На прошлой неделе Начальники Генеральных штабов стран СНГ провели в
Москве очередное рабочее заседание, результатом которого стал "проектный пакет соглашений, направленных на развитие военного сотрудничества в рамках содружества". Все в полном соответствии с бюрократическими традициями СНГ для поддержания существования единой постсоветской инфраструктуры: обновление системы государственного радиолокационного опознавания "Пароль", сохранение единого гидрометеорологического обеспечения, привязка советской топогеодезической информации к новым реалиям, обмен архивной информацией. Если бы не одно скромное уточнение в конце информационного сообщения: «ряд соглашений предусматривают качественное усиление взаимодействия», а именно: «вопросы совместного инженерного обеспечения деятельности, создание совместной системы связи и автоматизации вооруженных сил, вопросы дальнейшей интеграции систем вооружения». Понятно, что подобная «совместная стратегия» не ограничится совместной эксплуатацией российской системы глобальной навигации ГЛОНАСС, а попытается подмять под себя весь перспективный рынок российского вооружения.
Примечательно, что в заседании участвовали делегации Генеральных штабов вооруженных сил Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, УКРАИНЫ, а по его окончании «все члены комитета начальников Генеральных штабов стран СНГ заявили о необходимости интеграции при строительстве своих национальных вооруженных сил». Начальник Генерального штаба РФ генерал армии Николай Макаров прокомментировал это следующим образом: «Все участники отметили необходимость строительства своих национальных армий на интеграционных принципах в рамках содружества, не повторяя ошибок друг друга. В настоящее время создавать новые виды оружия и техники одному государству невозможно. Во всех вопросах необходима интеграция. Препятствуют ей те же процессы, что и в экономике: слишком долгое время страны строили свои вооруженные силы самостоятельно».
С учетом новой стратегии имеются все основания подвести промежуточный итог «самостоятельному строительству Вооруженных Сил Украины» перед вступлением в этап «братского сотрудничества». Причем стоит оставить в стороне непосредственно армейский потенциал, который за 20 лет нещадной эксплуатации был совершенно утрачен во всех без исключения странах СНГ. Более логично остановиться на том, что Украина способна была сделать своими руками и в собственных интересах, но так и не сделала.
Начнем с романтического этапа организационной эйфории под девизом "Мы все сделаем сами!" сразу по обретению независимости. Во всех локальных конструкторских бюро появились "маленькие кулибины" с незаслуженно забытыми идеями. По каждому направлению замещения "клятих москалів" разрабатываются государственные программы. Минмашпром разрабатывает проект противотанкового микрогранатомета (принцип пробивания брони за счет сверхвысокой скорости кумулятивной струи). Оказалось, что помимо сверхвысокой стоимости выстрела миниатюрная боеголовка не способна нанести реальный ущерб танку. На базе планерного звена одного из аэроклубов предполагается создать конструкторское бюро для разработки новых видов авиационной техники (до реактивных учебно-боевых самолетов включительно). В условиях дефицита керосина перспективным видом авиационного топлива рассматривается низкосортный бензин. Проект погибает во времена экономического кризиса вместе с аэроклубом. Кораблестроительное КБ "Шхуна" разрабатывает проект небольшого пограничного дредноута "Белуха", который оказывается водоизмещением 400-тонн и с артиллерийским вооружением, соответствующим небольшому фрегату. Сейчас на месте КБ "Шхуна" находится банк одного из "пламенных экономических реформаторов, не заботящихся о своем рейтинге". Все новосозданные образцы сухопутных вооружений ставятся на "сверхмобильные и сверхэкономичные" шасси "ЛуАЗа" и "Таврии".
Одна из облегченных модификаций "ЛуАЗа" в советские времена действительно использовалась в качестве маленького санитарного автомобиля-амфибии для эвакуации раненых с поля боя, но уровень машины четко соответствовал потенциалу санинструктора, который должен был в нем сидеть, не более.
Единственным более-менее успешным военно-техническим проектом первого пятилетия независимости становится отечественное стрелковое оружие: пистолеты "Форт", "Хортица", револьверы "Варяг", в перспективе - складывающиеся пистолеты-пулеметы "Гоблин" и "Эльф", отечественный снайперский комплекс. Однако даже это успешное направление вынуждено со временем уйти под крышу МВД по причине полного отсутствия оборонных заказов. Винницкое НПО "Форт" получает статус Научно-производственного объединения МВД Украины.
