Именно с таким вопросом 2-3 раза в неделю, а то и по несколько раз в день обращаются ко мне журналисты. В ответ слышат: «Не знаю! Невозможно сделать честный прогноз курса национальной наличной валюты Украины».
Ведь мы – дьвольски оригинальные люди...
Мы, украинцы, единственные в Мире покупаем наличный долар, когда его курс к гривне растет и продаем, когда его курс падает. Все остальные народы поступают наоборот. И нас, по восточнославянскому далеких от аскетизма, даже не интересует последующее неотвратимое ухудшение нашего же благосостояния, ибо покупая наличный доллар на подъеме мы ускоряем рост его курса, равно как и подъем розничных цен – беднеем.
Особенно печально: быстрее растут цены на лекарства, а мы лечимся в основном-то импортом.
А потом, гордо воткнув нос в землю, возвращаем банкам купленные за валютные кредиты авто и квартиры – взлетевший (в т.ч., и благодаря нам) курс доллара становится непосильным нашим семейным бюджетам, которые и реально, и номинально сократились в результате роста инфляции и сжатия производства. Конечно же, вынуждено отказываем себе в самых необходимых лекарствах и... уверенно вымираем.
А продаем доллар при снижении его курса ускоряя, тем самым, и его падение и, конечно же, обесценение наших валютных сбережений: и опять беднеем! И как мы только до сих не прогорели окончательно и навсегда? Или это уже произошло, но мы этого пока что замечаем благодаря нашим говорунам-политикам, величайшим мастерам отвлекать трудящихся от решения узловых проблем страны? Эти наперсточники кого угодно могут обмануть. Даже московских вождей... и не один раз.
И нет силы способной изменить эту нашу горе-стратегию! А ведь многие украинцы даже и не догадываются, что мы имеем все основания лопаться от гордости тем, что покупая во все возрастающих объемах наличный бакс, мы латаем дырки в бюджете нашего самого мощного партнера – The United States of … (угадали?) America. Об этом не догадываются даже знатоки Конотопской битвы – уникумы! Ведь они даже знают - что же именно мы выиграли в Конотопской битве... И благодаря кому: шедшим с нами крымским татарам... или нашим украинцам, которые плохо воевали со стороны россиян.
Черт побери! Не сразу-то и сообразишь! А ведь каждый новенький «зеленый» содержит определенную сумму эмиссионного дохода – дохода от печатания банкноты, который получают финансы США. Вообще-то печатание банкнот – это очень выгодный бизнес. Современная техника позволяет вести его с минимальными затратами и максимальной прибылью. Например, купили вы новеньких 100 баксов и наши друзья-янки заработали на этом доларов 90..., а может и 99. Есть оценки, что в нашей экономике обращается порядка 50 млрд. дол. США. Таким образом, мы поддержали экономику США этими вливаниями объемом в несколько десятков млрд. дол. И непонятно почему мы удивляемся своей нищете... Есть ли где-нибудь в Мире такие голодранцы-транжиры, напоминающие фрацузских аристократов времен Короля-Солнце? Риторика...
Видимо, о наших вливаниях в экономику США не знает даже дядя Сэм. Знал бы, то в пику России поддержал бы финансами наш ... рост. Точнее, климакс нашей экономики. Ведь воспроизводственная функция нашего государство угасает.... Очередная менопауза заканчивается, но в целом наладить воспроизводство вряд ли возможно... Об этом позже, в следующей заметке.
Что говорят цифры?
Обратимся к официальной статистике НБУ – приведена в таблице, которую легче комментировать по графикам 1, 2, 3.
О выборе периода наблюдений – начинаем с июня 2008 г. Ибо все мы помним, что гривна начала проваливаться осенью года 2008-го. Поэтому-то, стремясь получить более надежный ряд наблюдений, отступили на несколько месяцев влево.
Невооруженным взглядом видим, что в июне-июле на рынке наличной валюты был почти баланс: объемы продаж и покупок насления почти совпадали. И курс не только стоял, но даже укрепился (от 464 до 458 грн./100 дол. США).
В августе объем покупки наличной валюты у банков заметно, на 21%, превысил объем продаж – курс начал слабеть (от 458 до 462 грн./100 дол. США).
В сентябре превышение покупки «зеленых» у банков уже существенно, на 52% превысило продажу тем же нашим банкам. Ну а курс, демонстрируя свою рыночность, поднялся до 483 грн./100 дол. США.
Октябрь лишь подтвердил законы свободного рынка: превышение практически сохранилось, что подняло курс до 550 грн./100 дол. США). Впереди нас ждала наличновалютная истерика ноября-2008 и февраля-2009.
В ноябре 2008 г. банки продали нам наличной валюты на 2342 млн. дол. больше, чем продали мы банкам и это составило 229%, к купленному банкам объему в 1024 млрд. дол. США.
Вдумайтесь в этот ужас:
Первое. Объем этого превышения говорит, что львиная доля этих средств конечно ЖЕ не была использована на потребление. Ведь за эти деньги можно было слетать 2,5 миллиона раз в США (в эмиссионный центр долларов и кризиса)! Или же построить 2-2,5 миллиона кв. метров современного жилья (в год мы строили порядка 10 млн. кв. м.). То есть, это истеричное накопление «зеленых» теми, кто забывает, что доллар в наших руках, конечно же, инфлирует так же как и гривна. Мы не спрячемся от роста цен за мешками с доларами!;
Второе. Мы купили в доларов 2,3 раза больше, чем продали банкам! Разодрали рынок разбалансированием встречных денежных потоков: купли и продажи наличной валюты. И курс долара понесся вверх: 601 грн. за 100 дол. в ноябре, 764 – в декабре, и т.д...
