Нынешнюю президентскую кампанию белорусского лидера Александра Лукашенко предстоит признать наиболее успешно проведенным личным политическим мероприятием за государственные средства. За счет удачно продуманной стратегии действующему белорусскому президенту удалось не измарать свою репутацию сотрудничеством с предпринимательскими структурами, не дать обвинить себя в коррупции за счет поборов в предвыборный фонд, и в то же время добиться всех желаемых результатов с использованием средств из государственного бюджета, которые только и есть в его непосредственном президентском распоряжении.
Президентская предвыборная стратегия называлась «Отстоим нашу Беларусь». Причем список новых друзей и врагов формировался сообразно складывающимся обстоятельствам. Достаточно вспомнить визит Лукашенко на Украину в последние месяцы правления уже ни кем не уважаемого президента Виктора Ющенко. Лукашенко тогда не стал злоупотреблять президентскими почестями и церемониалом, а предпочел поездку по приграничным областям и общение с украинским президентом в режиме «без галстуков». Особый личный характер поездки придавало присутствие малолетнего сына батьки. В этих условиях удалось достичь политические цели поездки: два практически «невыездных» президента «порешали вопросы межгосударственных отношений на международном уровне». При этом вроде и состоялся государственный визит, но статусные интересы Москвы, испытывающей редкое отвращение к вождю «помаранчевой» революции, остались практически не повергнуты – вроде как «личная встреча на природе». Сплошные политические приобретения, и ни одного голоса против.
Затем под руку «внезапно» подвернулись нерешенные вопросы поставки энергоносителей из «дремучей и холодной» России. Батька спешно во имя своего народа начинает искать альтернативных поставщиков. Находит «братьев по непоколебимому духу свободы» аж в Венесуэлле. Заводит личную дружбу с президентом Уго Чавесом. В мае – сентябре 2010 года Беларусь импортирует из Венесуэлы 1 миллион тонн нефти, причем цена поставки в среднем составляет 645 долларов за тонну (официальные данные Национального комитета статистики Белоруссии). В это же время Российская Федерация предлагает нефть по средней цене в 402 за 1 тонну (с учетом всех возможных накладных платежей), но свободолюбивый и независимый батька не берет, а Россия по странному совпадению обстоятельств вроде как и не настаивает. Разница ложится на государственный бюджет и кошелек рядовых граждан- потребителей, зато в политический актив Лукашенко собираются одни восторженные взгляды за стойкость в политическом противостоянии.
То, что «нефть из Венесуэлы» - предвыборная политическая афера века было ясно с самого начала. При таком транспортном плече и «мировой рыночной стоимости» никакую конкурентоспособность нефтехимии и НПЗ Белоруссии она обеспечить не в состоянии. Даже ее «более высокое качество» по сравнению с сернистой российской нефтью не способно исправить ситуацию. Как сейчас выясняется, с момента начала транспортировки венесуэльского сырья белорусские НПЗ на самом деле работали «на смеси российской и венесуэльской нефти», что продиктовано невозможностью их раздельной транспортировки, а также быстрой переналадки технологического процесса под тот или иной вид сырья. Более того, даже после начала систематических поставок «нероссийской» нефти (подобное «собирательное» название используется не зря, как будет видно в дальнейшем) с использованием нефтепровода Одесса-Броды в аверсном режиме, белорусским НПЗ еще минимум полгода предстоит «глотать» российскую нефть, которая находится в трубопроводе в качестве технологического невырабатываемого остатка. Таким образом, насчет переработки «братской социалистической нефти из Венесуэлы» слухи пока явно преувеличены.
В этот момент белорусский лидер с целью радикального удешевления поставок проводит не менее успешные переговоры с источником «не менее братской капиталистической нефти» - азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым: «Думаю, если мы с вами договоримся, я имею в виду поставки азербайджанской нефти в Белоруссию по своп-схеме, вы выиграете десятки долларов на тонне, и мы также выиграем. Я думаю, это будет естественно». При этом, как обычно, батька Лукашенко ведет переговоры с Баку «не против кого-то», а «токмо во имя Отечества своего». Речь идет о прокачке уже азербайджанской нефти на белорусские заводы по тому же нефтепроводу Одесса – Броды с использованием белорусского участка нефтепровода «Дружба» в реверсном режиме. Причем у Азербайджана неожиданно возникают свободные излишки нефти, ранее полностью законтрактованные российской стороной.