Ко второй половине 90-х страна из фантазий возвращается к реалиям серьезной промышленности. Считается, что Украине досталось в наследство около 30% оборонно-промышленного потенциала СССР, однако явной особенностью доставшегося наследства стало малое количество замкнутых циклов производства сложных видов вооружений и большой удельный вес производства комплектующих. Полные циклы производства в основном включают: самолеты военно-транспортной авиации и специального назначения; ракетную технику и высокоточные ракетные комплексы наземного базирования; средства обнаружения и разведки; танки и легкую бронетехнику. И конечно же, масса ремонтных заводов, которые теперь согласно идеологии свободного рынка «всегда способны самостоятельно оказывать услуги по ремонту достаточно широкого набора образцов подержанной советской военной техники». Именно в таком «капитальном ремонте с последующей продажей» отечественный ВПК преуспел по всем направлениям. 1992 по 2004 годы армия Украины сократилась на 4710 танков, 4730 боевых бронированных машин, 5120 орудий и минометов, 1230 боевых самолетов. Взамен за полтора десятилетия независимости Вооруженные силы страны закупили 20 автомобилей и 17 единиц ракетно-артиллерийского вооружения.
Последние продажи отечественной бронетанковой техники за рубеж вполне можно охарактеризовать официальной стратегией: «Учитывая значительное количество танков и БТР, которые планируется вывести из состава ВС в ближайшие годы, их нужно оперативно и на безоплатной основе передавать в регионы, где стоит сохранить и укрепить позиции национальных спецэкспортеров». В обмен, «закрепившись на рынке как экспортер бронетехники, Украина начала предлагать комплексный подход в обеспечении партнеров по военно-техническому сотрудничеству сопутствующими материалами и боеприпасами (включая обучение и поставку военных тренажеров)».
В это же время судьба реальной производственной базы (Харьковский завод им.Малышева и Киевский завод "Большевик" с его специализированным КБ по орудийным стволам) оказалась более скромной: «К сожалению, после завершения в 1999 году контракта на поставку 320 танков Т-80УД в Пакистан, украинские танкостроители не поставляли на экспорт новых изделий». Сейчас эти предприятия поставляют моторно-трансмиссионные отделения для пакистанских танков Al Khalid, бронебашни для модернизации БТР в Иордании, а также оказывает «консультационные услуги в разработке собственных образцов бронетехники» не очень миролюбивым странам. «Общая тенденция в сегменте экспорта бронетехники такова, что Украине нужно переориентироваться на продвижение на экспорт в основном легкой бронетехники, которая более востребована по сравнению с танками».
В отечественные Вооруженные Силы «Завод им. Малышева» в 2001 году по специальному «президентскому заказу» Леонида Кучмы пытался передать целых 10 новых машин Т-84, однако впоследствии 4 танка пришлось вернуть производителю, «стоимость машин оказалась выше предварительно оговоренной в контракте». С той поры хитом внутренних поставок стал "вновь родившийся" танк "Булат", представляющий собой "глубокую модернизацию" советского танка Т-64, модернизации которых нам хватит до скончания века.
В направлении оперативно тактических ракет после демонстративного отказа от ядерного оружия Украина бросилась создавать свои «неядерные силы сдерживания» (иными словами – средства «демонстративного запугивания» потенциального агрессора). Конструкторское бюро "Южное" на основе советского задела взялось построить ракетный комплекс "Борисфен" с дальностью полета баллистических ракет до 800 км, что (как оказалось впоследствии) в полтора раза превышает ограничения, действующие для Украины по договору о ликвидации ракет средней и малой дальности. Тогда аппетиты умерили. Для нужд обороны на том же предприятии запланировали создать многофункциональный ракетный комплекс «Сапсан», который «объединит в себе свойства тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов, а также ракетных систем залпового огня, а заодно будет иметь в составе комплекса систему разведки и управления для передачи в режиме реального времени информации о противнике». Многие эксперты считают, что для решения подобных задач сегодня в большей мере подходит крылатая ракета или беспилотный летательный аппарат, но КБ «Южное» крылатыми объектами никогда не занималось. Поэтому в течение всего периода экономического кризиса успешно создавало за государственные средства именно ракету. В 2009 году за $6,8 млн. родился «эскизный проект», в 2010-м планировалось начать «собственно проектирование» за сумму в $450 млн. В этот момент неожиданно восстановилась российско-украинская братская дружба, после чего Украина практически согласилась променять свой "Сапсан" на российский аналог - "Искандер", а Россия в обмен на братские чувства готова компенсировать ранее понесенные бюджетные затраты на конструкторские страдания Украины путем «привлечения украинских специалистов с КБ «Южное» и одноименного машиностроительного завода к разработке новых ракетных вооружений». Чего не сделаешь ради сохранения «единства оружейного рынка».
