Россия начала очередную "газовую войну". На этот раз против Беларуси. Украина также начинает втягиваться в конфликт - на этот раз в роли "штрейкбрехера", взявшись транспортировать российский газ в Европу, ранее шедший через Беларусь.
В Украине все готово
С 10.00 утра 21 июня по Москве Россия начала снижение поставок газа в Беларусь на 15%, с возможностью быстрого доведения этого показателя до 85% от суточных поставок. Ограничения поставок вводятся в связи с долгом Беларуси за поставки газа в размере почти $200 млн. Переговоры о погашении долга пока не увенчались успехом, так как белорусская сторона хочет рассчитаться бартером, что не устраивает Россию. Напомним, что Беларусь с начала 2010 года платит России за газ без формально подписанного контракта, по установленной в одностороннем порядке цене (по цене 2009 года - $150 за 1 тыс. кубов, в то время как по контракту средняя цена за 4 месяца текущего года составила $174 за 1 тыс. кубов).
Тут Россия вспомнила про потепление на украинском направлении, и решила, что именно наша страна может спасти европейские поставки газа, тогда как последние несколько лет мы служили исключительно главной головной болью на газовом фронте ЕС. Россия предложила, а Украина не отказалась в случае необходимости поставлять газ в Европу вместо Беларуси. Интересно, что в этой связи российские власти разразились едва ли не кучей реверансов в адрес нашей ГТС, которую до последнего времени иначе как металлоломом не называли и грозились перекрыть потребности в нашей газотранспортной системе своими «Северными», «Южными» и прочим потоками.
Украинский оператор, компания «Укртрансгаз», запрос на отработку альтернативных вариантов поставок газа «Газпром экспорта» получила 17 июня, т.е. хорошо заранее. Россия любит, что шоу «перекрытие газового вентиля» имело мощный пропагандистский эффект. Пока дополнительный газ не подается из-за незначительности сокращения поставок в Беларусь.
Украину втягивают в конфликт
Непокорный Бацька, стремясь выиграть «куличи» и на Востоке, и на Западе, в настоящее время поступает не всегда логично. Стремясь сидеть на двух стульях, можно не усидеть ни на одном. Бацька вряд ли теряет контроль над страной, но его последние заявления и действия говорят про элементы истерики.
Даже не газ, а в основном нефть стала причиной последних трений между Россией Беларусью, которая занималась реэкспортом нефтепродуктов из российской нефти, получая ее по внутри российским ценам, и немало на этом зарабатывая. После того как с 01.01.2010 г. Россия перешла на рыночные цены на нефть и газ для Беларуси, страна столкнулась с резким ростом торгового дефицита (за год он достиг 8% ВВП).
Между тем, это не первый конфликт России и Беларуси в последнее время. Напряжение возникает и спадает с хорошим постоянством. Хотя в свое время Россия «уговорила» белорусов продать 50% «Белтрансгаза», став фактически собственником белорусской ГТС, данный факт не отразился на отсутствии в российско-белорусских отношениях кризисов.
Кроме того, Россия время от времени запускала «цепного пса демократии», главу Роспотребнадзора Геннадия Онищенко – он не пускал в Россию не только «злостные» грузинские и молдавские вина, но и в прошлом году белорусскую мясо-молочную продукцию (Украина ее же запускала). С другой стороны, стороны конфликта полностью стоят друг друга, так как применяют весь публичный и экономический инструментарий. Впрочем, изначально, позиции Беларуси куда хуже.
Даже на примере Украины можно увидеть как «торгуется» Минск. Пока Беларусь блокирует демаркацию совместной границы, что угрожает невозможностью переговоров с ЕС о зоне безвизового доступа. Впрочем, этим же занимается и Россия.
С другой стороны, следует напомнить, что Украина стала нефтяной «выручалкой» Беларуси. Напомним, что именно через нашу страну из южных портов идет транзит нефти из дорогого товарища Уго Чавеса. Нефтяной коридор был открыт еще минувшей властью, а новая пока в угоду России не стала ее «сдавать». Впрочем, и сама Россия пока не предпринимала явных попыток прекратить это украино-белорусский нефтяной «беспредел».