Ноябрь-2009 был повторен в несколько меньших размерах в феврале и дал 189% превышения, а курс доллара поднялся от 817 до 837 грн./100 дол. США. Июльский подъем курса доллара от 762 до 782 грн./100 дол. США также был вызван резким увеличением наших наличнодоларовых аппетитов – превышение продажи наличной валюты над покупкой составило 84%.
А если же оценивать в целом 7 мес. 2009 г., то желание украинцев поддержать бюджет США покупкой наличных долларов было доминирующим. Наплевать на растущие цены, нищенские цены и наше вымирание – Америку надо спасать! Спасем янки – и они нас, может быть и когда-нибудь и на каких-то не рабских условиях, спасут?
В результате мы купили за этот период баксов на 59% больше, чем продали. В абсолютном выражении превышение составило 4329 млн. дол. США, что примерно в 1,5 раза больше цены современного американского атомного авианосца (недавно спущеного на воду «Джорджа Буша») со 100 летательными аппаратами на борту.
Покупка и продажа наличной валюты населению. График 1.
Статистический анализ подтверждает вышесказанные предположения – см. график 2 и график 3.
Но сначала некоторые пояснения. По оси X отложены выраженные в процентах превышения объема покупки нами у банков наличной валюты над объемами продажи нами банкам. По оси Y – средневзвешенный курс покупки наличной валюты банками у населения. НБУ исчисляет его за 100 дол. США.
Из графика 2 видно, что по мере роста объемов покупки нами долларов у банков по отношению к объемам проданым банками нам курс долара довольно таки уверенно растет. В определенной мере выпадают лишь наблюдения за июнь-ноябрь 2008 г. (они отображены кругами). Подтверждая общую закономерность, они лишь сформировали курсы на меньших уровнях. Исключив их – график 3 – мы сможем лучше рассмотреть особенности образования курса наличного долара.
Средневзвешенный наличный курс покупки гривны у населения банками как функция превышения продаж банками над покупкой.
Июнь-2008 -- июль 2009. График 2
Средневзвешенный наличный курс покупки гривны у населения банками как функция превышения продаж банками над покупкой.
Декабрь-2008 - июль-2009
Представленная на графике 3 зависимость образована на данных за декабрь 2008 г. – июль 2009. Т.е., за 9 месяцев - длина ряда наблюдений достаточна для того, чтобы утверждать: наши неумеренные аппетиты в покупке наличного доллара несомненно способствуют его укреплению => нашему обнищанию => нашему вымиранию (минимально – замедлению роста благосостояния).
Кратко резюмируя...
И вообще. Экономист не сможет целостно прокомментировать график 1, напоминающий забор в украинском селе убитом украинским бестолковым капитализмом. Это может сделать только социальный психиатр. Не психолог, а психиатр – если таковой найдется.
Экономист же только с горечью зафиксирует:
Во-первых. Неоправданно большие объемы наличных валютных оборотов – они (с пересчетом через растущий доллар) однопорядковы с доходами «малэнькых та пэрэсичных». У нашей экономики «зеленая горячка». Она серьезно больна;
Во-вторых. Устойчивое превышение объемов продажи доларов НАМ над объемами покупки доларов У НАС создает прочную основу для такой устойчивой девальвации наличной гривны и нашего такого же нашего устойчивого обнищания (и вымирания). По крайней мере, в лучшем случае, для замедления подъема нашего благосостояния;
В-третьих. Безусловно, рациональная экономическая тактика (именно – тактика) допускает шоковую девальвацию национальной валюты для сбалансирования торгового баланса. Но! Рациональная экономическая стратегия (!) предполагает последующее радикальное улучшение структуры производства. А вот этого-то у нас нет. Экономист напомнит, что в 1996 г. при проведении денежной реформы – переходе на гривну – курс национальной валюты к доллару был установлен на уровне 1,76. Сегодня наша гордость обесценилась более чем в 4 раза. Порадуемся, что радикально вырос экспорт. Но увы! А изменения в структуре производства пока что не состоялись. И программы ведущих политических сил даже не заикаются об этом. Большую часть экспортной выручки получаем за счет мало конкурентоспособных товаров низкой степени переработки (с малой долей добавленной стоимости и зарплаты в цене). А именно: недрагоценных (в основном, черных) металов и изделий из них = 41,2%, минеральных продуктов (в основном, нефть и нефтепродукты) =10,5%, продуктов растительного происхождения (в основном, зерно) =8,5%...
Обрывая этот своеобразный некролог по почти 18-тилетней государственной экономической политике и почти 13-тилетней гривне отметим, что исходя из международных сопоставлений (пересчетов ВВП по покупательной способности валют) курс гривны должен составлять 2,75 грн./дол. США. Пусть 3 грн./дол. США. Пусть даже 4 грн./дол. США, но не 8 грн./дол. США. Объяснение этому отклонению достаточно простое: длительный устойчивый спрос на доллар (как и на любой другой товар) сформировал такое большое отклонение курса от диктуемого макроэкономическими расчетами уровня.
Экономист, вне всякого сомнения, также скажет: Девальвация гривны есть прямым и непосредственным результатом отсутствия государственной экономической политики. А есть ли тогда государство? Возможно ли оно при отсутствии рассчитаной на мощный стратегический успех экономической политики? Видимо, только в виде колонии? К такому статусу, похоже, и сползаем... Или нет?
Виктор Лисицкий,
Правительственный секретарь Кабинета Министров Украины (1999-2001 гг.)
1 коментарі