А.С.Д. в Google News - натисніть Підписатися

Сокровенные тайны нефти и газа

'Сокровенные
Ни рентные платежи, ни акциз у нас практически не работают

Наиболее существенная особенность отечественного энергетического рынка состоит в том, что на нем все предпочитают работать или тихо-тихо, чтобы никто не замечал, либо во всю мощь кричать о коррупции, продажности и злоупотреблениях, не доводя расследования до логического конца. Практически никто не склонен объективно рассказывать о тенденциях, которые в реальности руководят рынком.

Самая важная сокровенная тайна нефти и газа, как впрочем и других полезных ископаемых, состоит в том, что этот ресурс практически бесплатен до тех пор, пока о нем не узнали остальные. То, что находится в земле, не стоит практически ничего, а то, что добыто и пригодно к употреблению, - начинает стоить очень дорого. В промежутке между тем и этим делаются основные капиталы. Весь источник сказочного обогащения заключается в том, что в этом же промежутке рождается государственный интерес – рентные платежи (плата за использование национального достояния в форме полезных ископаемых), которые к сожалению платятся лишь с официально задекларированного. Отсюда тюремный срок Ходорковского, который из нефтяной скважины по документам добывал отнюдь не нефть, а «скважинную жидкость», которая при последующем прохождении через цепочку фиктивных предприятий становилась настоящей нефтью, но по нужной стоимости и в необходимых объемах. Подобную схему на судебном процессе в свою честь он доходчиво пояснил: «По состоянию на середину 90-х все так работали».

Аналогично работало в это же время отечественное предприятие ЕЭСУ Павла Лазаренко – Юлии Тимошенко. По фиктивной правопреемственности от «Предприятия с иностранными инвестициями «КУБ» оно унаследовало таможенные и налоговые льготы. Во время разбирательства в свою честь Юлия Тимошенко аналогично пояснила, что «все 13 крупных операторов украинского нефтегазового рынка на тот момент работали с использованием этих льгот, оставаться без них на рынке было просто невозможно».

С течением времени вместо фиктивных предприятий в цепочку переработки стало модно включать собственные нефтеперерабатывающие заводы, отследить технологический процесс на которых попросту не представляется возможным. Отечественная группа «Приват», испытывающая любовь к нефти отечественной добычи, сначала использовала для этих целей Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ на Западной Украине, но потом добралась до Кременчугского НПЗ и залила всю Украину «компонентами бензина» (КБ-1 и КБ-2), которые через цепочку подставных предприятий доходили до автозаправочных станций как настоящий А-76 и А-95, но без уплаты акциза.

Именно из-за тайных объемов «добытого непосильным трудом» поругались между собой выдающиеся политики современности Нестор Шуфрич и Николай Рудьковский, не поделив контроль над нефтегазовыми месторождениями сумского и харьковского регионов.

Рассекретить подобный путь присвоения части национального дохода еще перед внеочередными парламентскими выборами 2007 года пытался самый вежливый депутат от Партии регионов - Михаил Папиев. Смысл его программной статьи «Справедливость есть. Ею надо пользоваться» вкратце сводился к следующему: «Нужен налог, который в Украине невозможно профессионально «прятать». Он должен быть справедливым. Таким налогом могут быть рентные платежи за использование национального достояния – рента. В большинстве стран мира они достаточно высоки, поэтому отчасти определяют высокие цены на энергоносители. Но они же обеспечивают хороший материальный достаток странам их происхождения».

Хорошая идея, вот только дал бы кто-то ей воспользоваться. Большинству постсоветских стран так и не удалось создать эффективную систему контроля за использованием природных ресурсов с целью сбора рентных платежей. Россия фактически заменила внутреннюю систему контроля на контроль на внешних границах. Ввела индикативную пошлину на нефть, перемещение которой через границу цистернами государственных железных дорог и государственными трубопроводами вполне можно контролировать, а с внешнеторговым оборотом газа поступила еще проще - централизовала все в государственной компании «Газпром», в результате чего получила возможность вообще обойтись без экспортной пошлины, устанавливая сразу конечную цену расчетов. За право пользоваться российскими полезными ископаемыми фактически в полной мере платят лишь зарубежные страны. Одновременно, внутренняя российская рента за добычу полезных ископаемых достаточно мала, а контроль за ее взиманием серьезно ослаблен. Время от времени все это оправдывается «социальными намерениями» сохранить достаточно низкие цены на энергоносители внутри России для их «потенциального хозяина – народа».

