В течение прошлых лет опросы разных изданий и аналитических групп демонстрировали полное преимущество на Львовщине государственного аппарата над представителями бизнеса. Сейчас же ситуация меняется….
На Львовщине очевиден кризис моральных авторитетов. Такой вывод можно сделать, проанализировав экспертные оценки влиятельности местных публичных лиц
Общественные деятели, литераторы, художники, правозащитники, бывшие диссиденты, которые стабильно попадали в подобные рейтинги в 90-х и начале нынешнего десятилетия, в настоящий момент остаются вне поля зрения общественности, а, соответственно, и экспертов. Скорее всего, виноваты в этом они сами: принимая участие в многочисленных политических акциях, подписывая открытые письма в поддержку то Ющенко, то Тимошенко, то Януковича, без разбора агитируя за кандидатов в мэры, эти люди не могли не растратить свой главный капитал: авторитет и уважение общества.
Вероятно, именно ощутимая нехватка моральных авторитетов и выдвинула на первое место главу УГКЦ Любомира Гузара. По-видимому, лишь его слово во времена тотального разочарования публичными лицами остается весомым для подавляющего большинства галичан, причем не только греко-католиков. И речь идет не только о возможностях его как церковного политика: добиться по первой просьбе приема то ли у губернатора, то ли у мэра, то ли у премьер-министра блаженнейший мог и раньше. Речь идет именно о потенциальном влиянии на общественное мнение, более ценном оттого, что используется чрезвычайно редко.
Но это лишь исключение, которое, как известно, подтверждает правило. Даже появление в списке музыкантов — Святослава Вакарчука и Русланы Лыжичко — связано не только со сменой поколений и их идолов, но и с заангажированностью творцов в бизнесе и политике, иначе нашлось бы здесь место и Кузьме из «Скрябина», и Ламе, и Козловскому. В целом же даже беглый обзор рейтинга даст понять, что все большее влияние на жизнь региона оказывают «денежные мешки». Причем в этот раз не идет речь о критериях их прямого влияния на политику. Ведь среди бизнесменов самые высокие позиции в рейтинге заняли Виталий Антонов, который вообще не вмешивается в политические интриги с 2002 года, когда безуспешно баллотировался в Верховную Раду, и Петр Дыминский, который после нескольких неудач в сотрудничестве с разными партиями и поддержкой одного из кандидатов в мэры свел свою политическую активность к минимуму. И даже его игра «в войнушку» с мэром Львова Андреем Садовым скорее следствие личной антипатии и попытка защитить бизнес, чем политическая акция. Подтверждением вышеприведенного тезиса может быть и неожиданно низкая оценка влияния Ярослава Дубневича (или скорее братьев Дубневичей, потому что хоть второй Богдан и менее публичен, все же именно благодаря его связям с Георгием Кирпой в 90-х семье удалось стартовать в большом бизнесе). Ведь эксперты вряд ли не знают, что братья Дубневичи не только воплощают классический образ «хозяина», но и посредством объединения предпринимателей-политиков «Крок» держат в своих кошельках фракции БЮТ, как в городском, так и в областном советах. И все же политиками и они, и их человек в городском совете Михаил Мужиливский, и другие депутаты-бизнесмены из списка (Петр Писарчук, Богдан Козак, Роман Федышин), и даже мэр Трускавца Лев Грицак не стали, а рассматривают должности и влияние на фракции скорее как способ поддержки собственного бизнеса.
В течение прошлых лет опросы разных изданий и аналитических групп демонстрировали полное преимущество на Львовщине государственного аппарата над представителями бизнеса. Причем до 2004 года речь шла прежде всего о так называемых силовиках. Первым в перечне влиятельных стабильно упоминался глава налоговой администрации, а если в десятку не попадали начальник милиции, глава управления СБУ, областной прокурор и главный таможенник региона, это вызывало всеобщее удивление и непонимание. Сейчас же, невзирая на намного большую публичность, например прокуроров области и города в сравнении с большинством их предшественников, их позиции даже в третьем десятке кажутся полностью закономерными. Равно как и отсутствие в рейтинге главы областной налоговой, главного милиционера области и начальника СБУ. Хотя, что касается последнего, тут сыграла свою роль кадровая чехарда в Службе безопасности — управление вроде бы активно работает (чего стоит одно дело Зварыча), в частности, и в сфере самопиара, но руководители его сменяются так быстро, что даже журналисты не успевают разобраться в возможностях того или иного назначенца. Единственный представитель власти, отсутствие которого в рейтинге искренне удивляет, — это председатель областного апелляционного суда Валентин Государский. Поговаривают, что в его кабинете решаются многие вопросы не только регионального, но и государственного значения. Возможно, эксперты учли непубличность главного судьи Львовщины.
Все еще довольно высоко эксперты оценивают влияние мэра Львова и главы ОГА, но при этом влияние в регионе даже первых заместителей Андрея Садового или Николая Кмитя на фоне веса их патронов практически неощутимо. Это, безусловно, можно объяснить принципом формирования команд и стилем руководства упомянутых персон. Даже в команде у бывшего мэра Любомира Буняка, которого часто называли «авторитарным руководителем», были люди с харизмой, ярким имиджем и амбициями. В командах же Садового и Кмитя работают преимущественно «технические чиновники», которые скорее выполняют указания, единолично принятые первым лицом, нежели сами влияют на принятие решений. В этом контексте в городской вертикали выделяется разве что глава Администрации городского головы Олег Березюк, который еще в довыборные времена был ближайшим советником Андрея Садового. Это едва ли не единственный человек во властной команде, который может изменить мнение мэра. По сути, этот чиновник — даже не правая рука или «серый кардинал», а альтер эго Львовского городского головы. В областной же власти иметь собственную точку зрения может себе позволить разве что Игорь Держко — один из самых опытных действующих львовских политиков, который работал при разных режимах, губернаторах и партиях. Однако влияние Держко на решения, принимаемые в ОГА, не сравнить с ролью Олега Березюка в мэрии. Для Николая Кмитя он скорее «связной» с областным советом и местной организацией БЮТ.
Следует отметить и уменьшение влиятельности (по сравнению с предшественниками) председателя областного совета и секретаря городского совета. Вероятнее всего, потому, что снизилась роль самих должностей. Ведь при превалировании практически во всех фракциях областного и городского советов бизнесменов все чаще отпадает нужда в модераторах во время переговоров фракций между собой и с представителями исполнительной власти. И если Мирославу Сенику удается во время перманентных конфликтов между разными группами в совете «ловить рыбку в мутной воде», то у Владимира Квурта просто нет такой возможности: аналогичные рычаги влияния в горсовете крепко держит в своих руках городской голова.
Что касается других тенденций, то следует отметить довольно низкие позиции или даже непопадание в тридцатку народных депутатов от Львовщины и киевских чиновников родом из Галичины. Объясняется это просто: для большинства из них львовская политика — пройденный этап. Исключения составляют Петр Писарчук, официально заявивший, что будет баллотироваться в мэры Львова; Олег Тягныбок, хоть и очень редко бывающий во Львове, но имеющий здесь серьезную поддержку, а также амбициозные планы на следующие парламентские и местные выборы; Степан Курпиль, владелец медиабизнеса, ограниченного Львовщиной, и Иван Денькович, который не так давно перебрался в Киев, но тоже все реже вмешивается в местные перипетии. Посему довольно неожиданной можно считать позицию Ивана Васюника, который активно протежирует мэра Львова и которому часто ставят в заслугу то, что Львов получил дополнительные возможности, чтобы все-таки принять Евро-2012.
Источник: газета «Комментарии»
0 коментарів