В области авиационной техники Украина за годы независимости вполне успешно отремонтировала и распродала более 150 учебно-боевых самолетов L-39 в различных модификациях (остатки авиационных училищ) по цене $ 200-300 тыс. в основном в Россию и Белоруссию; более 50 вертолетов Ми-24 в основном в Македонию по цене $800 тыс; более 10 вертолетов Ми-8 (при этом большинство оставшихся передала миссиям ООН или в долгосрочную аренду); более 20 самолетов МиГ-29; более 8 самолетов Су-27; два самолета Ан-124 "Руслан" в Ливию за $40 млн; один Ан-124 - в Объединенные арабские эмираты за $ 38 млн. Причем самостоятельно восполнять запас мы пока умеем только по военно-транспортным самолетам.
Россия еще уважает потенциал Украины в производстве ракет "воздух-воздух" Р-27 (ГАХК «Арсенал», Киев), двигателей РД-36 для стратегических и тактических крылатых ракет, двигателей ВК-2500 для вертолетов (все - «Мотор-Січ», Запорожье), нашлемных систем целеуказания (ГП «Арсенал», Киев) и радиолиний для боевых вертолетов (НПО «Лорта», Сумы). Предполагается, что подобная дружеская кооперация сохранится на ближайшие три-пять лет - до исчезновения самих видов оружия.
В советское время на Украине была создана серьезная база разработки и производства радарных систем (собственно радарные системы, системы радиоразведки и радиоподавления сил противника, а также системы радиоуправляемых снарядов). Примером удачной технической разработки стала станция дальней радиотехнической разведки "Кольчуга" (научно-производственный комплекс "Искра", Запорожье), которая работает на принципе улавливания радиоэлектронного излучения объекта, а потому обеспечивает скрытность самой станции. В качестве перспективного проекта этот же завод длительное время пытался добиться государственного финансирования под РЛС сантиметрового диапазона "Пеликан". Однако в реальности за все годы независимости смог начать лишь программу медленной (по несколько штук в год) модернизации РЛС 35Д6 вооруженных сил Украины до уровня 36Д6М. Не оправдались в полной мере и надежды на экспорт: поставки РЛС, как правило, связаны с крупномасштабными комплексными программами модернизации национальных систем ПВО, а потому ограничиваются странами постсоветского лагеря. Включая памятный «иракский скандал». Зато в благодарность за последующее участие в иракской кампании в 2005 году Украине разрешили поставить в Ирак более 2 тыс. ранее знакомых иракцам большегрузных автомобилей КрАЗ, действительно пригодных для «боевой работы» при любом режиме.
Программа создания боевых кораблей класса «корвет» все время колебалась вместе с руководящей линией власти: от намерения поддержать Черноморский судостроительный завод в Николаеве государственными заказами при Леониде Кучме, до пожелания отдать заказ «опытным европейским производителям» или купить «что-нибудь подешевле» в форме немецких или американских кораблей после капитального ремонта - при Викторе Ющенко. В конце-концов проект дождался момента, когда ведущие кораблестроительные заводы вышли из-под контроля государства Украина и в ближайшей перспективе готовы перейти на российские оборонные заказы. В качестве потенциала развития остался лишь недостроенный крейсер «Украина», изменчивая судьба которого будет упомянута ниже.
Отдельного внимания заслуживает «стратегическая оборонная инициатива» нынешнего президентского Совета национальной безопасности и обороны под руководством Раисы Богатыревой по участию в системе европейской противоракетной обороны. Ведь даже после того, как бескрайней России было отказано в ее европейских амбициях под благовидным предлогом «технической несовместимости», Украина поддерживает интригу возможного участия в проекте. Разумеется, речь не идет об РЛС в Мукачево и Севастополе, которые принципиально невозможно повернуть в другом направлении, да к тому же они настолько морально устарели, что могут быть лишь взорваны по примеру Латвии 1993 года (когда почила аналогичная станция в поселке Скрунда).
Речь в данном случае идет о незабвенном «транзитном потенциале Украины». Точнее - о том, что именно над территорией Украины пролягут в Европу траектории ракет «вероятного противника». Здесь же логично разместить стартовые установки противоракет. Роль, которая раньше отводилась Польше. Еще интереснее, что Украина даже заготовила особый проект, «чтобы не обидеть братского северного соседа». На этот случай предлагается разместить соответствующие военные средства на мобильной платформе в Черном море. Причем «по странному стечению обстоятельств» для таких целей подходит… бывший ракетный крейсер «Украина», так и не пополнивший строй украинских военно-морских сил. Стартовые установки ракет «Базальт» (которые все равно производятся только в России) после незначительной доработки вполне способны послужить совсем другой цели.
Теперь либо Россия должна испугаться и быстро выкупить корабль в состав своего военно-морского флота, либо Европа - профинансировать достройку корабля до необходимой боевой единицы. А не то, чего доброго, он может уплыть и в Китай путем предыдущего недостроенного авианосца. Украина все-таки «транзитная страна» - все проплывает мимо. Остается надеяться, что и траектории средств поражения вероятного противника останутся «над нами».
Сергей Бочкарев
0 коментарів