Поэтому когда президент Беларуси Александр Лукашенко бьется за отмену экспортных российских пошлин внутри «Единого таможенного пространства Беларуси, России и Казахстана», он борется отнюдь не за справедливость исполнения международных договоров, а лишь пытается приобщиться к низкой «внутренней» ренте с добытых в Сибири энергетических ресурсов. Потому что «собирает деньги» российское правительство преимущественно на границе, а «батька» вроде как эту границу ликвидировал. Понимая реальную суть происходящего, стороны никак не могут прийти к общему решению. Россия – страна бескрайняя, а потому навести порядок на своих просторах и взимать ренту прямо у источника добычи она не в состоянии. Больше склоняется к промежуточному решению – принять Беларусь в семью братских нефтегазовых народов, но запретить ей неправедно наживаться за счет перепродажи (поставок в дальнее зарубежье).

Украина из подобной братской семьи народов давно вылетела, однако навести порядок на своей территории тоже не в состоянии. Рентные платежи с отечественных энергоресурсов никогда достоверно не собирались, для пополнения бюджета преимущественно использовался акцизный сбор с производителей и импортеров моторного топлива. Как совсем недавно показала компания «Приват» (со своими «компонентами бензина» КБ-1 и КБ-2), уклоняться от таких поборов внутри страны тоже достаточно просто. К тому же законодательство об акцизном сборе предусматривает его нулевую ставку при поставках на экспорт. Поэтому в нашей стране так любят понятия «экспорт», «реэкспорт», «псевдоэкспорт». Юрист-политик-народный депутат (а временами – министр юстиции) Роман Зварич в свое время приложил массу творческих сил, чтобы доказать, что государство (в лице премьер-министра Юлии Тимошенко) не вправе запрещать ему экспортировать то, что он ранее получил по фиксированной «социальной» цене.
Из-за своей безалаберности Украина представляет собой Клондайк для посреднической деятельности по нефти и газу. При массовом отсутствии приборов учета в коммунальном хозяйстве существует возможность списывать значительную часть ресурсов на социальные нужды, получать за это соответствующую умеренную плату, а затем «негласно сэкономленное» еще и отправлять за рубеж. Не платя при этом не только дополнительных пошлин, но и зарабатывая имидж «валютной опоры державы».

Интересно, что правительство Виктора Януковича образца 2006 года вполне поддержало «социальную» инициативу предыдущего премьер-министра Юлии Тимошенко «отдавать весь газ отечественной добычи по фиксированной цене родному населению». Хотя «Черноморнефтегаз» (бывший зять президента Леонида Кучмы – Игорь Франчук) и «Укрнафта» (стабильный менеджмент «Привата») никогда не выполняли этого предписания и вели дела по свободным рыночным ценам. И лишь сейчас в ходе построения «жесткой властной вертикали» принято решение: нет, не призвать к ответу виновных, а хотя бы прекратить показную игру в «социальные энергоносители» и вернуться к практике единых рыночных цен. Чтобы облагать налогами хотя бы потрясающую разницу от заработанного.

Еще более интересно, что старых грехов в этой области принято решение не вспоминать. Как подвел черту вице-премьер Андрей Клюев: «Они уже исправляются».

Все исправляются, но со своим пониманием справедливости

Наиболее важным событием последнего времени считается предполагаемый запуск нефтепровода «Одесса-Броды» в исконном проектном направлении – в сторону Европы. Решение довольно неожиданное и на первый взгляд поясняется неожиданным прозрением президента Белоруссии Лукашенко в отношении «дружбы» с Россией. На самом деле поставки венесуэльской нефти на белорусские НПЗ представляют собой достаточно слабую альтернативу. При определенном преимуществе в качестве венесуэльская нефть почти в полтора раза дороже российской. Существенную роль в ее дороговизну вносит огромное транспортное плечо поставки. Определенный оптимизм Белоруссии придает лишь поддержка соседей, также пострадавших от политики России.

