Борьба за роль «третьей силы» в украинской политике велась всегда. На фоне слабости нынешней оппозиции только немногие могут претендовать на эту роль. Результаты последних президентских выборов говорят о том, что ею может стать «Сильная Украина» Сергея Тигипко. Более того, в свете возможной скорой отставки из правительства Азарова, этот путь для Тигипко становится очевидным.
Игра в реформыНа постсоветском пространстве из-за реформ сложилась некая общественно-политическая традиция. Власти не любят проводить реформы из-за того, что те непопулярны. Однако их проводить важно с точки зрения оптимизации бюджетных расходов. В таком случае реформы проводят с таким расчетом, чтобы все «орехи» в виде негативного мнения электората достались тем, кто их непосредственно проводит, а сама власть якобы дистанцировалась от «виновного» и не потеряла свой рейтинг. Реформатор, таким образом, выполняет роль «козла отпущения», стает жертвой для поддержания рейтинга власти.
При этом дальнейшая судьба «жертвы» иногда оказывается весьма неплохой.
В России среди «страшилок» можно отметить экс-премьера Сергея Кириенко (ныне возглавляет «Росатом»), Анатолия Чубайса (в настоящее время глава «Роснано») и Михаила Зурабова (посол России в Украине). В Украине таких «жертв» для электората до сих пор не было, как не было и реформ как таковых. Впрочем, это дело наживное, и новая власть активно принялась за реформы, пусть и растянутые во времени. Будь воля нынешней власти не проводить реформы, то она ничего бы не делала, что может сказаться на ее рейтинге. Но есть МВФ, чтобы получить деньги которого нужно «поднять свой зад» и начать что-то делать.
На роль реформатора и роль некоего «гласа бизнеса» в консервативном правительстве Азарова претендует вице-премьер Сергей Тигипко, который имеет собственные политические и бизнес-цели. «Донецкие» терпят Тигипко постольку поскольку. Мотивы его «внедрения» в правительство в марте были скорее политическими (в своем большинстве голоса электората Тигипко отошли во втором туре Януковичу).
Впрочем, эффективным реформатором Тигипко может стать лишь при условии, когда он будет непосредственно ответственным за них и ассоциироваться и с этим в глазах населения, а не наемным менеджером при Азарове. При этом план реформ – это план не Тигипко, а Януковича.
Звонки для Тигипко
Первый звонок уже прозвучал. Заместитель Тигипко по партии «Сильная Украина» Александра Кужель предположила, что он уйдет в отставку в случае принятия Налогового кодекса без учета предложений бизнеса.
Пока не совсем ясно, есть ли существенные предпосылки для отставки. С одной стороны, после того как Налоговый кодекс жестко раскритиковал Янукович, Азарову ничего не остается, как изменить многое в документе. Таким образом, президент пока на стороне «реформаторов», но сам факт конфликта говорит о расхождениях во взглядах на управление экономикой. При этом нет никаких гарантий, что президент захочет все время сглаживать конфликты между разными чиновниками.
С другой стороны, Тигипко хочет отложить второе чтение кодекса в парламенте до осени (за оставшееся до осени время внести изменения), а Кабмин настаивает на его принятии в июле, чтобы он вступил в силу уже с 1 января 2011 года (в случае его принятия осенью он вступит в силу с 2012 года). Кроме того, есть большие сомнения в том, что даже за 3 недели (в случае продления работы Рады) июля в кодекс можно ввести все изменения, на которых настаивает бизнес и в его лице Тигипко.
За первым звонком обычно идут второй, третий. Уже сейчас видно, что в правительстве нет единства по отдельным вопросам, например, по приватизации «Укртелекома». Это приведет к невыполнению приватизационной программы, которая является детищем Тигипко.
«Третий» ТигипкоПротиворечия Тигипко и «донецких» состоят не только в подходах к управлению экономикой, но и в политическом аспекте. Несмотря на то, что Тигипко работает в правительстве Партии регионов, его самостоятельная политическая карьера по понятным причинам не может идти в русле «регионалов». Тигипко не скрывает, что «регионалы» - конкуренты для его «Сильной Украины». Ближайшей политической целью для многих влиятельных партий являются местные выборы, которые пройдут 31 октября. Стартовый капитал Тигипко на политическом поприще весьма хороший.
Как коммунисты, которые, по словам Леонида Грача, совершили ошибку войдя в коалицию, то поход во власть для Тигипко также может стать катастрофой, если он там задержится слишком надолго. Этим он ни в коей мере не добьется выполнения своих предвыборных обещаний, но может стать «козлом отпущения» за невыполнение обещанного Януковичем. Этим «регионалы» не только добиваются нейтрализации конкурента, но и создают ему негативный публичный фон.
Ситуация вокруг Налогового кодекса и «Укртелекома» и на всю активность, которую проявляет Тигипко, показывает, что реальные рычаги власти ему не принадлежат. Пока Тигипко еще нужен власти: нужно вести переговоры с МВФ, говорить о реформах и т.д.
Но вскоре Сергей Леонидович может оказаться в ситуации, когда его «уйдут». В таких условиях проще уйти до осени самому. До местных выборов политику нужно дистанцироваться от Партии регионов, а то в головах электората образ Тигипко и его партии будет сливаться с его работой в правительстве. Для самостоятельной политической игры Тигипко нужен самостоятельный же образ, а не статус младшего «брата» Партии регионов. Чем быстрее уйдет Тигипко из правительства, тем быстрее электорат осознает этот его образ, в противном случае карьера Сергея Леонидовича, как самостоятельного политического игрока, может закончиться, так и не существенно начавшись.
Более того, ему выгодно уйти самому, до того как ситуация в экономике может ухудшиться осенью (этого нельзя исключать), МВФ не даст кредит или будут другие плохие новости.
С другой стороны, Тигипко нужны конкретные мэссиджи с которыми идти к избирателю, а их на данный момент у него практически нет. Тот же Налоговый кодекс – это не продукт, а он лишь выступает защитников неких предпринимателей. Вероятная логика ухода Тигипко видна невооруженным глазом – мол, я хотел, но мне не дали сделать.
Возможно, «регионалы» придумали ему роль реформатора с тем, чтобы повесить затем на него всех «собак» - за повышение коммунальных тарифов, пенсионного возраста и т.д. Так примерно было с Михаилом Зурабовым, экс-министром здравоохранения и социального развития России, который был одним из инициаторов монетизации льгот пенсионерам. В свое время это вызвало протесты по всей России, и власть возложила на него весь негатив за эту идею. С другой стороны, Тигипко мало чем напоминает «жертву» для электората. Самодостаточной бизнесмен с собственной политической партией, которая имеет сравнительно высокие рейтинги не может просто так стать «жертвой».
В любом случае Тигипко прямой путь в оппозицию, но не ту, которую «держит» Тимошенко, а в конструктивную. Учитывая существующий к нему кредит доверия, у него неплохие шансы на статус «третьей силы», на который в разное время претендовали разные политики. Впрочем, все они сейчас в той или иной мере поглощены «регионалами».
«Регионалы» вряд ли захотят его отпускать с миром, и постараются либо удержать его, либо создать крайне негативный образ. Тут уже самому Тигипко нужно проводить профориентацию, кто он – самостоятелен или «младший брат». По крайней мере, путь в конструктивную оппозицию пока открыт.
Юрий Григоренко
0 коментарів