Новая власть активно решила заняться реформой ЖКХ в части регулирования коммунальных тарифов. К предложениям создания единого тарифного регулятора, введения единых коммунальных расценок по всей стране добавилась идея централизовать установление коммунальных тарифов, вернее забрать эти функции у местных властей.
Решение проблем ЖКХ назрело давно. Каждое правительство предпринимало какие-то свои шаги, но только нынешняя власть достаточно быстро разродилась по этому поводу множеством идей. Коммунальные тарифы давно стали электоральным фактом, и их повышение может быстро обвалить самый устойчивый рейтинг политика или конкретной партии. В этой связи правительство решило централизовать всех ниточки установления коммунальных тарифов по всей стране в своих руках.
Главная проблема состоит в разнообразии коммунальных тарифов по всей стране, которые отличаются иногда в десятки раз (было бы странно, если бы они были одинаковыми). Так, по данным министерства ЖКХ, тарифы на теплоснабжение в разных регионах отличаются в 10, а на водоснабжение в 20 раз. При этом самые низкие цены на услуги ЖКХ – в Киеве, где традиционно самые высокие зарплаты в стране.
Первым звонком в этом направлении стал возврат к идее единого регулятора – Национальной комиссии по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Впервые идея была озвучена в марте 2008 года, но тогда она не получила дальнейшее развитие.
В продолжение темы МинЖКХ разработало проект закона «О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг», которым предлагает делегировать центральной власти право устанавливать коммунальные тарифы, которые до сих пор находились в ведении местных властей.
Законопроект предусматривает создание в структуре Кабмина комиссии, основной задачей которой будет формирование и обеспечение ценовой и тарифной политики. Комиссию предлагается наделить функциями контроля производства, транспортирования и снабжения теплоэнергии, а также услуг по снабжению горячей водой, централизованному отоплению, водоснабжению и водоотводу. Кроме того, в функции регулятора будет входить лицензирование хоздеятельности и контроль за соблюдением лицензионных условий.
По мнению экспертов, разработанный законопроект не решит проблему недофинансирования ЖКХ. Комиссия не сможет качественно урегулировать проблему разных затрат в разных регионах на ЖКХ. Хотя законопроект предусматривает сохранение возможности установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня при условии выделения дотаций из госбюджета, но киевский пример заставляет сильно сомневаться в реалистичности такого подхода. Напомним, что в столице действует именно такой принцип, но в условиях кризиса и нехватки доходов местного бюджета власти все время недоплачивают поставщикам тепла и электроэнергии. Из-за последнего время от времени возникает угроза отключения тех или иных объектов за долги.
Кроме того, в настоящее время законопроект проходит экспертную оценку со стороны Мирового банка и МВФ, и их слово (на Мировой банк возлагаются большие надежды в части финансирования реформы ЖКХ, а на МВФ – финансирования экономики в целом) может стать решающим в судьбе данных намерений власти. В самом МинЖКХ начало работы Нацкомиссии называют 1 июля 2011 года.
0 коментарів