Наконец-то начавший работу в «правильном» направлении нефтепровод Одесса-Броды столкнулся с потерей объема нефти, который планировался прокачиваться для белорусских и украинских нефтеперерабатывающих заводов. Белорусские НПЗ вместо планируемых 10 млн. тонн нефти примут всего 4 млн. тонн. Это связано с действиями России, которая пошла на подписание с Минском договора о беспошлинной поставке своего сырья, после чего нефть из Венесуэлы потеряла свои ценовые преимущества
Если бы Минск подписал контракты в тех объемах, которые планировались, то проблема заполнения украинского нефтепровода была бы решена на 70% (всего пропускная способность Одесса-Броды составляет 14 млн. тонн).
Однако, еще хуже ситуация с украинскими НПЗ, которые вообще отказываются от нефти. Причина в скандально известной фирме «Ливела». Пользуясь, судебным решением, ссылающимся на нормы закона, принятого в начале 90-х годов прошлого века, данная компания завозит в Украину продукцию тех же белорусских НПЗ без уплаты акциза, НДС и ввозной пошлины. Все это делает убыточной работу украинских предприятий, даже при поставках дешевой венесуэльской нефти.
Таким образом, украинская нефтяная труба потеряла больше половины потенциальных объемов нефти.
Тем не менее, с 13 февраля «Укртранснафта» все же начала транспортировку первой партии нефти для Мозырского НПЗ, доставленной в порт Южный двумя танкерами объемом 85 тыс. т каждый. Кроме того, руководство компании ведет переговоры с НПЗ Венгрии, Польши, Словакии и Чехии. Возросшая мировая цена на нефть делает азербайджанскую нефть рентабельной для НПЗ Восточной Европы. Однако и здесь необходимо учитывать тот фактор, что заводы этих стран уже имеют контракты с Российской Федерацией и речь может идти только о закупках дополнительных объемов нефти с их стороны, а не о вытеснении российских конкурентов. Все это не позволит загрузить нефтепровод на объем более чем в 3 млн. тонн. Об этой цифре и пытается договориться сегодня «Укртранснафта».
Кроме того, заполнению нефтепровода Одесса-Броды каспийской нефтью будет способствовать и фактор географии. Газета «Коммерсант» цитирует Павла Овчаренко председателя «Укртатнафты», компании, которая закупает нефть у Баку: «Зимой в проливе Босфор часто бывают штормы. Сейчас, например, там большие очереди судов, и доставлять нефть в Европу достаточно проблематично. В то же время поставить сырье в Южный гораздо проще – танкер идет всего сутки, и нет никаких задержек. Поэтому для добытчиков азербайджанской нефти это сегодня приоритетное направление». Особенно если учесть, что в случае простоя танкера в Босфоре неустойку придется платить именно Азербайджану, как поставщику.
0 коментарів