Спустя несколько лет, интересно - какие именно образы остались в памяти от событий тех дней на киевском Майдане? Лично у меня их два. Как и положено, самые яркие – это именно первые впечатления.
Я вернулся в Киев из Донецкой области 24 ноября, на третий день так называемой революции. Как раз из этого дня в моей памяти и сохранилось два главных впечатления о Майдане. Смысл всего происходящего мне стал очевиден вечером. На Майдане я увидел следующую картину: огромная площадь, на ней сцена. Под сценой стоит тысяч 60 киевских офис-менеджеров, вообразивших себя революционерами и примкнувших к ним приезжих голодранцев. На сцене стоит 15-20 миллионеров в оранжевых шарфах, а эти 60 тысяч полунищего вида и офисные клерки кричат им «Так! Так! Так!». Суть происходящего стала очевидной – идет ожесточенная борьба за то, чтобы эти миллионеры стали миллиардерами.
Никаких сомнений в диагнозе "Оранжевой революции" у меня не было. Хотя бы потому, что я уже не был новичком в политике, а кое-кого из «революционеров» знал лично. И уже с 24 ноября 2004 года у меня не было никаких иллюзий - чем все это закончится. Благодаря этому мне удалось избежать чувства разочарования, о котором сегодня говорят многие мои друзья и коллеги, которые тогда упрекали меня чуть ли не в цинизме.
И все-таки, не это стало главным для меня в этот день. Перед моими глазами до сих пор стоит совсем другая картина. Это длилось всего минуту-полторы, но именно эти полторы минуты и стали для меня Майданом. Выйдя из вагона метро на станции «Хрещатик» я поднимался вверх. Эскалатор был переполнен людьми как с оранжевыми повязками, так и без них. И вдруг, ехавший немного выше меня седой, как будто сошедший с иллюстраций «Кобзаря», старик с длинными усами достал из кармана дудочку и начал играть «Ще не вмерла Украина…». Через несколько секунд, гимн гремел уже под полукруглыми сводами, подхваченный примерно двумя сотнями голосов. Пели почти все. Я не пел - нахлынувшие на меня ощущения, как будто лишили дара речи. Наверное, никогда в жизни я не ощущал себя украинцем так сильно как в эти мгновения. Вся боль Украины и вся ее сила, все ее надежды и гордость, казалось были тогда со мною на этой станции метро.
Мне не стыдно собственной сентиментальности. Такие мгновения на самом деле стоят многого. Иногда они способны перевесить весь окружающий нас обман, цинизм и даже все эти спекулянты и торговцы мыльными пузырями Майдана не смогут обесценить эти несколько минут.
Дмитрий Панько,
Директор АСД
2 коментарій