В нынешнем контексте украино-российских отношений, наша страна вряд ли будет выступать на стороне Беларуси (как это делалось последние несколько лет, «исподтишка», при частом ухудшении белорусско-российских отношений). Что получит в результате данного конфликта Украина? В публичной плоскости Украина станет еще большим союзником России, а в экономическом плане сможет нарастить поставки газа.
Виктор Янукович явно не станет делать ставку на Бацьку, как не станет он в невыгодных решениях (чего только стоит вопрос объединения «Нефтегаза» и «Газпрома») бегать на цырлах и перед Москвой. Пока же ситуативно новой власти выгодно доказать перед Европой, что страна приобрела стабильность в газовой сфере.
Фактор «потоков»
В нынешних условиях Украина может поставить вопрос отказа от сравнительно дорогих российских проектов «потоков» в пользу модернизации украинской ГТС (Россия на это не пойдет из принципа, но «капать на мозги» нужно). Учитывая все добывающие мощности можно утверждать, что в ближайшие 3 года Nabucco не имеет перспектив быть заполненным, как и другие (российские) газопроводы. Пока в России наблюдается дефицит газа и устойчивая нехватка средств на развитие месторождений.
С другой стороны, потребность в новых газопроводах (и в самих «потоковых» проектах в целом) может сильно упасть, учитывая развитие технологий сжижения газа и добычи сланцевого газа (по которым в Украине, впрочем, еще ничего не сделано). Окупаемость проектов новых газопроводов (после начала эксплуатации) будет иметь смысл только при постоянном удорожании топлива, что вовсе не является аксиомой. Уже сейчас сжиженный газ на Ближнем Востоке на порядок дешевле российского.
С другой стороны, уже на первом этапе (без увеличения потребностей Европы) ввода в эксплуатацию «Северного и «Южного» потоков Украина гипотетически потеряет значительную часть объема своего транзита природного газа. Кроме того, ясно одно – Европа одновременно не хочет попадать в зависимость от России и от Украины, будет развивать энергосбережение, альтернативные технологии и альтернативные пути транспортировки газа (Nabuccо и сжиженный газ с Северной Африки и Ближнего Востока).
Приблизительная цифровая оценка выглядит примерно так (сколько Украина потеряет в случае ввода в эксплуатацию новых проектов российских газопроводов).
1. При вводе первых веток (мощности на первичном этапе: старт не раньше 2014 г. строительство + выход в течение нескольких лет на проектную мощность, что обычно растягивается на несколько лет)
«Южный поток» - 30 млрд. кубов.
«Северный поток» – 27 млрд. кубов.
Итого: 57 млрд. кубов.
2. Полная мощность (мощность на втором этапе: старт не раньше 2017 г.)
«Южный поток» - 63 млрд. кубов.
«Северный поток» – 55 млрд. кубов.
Вторая нитка «Голубого потока» - 16 млрд. кубов.
Итого: 134 млрд. кубов.
С учетом того, что в транзитные мощности украинской ГТС составляют примерно 120-130 млрд. кубов, то ввод любого из планируемых газопроводов бьет по Украине. С другой стороны, сроки реализации Россией своих проектов хромают «на обе ноги», большинство из которых пока являются «детьми» скорее пиара, чем реального строительства, и уже не раз переносились. Вопрос финансирования газопроводов более или менее понятен для «Северного потока», а для «Южного потока» ситуация гораздо хуже. Россия уже «уговаривает» то одну, то другую страну стать участником «Южного потока», что говорит о сомнительной его выгодности (если потенциальные участники сами не видят этого).
Есть еще и белорусские проекты, а именно, строительство второй нитки газопровода «Ямал-Европа» (существующая пропускная способность газопровода оценивается на уровне 33 млрд. кубов в год. Впрочем, Россия не соглашается на реализацию этого проекта (газопровод является прямым конкурентом «Северному потоку»), а, учитывая нынешний характер российско-белорусских отношений, то белорусские проекты в ближайшее время останутся в режиме табу.
2 коментарій