В 2008 году«Тимошенко и ее кандидат Турчинов хотели получить свою сильную фракцию в столице и вытеснить всех остальных «демократов» с места «главного» - и полностью достигли своей цели. Только при этом все вместе не достигли власти», - таковы были конечные итоги предыдущего избирательного опыта на внеочередных киевских выборах два года назад. Партия регионов взирала тогда на это дикое скопище «умных», «красивых», «сильных», «опытных» недомэров в меру философски. Основная партийная среда предпочла оппозиционный аскетизм: «Внеочередные выборы киевской власти противоречат закону». В качестве своего претендента в стиле «главное не победа – а участие» партия выставила «умного мэра» Василия Горбаля, который практически из своих ресурсов финансировал предвыборную кампанию в свою честь. При этом первая пятерка его поддержки в Киевсовет (включая Инну Богословскую и Дмитрия Табачника) сосредоточилась на публичной критике Тимошенко, не вдаваясь в киевские реалии. Но, о чудо, благодаря своей сдержанной позиции на этой «ярмарке тщеславия» Партия регионов опережает своих заклятых соперников - основоположников киевского майдана - «Нашу Украину», которая вообще никуда не проходит.
Течет время, во власти все меняются местами, и вот уже Партия регионов верховодит кампанией местных выборов. Руководит грамотно, последовательно, из единого центра. Во всех округах «совершенно случайно» получает в бюллетенях первую строку. Заранее регулирует соперничество между своими кандидатами. Отстраненным немедленно находит «теплое место», чтобы не осталось обиженных. Однако из всех этих идеальных политтехнологий в самых важных местах выпирают все те же личные амбиции. Слишком много людей долго ожидали своей очереди вернуться к управлению «родным» регионом. Подобные «заслуженные» личности расталкивают «внутрипартийным авторитетом» более достойных. А дальше, как и в предыдущем случае с Юлией Тимошенко, - «не достигают власти».
Главной жертвой в запорожском кадровом раскладе стал Евгений Карташов. Он занимал пост Запорожского городского головы с 2003 года и считался членом команды «регионалов». Но 22 сентября (накануне непосредственного начала избирательной кампании) под давлением соратников «из центра» вынужден досрочно уйти в отставку. В качестве «компенсации» на старости лет ему предлагают статус посла в одной из небедных стран. Поэтому текст заявления об отставке получается достаточно туманным и без оглашения подробностей. Начинается: «В силу сложившихся обстоятельств сегодня я вынужден сложить свои полномочия…» и заканчивается: «Откровенно говоря, на душе нелегко». При том с момента заочного оглашения заявления о своей отставке Карташов резко становится «непубличным человеком», а партия с целью «закрепить успех внутрипартийных договоренностей» во след Карташову отправляет еще одного «несогласного» - секретаря горсовета Юрия Каптюха, который должен был стать временно исполняющим обязанности мэра на ближайшие три недели до выборов. Ничто не должно препятствовать исполнению партийной воли. Центр объявляет своим единственным полноправным кандидатом Владимира Кальцева. - бизнесмена, председателя совета директоров компании «Александр», четырехкратного участника выборов на пост мэра Запорожья, который все время проигрывал их, сначала Александру Поляку, а затем и Евгению Карташову. Зато за это время Кальцев преуспел на более туманном поприще - стал заслуженным руководителем Запорожской городской организации Партии регионов. Его кандидатуру настойчиво поддерживает централизованно назначенный губернатор Запорожской области Борис Петров: «У нас один кандидат — руководитель городской партийной организации Владимир Кальцев. Это я вам от имени партии говорю. Партия регионов ни в коем случае не поддержит Карташова».
