Дело в том, что одним из препятствий для проекта как раз и является проблемность проводки супертанкеров и газовозов LNG, через Босфор с его опасными течениями, 12 резкими поворотами, с которыми с трудом справляются даже опытные лоцманы и насыщенным судоходным траффиком. Ввод в строй канала «Стамбул» устранит эту проблему. Собственно, экономический смысл проекта заключается в том, чтобы разгрузить пролив Босфор, перегруженный грузовыми и другими судами, а в идеале – вообще прекратить по нему движение кораблей. По каналу смогут свободно передвигаться в Черное море и обратно супертанкеры с нефтью, газовозы и другие самые большие корабли.

Сегодня через Босфор ежегодно перемещается около 150 миллионов тонн нефти, четыре миллиона тонн СПГ и почти три миллиона тонн различных химикатов. Естественно, что Турция не хочет увеличивать этот опасный траффик за счет дополнительного транзита для Украины.

Таким образом, очевидно, что реализация проекта «Стамбул» открывает новые возможности для Украины. И, что важно, в вопросах безопасности также, если корабли США смогут находиться у ее берегов на постоянной основе.

Артем Носонов


Оставить комментарии и мнения можно ниже под статьей

Вернуться на главную страницу

18 коментарів