«За все, что делает христианин, он отвечает лично. За все, что делает еврей, отвечают все евреи» (Анна Франк)
Завершилось ежегодное «празднование» в Умани еврейского Нового года — Рош-шан-гана (Рош-га-шана, Рош-а-Шаны, Рош-а-Шано – как кому нравится). Украина создала все возможности для ортодоксов помолиться об искуплении грехов на могиле основателя брацлавского хасидизма Рабби Нахмана, который в 1802 пожелал быть погребенным в этом местечке вместе со своими единоверцами и завещал, чтобы все его ученики и последователи ежегодно посещали его могилу и совершали религиозные ритуалы. В этом году размах празднования был широк, как никогда - в Умань приехало около 30 тыс. брацлавских хасидов. Столь же широк был и беспредел происходящего. Местным жителям довелось наблюдать самозабвенные молитвенные ритуалы с омовением, массовым чтением молитв, танцами и пением. Вернее, даже на «наблюдать», а прислуживать в этом полностью автономном (на несколько дней) еврейском «святом поселении». Хотя в отечественном понимании вся «святость происходящего» ограничивалась лишь публичным декламированием молитв, остальное – безудержный праздник и веселье, во многом не соответствующий местным нравам.
Уже в Умани, несмотря на традиционное присутствие представителей израильской полиции, между группой паломников и местными жителями произошел конфликт. Хасиды отказались выполнить просьбу сдававшей им квартиру женщины не шуметь, а после побили пытавшегося вызвать милицию мужчину. Заступившийся за пострадавшего прохожий получил несколько ножевых ранений. В результате конфликта из Украины были высланы 10 хасидов, а организаторы торжеств получили предупреждение от администрации президента: «Украина выражает надежду, что организаторы паломничества вынесут из инцидента в Умани надлежащие уроки и в дальнейшем будут принимать дополнительные меры, призванные минимизировать вероятность возникновения подобных неприятных ситуаций».
По возвращении «паломников» из Украины израильская полиция не выходя из здания аэропорта провела среди них «воспитательный рейд». Около 400 паломников были сразу задержаны: 91 человек подозревается в уклонении от срочной армейской службы, а у остальных выявлены проблемы с выплатой долгов. Еще двух человек израильские спецслужбы задержали за нападение на бортпроводников, которые отказались подать «страждущим» спиртное.
Считается, что могила цадика Нахмана существенно помогает благосоcтоянию Умани, а точнее - некоторых ее жителей. Однако стоит напомнить, что в Украине уже был подобный метод освоения «заброшенных территорий», а именно – молодежный фестиваль «Казантип», призванный «возродить дух недостроенной крымской атомной электростанции», а заодно позаботиться о судьбе заброшенного города-спутника Щелкино. Не имеется сведений, как это все поспособствовало экономическому возрождению города или сохранению реакторного зала (на остатках которого изначально проводился фестиваль), однако возрождению духа свободы и вседозволенности, доступности «травки» и наркотиков поспособствовало изрядно. После того, как это изрядно достало само местное население, «фестиваль» год не проводился вообще, а потом усиленно искал нового организатора, который взял бы на себя дополнительное «инвестиционное обязательство - оздоровить фестиваль». В итоге, место молодежного дебоша переехало в совершенно другой, но не менее заброшенный Сакский район Крыма.
Не стоит мистифицировать в чем-то аналогичное ответвление иудаизма под названием «хасиды». Мало того, что иудаизм всегда ставил потомственных евреев выше всей остальной «обслуги», что всегда служило причиной их обособленного существования и «круговой поруки». Ответвление еврейской религии - хасиды – еще и весьма «практичное» ответвление в иудаизме. Цадик Нахман всегда ставил выше учености и научного познания бесхитростность веры и глубину религиозных переживаний. «Слияние человека с Божеством достигается не путём изучения Закона, доступного лишь немногим, а путём восторженной молитвы, при которой человек чувствует себя слитым с источником — с Божеством». И все проистекающее из этого: «Аскетизм, как и страх Божий, суть менее совершенные пути служения Богу, чем бодрое и радостное. Грешник не должен скорбеть о прошлом, ибо следует радоваться тому, что в его душе зазвучал глас, призывающий его к раскаянию». По нынешним временам хасидизм находится где-то между рациональным талмудом и мистической каббалой, а потому имеет немало поклонников. В том смысле, что «все религии мира учат, как праведно вести себя в этом мире, чтобы обрести блаженство в будущем, и только еврейская религия учит нас, как удачно устроиться в мире этом». Отсюда устоявшиеся принципы «грешности что-либо делать» и наплевательское отношение к окружающим нееврейского происхождения.
Украинская проблема состоит еще и в том, что в момент рождения традиций хасидов в центральной Украине евреи составляли почти треть населения. Еще треть составляли украинцы и треть – поляки. Русских не было почти вообще. Это была территория с особыми культурными традициями терпимости друг к другу. Потом было длительное существование в Российской империи, каток поголовного истребления евреев во вторую мировую войну, а затем мучительный процесс их «исхода» из Советского Союза на «землю обетованную». За столь длительный период культурные традиции территории коренным образом изменились. Евреи, в свою очередь, успели создать собственное национальное государство на землях Палестины. Где, на удивление, им не удается вести себя столь свободно, как на Украине, «расслабляясь по полной программе раз в году». В Израиле же приходится соблюдать правила цивилизованного общежития и хоть некоторого приличия, поскольку все равны и нанять со стороны некого.
Еще в 1996 году в период восстановления паломничества двое молодых хасидов пытались прорыть тоннель и осуществить попытку похитить гроб своего духовного наставника цадика Нахмана, однако были пойманы и выдворены из страны. Затем во времена Леонида Кучмы инициативная группа брацлавских хасидов начала неофициальную кампанию, призывая перенести из Умани в Иерусалим гроб своего духовного наставника. Украина не согласилась по причине, что «не отдает своих культурных ценностей». Сейчас стоит еще раз задуматься, является ли место захоронения брацлавских хасидов культурной ценностью для граждан, которые действительно проживают на данной территории? И не превращается ли паломничество в «фестиваль» на совсем другую тему. Быть может, стоит удовлетворить желание по-настоящему верующих?
Между прочим, «уважительное отношение к просьбе брацлавских хасидов» может изрядно помочь украинскому бюджету. Традиционные занятия хасидов — бизнес в области недвижимости и строительные подряды, бриллиантовый бизнес, торговля, посредничество, финансовый рынок. Сатмарские хасиды контролируют большую часть рынка кошерного мяса США объёмом около 4 млрд. долларов в год, а также сеть общественных учреждений, ссудных касс, объектов недвижимости только в Нью-Йорке стоимостью около полумиллиарда долларов. Мы ведь все отсюда можем порешать - в Америку даже ехать не потребуется.
Сергей Бочкарев
Фото: газета "Сегодня"
0 коментарів