Маленький секрет происходящего содержится в терминологическом определении «своп-схема». Фактически это схема взаимозачетов, при которой стороны предоставляют друг другу эквивалентный объем товара в различных точках земного шара. Имеется в виду замещение венесуэльской нефти, которую Белоруссия добывает и покупает в Венесуэле. Эту нефть предполагается по-прежнему продавать в странах американского континента, а в Белоруссию в эквивалентных объемах поставлять нефть из Азербайджана. Или в изложении батьки Лукашенко: «Если мы не договоримся, то мы все равно будем покупать нефть на таких же условиях в бассейнах Средиземного моря, Черного моря, еще где-то, и по своп-схеме будем поставлять ее в Белоруссию. А свою нефть, которую мы добываем в Венесуэле, покупаем в Венесуэле, – мы найдем компанию, которая будет поставлять на рынки Америки, Северной Америки». Причем речь ведется о закупках «на тех же условиях, что в бассейнах Средиземного моря, Черного моря, еще где-то…» То есть экономить предполагается исключительно на транспортных затратах.
Складывается закономерный вопрос: неужели батька Лукашенко стал таким великим нефтяным магнатом, что способен собирать в цепочку своп-схемы в различных уголках земного шара? Не подыгрывает ли ему кто-то в этом вопросе? По некоторой аналогии с поставками оружия в «горячие точки»: дескать, это наше оружие, но поставляем его не мы, а наш непутевый младший братишка.
В то время, как батька настойчиво экспериментирует на своих заводах с мировой нефтью, вблизи берегов Нигерии пираты случайно захватывают российский танкер с российским экипажем, которые везет в Нигерию груз бензина из латвийского порта Вентспилс. То сеть настойчиво, вокруг всей Европы переправляет в Африку российский бензин вопреки всем оптимизаторским своп-схемам. Только бы не «навредить» независимой политике Белоруссии и Украины с ее черноморскими портами.
Складывается впечатление большой политической игры, сценарий которой пишет далеко не белорусский батька, и совсем уж новая власть суверенной Украины. Причем эта игра охватывает далеко не только сектор нефти и газа. Беларусь вдруг «упирается» строить с Россией совместную атомную электростанцию в Витебской области и собирается ее строить с Китаем. А в это же время Россия договаривается с Китаем о строительстве 3 и 4 энергоблоков Тяньваньской АЭС, что дает возможность «монетизировать российскую продукцию и технологии». То есть всем вместе нужны только деньги, а вся политическая возня вокруг этого – прикрытие общих интересов. Украина пять лет уговаривает Россию построить завод по фабрикации российского ядерного топлива, а Китаю эти технологии передаются бесплатно, в обмен на покупку оборудования «Ижорских заводов» для двух строящихся атомных энергоблоков.
Существует обоснованное предположение, что вся политическая возня вокруг своенравного батьки, отбившегося из когорты славных руководителей постсоветских государств, прекратится 9–10 декабря в ходе встречи глав государств СНГ. Как уже намекнул премьер-министр Казахстана Карим Масимов, «государства Таможенного союза уже договорились по всем вопросам, все соглашения будут подписаны, Единое экономическое пространство начнет существовать». «По нефти и нефтепродуктам мы создаем единый рынок, с унифицированными ценами. Мы договорились о равном доступе к трубопроводным системам. Ни одно из переходных положений в рамках Единого экономического пространства не уходит дальше 2015 года. Соглашения вступают в силу в разные годы, но в итоге мы получаем равный доступ ко всем видам естественных монополий». Независимый миротворец Александр Лукашенко получит последнюю политическую победу перед выборами 19 декабря 2010 года. Потрясающий разгром политической оппозиции по всем фронтам (фамилий его оппонентов уже даже никто не вспоминает). Небывалый подъем и славянское единство. Венесуэльская нефть снова возвращается в «свопы» на американский континент. Европейская Литва через Белоруссию получает украинскую электроэнергию, произведенную из российского газа, которую она так принципиально не хотела получать напрямую из России. Китайцы начинают строить на территории Белоруссии «независимую» АЭС по российском технологиям и под российское ядерное топливо. Европейская хартия энергетической независимости торжествует.
Вопрос остается только в одном: вся эта цепочка внешне независимых событий сложилась случайно, или это результат новой продуманной политики российского руководства? Последний вариант выглядит просто ужасающе, поскольку Украина со своей идеологией наивного патриотизма выглядит наивным простачком в этой глобальной игре. Если раньше Россия добивалась благосклонности к своим ставленникам увещеваниями о любви к России, то теперь она склонна соглашаться: вы независимы, вы абсолютно суверенны, вы можете покупать все и везде, где вам будет угодно, вот только обойдется это вам несколько дороже, чем у нас. Мы даже можем предложить то же самое (по схеме «своп»), но через третьих лиц, которые вам милее. Начинает тревожить мысль, а действительно ли наши интересы преследуют экономические проекты, которые объявлены как национальные?
Сергей Бочкарев
1 коментарі