Кабинет Министров принял решение о приватизации Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР). Конечная цель - «привлечение эффективного инвестора для достройки и запуска предприятия». Примечательно, что в ходе развития процесса сохраняется максимальный возможный разброс вариантов конечного результата: от «вчистую проиграть последние вложенные в комбинат деньги» до «заработать на приватизации и утереть нос Юлии Тимошенко по Криворожстали».
Секрет рождения комбината состоит в том, что в Криворожском железорудном бассейне помимо высококачественного продукта ежегодно добывается несколько миллионов тонн труднообогащаемой (окисленной руды). Длительное время на нее просто не обращали внимания и сбрасывали в отвалы, которых накопилось 600 млн. тонн. Еще около миллиарда тонн находится в действующих карьерах. С конца 60-х годов прошлого века эту сложную руду пытались обогащать на Центральном ГОКе дедовским методом обжига с использованием бурого угля. Затем была разработана более чистая и экономичная технология магнитной сепарации (использование электрических сепараторов с сильнейшим магнитным полем, которые позволяли бы извлекать железо из слабомагнитных руд). Под эту технологию в 1983 году начал строиться КГОКОР.
На тот момент был очень популярен Совет экономической взаимопомощи, поэтому комбинат строили коллективно: СССР, Румыния, Чехословакия, Болгария, Германская демократическая республика. Предполагалось, что в дальнейшем эти страны будут получать компенсацию готовым металлургическим сырьем - окатышами (спеченные из руды и известняка двух-трехсантиметровые шарики – сырье для выплавки чугуна). Плановая мощность комбината – ежегодная переработка 26 млн. тонн окисленной руды в 10 млн. тонн. окатышей. Намеченный срок окончания строительства – 1990 год.
К 1988 году экономический союз социалистических государств потерял свою свою актуальность, и деньги начали тщательно считать порознь. В это же время специальная межведомственная комиссия приходит к выводу о неэффективности выбранной технологии, поскольку рудные отвалы в советский период насыпались несистемно, вперемешку с пустой породой, а потому для них нельзя создать стабильную технологию обогащения. Через некоторое время Восточная Германия вообще выбыла из проекта в связи с безвременной кончиной, Болгария потеряла к проекту интерес и простила несколько миллионов долларов – лишь бы отпустили, Чехословакия распалась. Украина стала правопреемницей обязательств СССР и продолжила работать с Румынией и Словакией.
Технологию обогащения решили облегчить путем частичного подмешивания высококачественной шахтной руды. Работы по строительству продолжались до 1997 года – вплоть до начала памятной приватизации государственного объединения «Укррудпром», когда олигархи расхватали наиболее прибыльные активы. Попытка вручить «в нагрузку» недостроенный комбинат неизменно упиралась в проблему нерентабельности его производства. Зачем обогащать сложную руду, если бразильская или австралийская руда практически без обогащения обладает теми же свойствами?
Длительное время амбициозные игроки металлургического рынка были не против заполучить комбинат, но «за бесплатно» (под инвестиционные обязательства). Одним из таких чудаков был любимчик Виктора Ющенко сириец Харес Юссеф: в своих инвестиционных обязательствах предлагал довести технологическую линию до идеала - производства гранулированного чугуна – который впоследствии можно будет загружать прямо в металлургическую печь вместо металлолома. «Все это по самой передовой технологии Ironmaking Technology Mark Three (ITmk3) японской компании Kobe Steel» и, естественно, при посредничестве собственной австрийской Hares Group. Помнится, в 2006 году премьер-министр Юрий Ехануров вынужден был длительное время носиться с этим проектом. В эту же очередь «получить что-нибудь от государства» записались «Индустриальный союз Донбасса», еще живой «ММК им. Ильича» и прочие металлурги, не успевшие поучаствовать в приватизации рудных активов. Затем в период своего БЮТовского расцвета какие-то деньги за комбинат готов был заплатить владелец Полтавского ГОК и КРАЗа Константин Жеваго (группа «Финансы и кредит»). В конечном счете все они весьма поиздержались в период финансового кризиса и умерили свои аппетиты. А в это время у них под боком появился гораздо более серьезный конкурент – международная компания «Mittal Steel», купившая «Криворожсталь».
На данный момент реализация строительного проекта КГОКОР оценивается в 60-70% (если в очередной раз менять технологический процесс – и того меньше). Непосредственно в строительство СССР вложил 640 млн. долларов, затем Украина добавила еще 250 млн. (не считая затрат на консервацию и текущее содержание). Причем выделить отечественную долю в коллективном международном проекте на сегодня практически невозможно, а потому покупатель получает в нагрузку долговые обязательства перед Румынией (оценивает свое участие в 28% или $350 млн.) и Словакией (оценивает свое участие в 15,6% или $200 млн.), которые должны покрываться будущим металлургическим сырьем. Еще победитель получает почти брошенный город в Кировоградской области, предназначавшийся для строителей комбината. Он сегодня хоть и носит гордое имя «Долинка», но выглядел гораздо лучше во времена «поселка городского типа Долинское».
Не смущает все это единственного покупателя – индийскую компанию «Mittal Steel» в лице ее полномочного представительства на Украине - ОАО «Арселор Миттал Кривой Рог». Долги, разруха и нищета индусов никогда не пугали, а часть технологической цепочки строящегося комбината они давно считают своей. В течение нескольких лет «Арселор Миттал Кривой Рог» пытается получить право собственности на находящиеся на его территории и складированные под КГОКОРом отвалы с окисленными кварцитами (более 100 млн. тонн руды). А также выдвигает требование оставлять в его распоряжении окисленные руды, которые по технологии он немедленно должен был отдавать на КГОКОР при отработке своих рудных залежей. Это в советские времена отвалы считались отходами, поступавшими «в общенародную собственность». Сейчас за право их использования на Запорожстали и Днепроспецстали давно стреляют. Еще небольшой рост цен на сырье и мы обнаружим, что в недалеком прошлом «разбрасывались ценнейшими материалами», которые бросимся перерабатывать по второму кругу.
Есть у «Mittal Steel» и еще один козырь – это единственная компаний, которая способна в полюбовном порядке урегулировать долговые отношения с Румынией, где заинтересована обеспечивать сырьем свои металлургические заводы. Экспансия же наших «металлургических олигархов» в бывшие социалистические страны за прошедшие годы так и не увенчалась внушительным успехом.
Таким образом, современная украинская власть сохраняет шанс приуменьшить подвиг Юлии Тимошенко с продажей Криворожстали за $5 млрд. и продать нечто более ненужное за не менее достойные деньги. Можно предположить, что предшествующее разбирательство с «Mittal Steel» по вопросу: «А все ли инвестиционные обязательства выполнены по Криворожстали?», - было ни чем иным, нежели пояснением, «кто в доме хозяин», и что «этот хозяин готов решать соответствующие вопросы».
Сергей Бочкарев
1 коментарі