Ко всем постсоветским нефтеперерабатывающим заводам в свое время тянулись ветки от базового нефтепровода «Дружба». По мере ослабления «братской любви» Россия такие ветки отсекала. После того, как Литва предпочла продать свой Мажейкяйский НПЗ полякам вместо активных претендентов из России, ветка нефтепровода к нему немедленно оказалась «в аварийном состоянии» и перестала функционировать. С тех пор Литва вынуждена принимать нефть через порт в Клайпеде и с удовольствием присоединилась бы к совместным поставкам с батькой Лукашенко. С другой стороны от Белоруссии – Украина, которая давно мечтает запустить нефтепровод «Одесса-Броды» в аверсном направлении, а заодно обеспечить альтернативным сырьем Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ на Западной Украине. Вот только «братская» нефть Уго Чавеса используется в данном случае только для запуска проекта. Базовая загрузка предполагается азербайджанской нефтью (для этого в Киев приезжал потомственный президент Азербайджана Алиев) и арабской нефтью (для этого Украина на днях присоединилась к ОПЕК на правах «координации действий»). В дальнейшем предполагается, что Европа когда-нибудь дотянет украинский нефтепровод до Плоцка, после чего он перестанет быть тупиковым. Пока же можно использовать в реверсном режиме ветку нефтепровода «Дружба», подходящую к постсоветскому Дрогобычскому НПЗ с другой стороны. Для прокачки нефти в сторону Белоруссии.

Все выше указанное – вполне возможно. За малым ограничением – для реализации проекта необходимо «проехать танком» по российским интересам и бизнесу отечественной финансово-промышленной группы «Приват». Потому что сколько бы нас ни убеждали, что нефтепровод может качать некоторое время в одном направлении, а потом – в обратном, в долговременной перспективе это экономически неэффективно. С разных направлений в трубопровод заходит нефть разных сортов, которые либо начнут смешиваться между собой, либо невырабатываемый остаток нефтепровода необходимо заранее выводить в буферные емкости. Сочетать таким образом интересы всех сторон в долговременной перспективе не удастся. Если же дополнительно задействовать белорусский участок нефтепровода «Дружба» в реверсном режиме, россиянам необходимо предоставить альтернативный путь с выходом к Черному морю. Это может быть только система приднепровских магистральных нефтепроводов, выходящих к тому же одесскому терминалу, куда ранее нефть приходила маршрутом реверса «Одесса-Броды».

Проблема в том, что на систему приднепровских магистральных нефтепроводов подключены Одесский НПЗ и Кременчугский НПЗ. Первый из них, находящийся под контролем россиян, будет несказанно этому рад (и даже согласился потерпеть четвертый квартал без нефти, остановившись на «плановый ремонт»). Второй находится под контролем менеджмента группы «Приват» и привык к «самодеятельности», которую придется прекращать силовым порядком. Познав в период Ющенко-Тимошенко прелесть мощностей Кременчугского НПЗ (бывшая – «Укртатнафта») и радость переработки дешевой нефти отечественной добычи за счет контроля над полугосударственной компанией «Укрнафта», группа «Приват» совсем не готова добровольно вернуться на НПЗ Западной Украины, которые считает теперь обузой. Даже с учетом возможных поставок на них более чистой нефти «западного стандарта».

В ближайшее время мы станем свидетелями того, как финансово-промышленной группе «Приват» будут доходчиво объяснять, кто по нынешним временам в доме хозяин. Ее ожидает вытеснение с Кременчугского НПЗ и предприятия «Укрнафта» (без которого невозможен уже заявленный проект государственной вертикально-интегрированной нефтяной компании - ВИНК). В награду за «коммерческую сознательность» ей, возможно, дадут возможность «полюбовно» решить вопрос со своими землями в Буковеле. А также закроют глаза на сегодняшний ценовой демпинг на подконтрольных заправках «ANP» и безналоговый ввоз импортного топлива через «совместные предприятия с иностранными инвестициями» депутата Зубика.

А как же иначе? «Будуємо нову Державу!»

Сергей Бочкарев

0 коментарів

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Подписаться на комментарии