Одним словом – заслуженный человек, давно ожидающий своей очереди стать «хозяином города». Как и его подведомственное предприятие «Александр», начинавшееся с кооперативов лоточной торговли. Еще в середине 90-х, проезжая по самому длинному в Европе запорожскому проспекту Ленина можно было даже не спрашивать, разглядывая по сторонам: «А чьи это торговые ряды слева?», - «Это фирмы Александр», «А справа?», - «Это тоже фирмы Александр». За период продвижения своих бизнес-интересов эта организация успела насобирать в городе такой антирейтинг, что лучше на выборные должности не высовываться. Но куда денешь хватку настоящего делового человека? Партия сказала «Надо!», но народ ответил «Нет!» Интересно, что подобный результат заранее предполагал местный старожил директор «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев, который пытался поддерживать кандидатуру Евгения Карташова, но так и не смог пересилить «амбиции» и «статус».
Аналогично, выставить на харьковских выборах прямой прототип Турчинова в образца 2008 года, только с более темной историей – Геннадия Кернеса – нужно было очень постараться. Турчинов на тех киевских выборах имел образ человека «неприятного и непонятного», но без явного отторжения. Геннадий Кернес к началу нынешней избирательной кампании набрал антирейтинг не меньше, чем у Леонида Черновецкого, только без опыта раздачи гречки. Соперничать с ним по «неприятию» мог только бывший руководитель харьковской областной организации БЮТ Александр Фельдман, которого прозревшая в оппозиции «Батькивщина» каким-то чудом смогла отодвинуть в сторону. В результате, харьковский избиратель не столько голосовал «за», сколько голосовал «против». В неожиданном выигрыше оказался представитель БЮТ Арсен Аваков. Не было бы его – могла бы победить вообще коммунистка Алла Александровская. Потому что нельзя амбициями ломать избирателей через колено.
Нечто подобное вызревало и в Одессе. Алексей Костусев решил удовлетворить на старости лет свои амбиции в борьбе со старым заклятым соперником Эдуардом Гурвицем (впервые Костусев проиграл Гурвицу «битву за Одессу» еще в 1994 году). Обида оказалась столь памятной и радикальной, что Алексей Костусев решил пожертвовать для сатисфакции даже своей «пожизненной» теплой должностью руководителя Антимонопольного комитета, кута в этом году был избран на очередные семь лет. Партия регионов и здесь решила уважать «статус и заслуги». Под единого претендента внутрипартийным административным порядком была выстроена группа поддержки: Костусев - Гончаренко (амбициозный сын Костусева от первого брака) - Марков (лидер популярной местной партии «Родина»). В результате «политических торгов» к ней присоединили «Сильную Украину» Сергея Тигипко, которая приняла решение не выдвигать своего кандидата, а поддержать Алексея Костусева в обмен на предоставление председателю одесской областной организации «Сильной Украины» Светлане Фабрикант должности секретаря в городском совете (а самой партии – еще двух заместителей мэра). «Народная партия» Владимира Литвина сама поостереглась выдвигать своего рейтингового кандидата Сергея Гриневецкого, основываясь на жизненной философии «как бы чего не случилось». В общем, Партия регионов своими действиями полностью «уважила» статус и политические заслуги Алексея Костусева. Однако победа Партии регионов на самом деле досталась исключительно благодаря тому, что ее кандидат имел славянскую внешность и давно не был в Одессе, не успев собрать «антирейтинг» своими заслугами.
Основной политический итог выборов таков: Партия регионов получила внушительный успех в регионах, где на него не рассчитывала, а потому действовала достаточно скромно и «с умом», и оглушительное поражение – где последовала «игре амбиций». Аналогичная участь постигла и остальные политические силы: относительный успех скромных политических групп Арсения Яценюка («Фронт перемен») и Олега Тягнибока («Свобода») и существенный провал статусных «Сильной Украины» (Сергея Тигипко) и «Народной партии» (Владимира Литвина). Многообещающий итог, поскольку ничто так не способствует осознанию собственного положения, как неожиданная размашистая пощечина.
Сергей Бочкарев
0 коментарів