
– Владимир Николаевич, какие впечатления от визита в Грузию, что вообще происходит сегодня в этой стране?
– Эта небольшая, но действительно гордая страна показала пример мужества и решимости идти путем демократических реформ. К власти пришел молодой энергичный лидер, которого поддерживает такая же энергичная и профессионально квалифицированная команда, и, самое главное, само грузинское общество. Это очень важный момент, потому что если следить за событиями в Грузии по тому, как их освещало украинское телевидение, то может сложиться впечатление, что к власти пришли то ли какие-то ганы с улицы, то ли заговорщики.
– Какие настроения преобладают среди простых грузин?
– К сожалению, мой визит носил исключительно деловой характер и был несколько ограничен во времени, и нам не удалось серьезно пообщаться со всеми, с кем хотелось бы, и просто погулять по улицам. Но и того, что мы увидели, вполне достаточно, чтобы утверждать, что народ с энтузиазмом воспринимает происходящее – как будто за долгое время появился луч надежды.
К тому же так совпало, что в эти же дни тбилисское «Динамо» выиграло кубок СНГ по футболу. Не то чтобы это такой важный кубок, но все равно эмоционально это воспринимается как знак.
Грузия начинает трудное движение к демократии и возрождению экономики, однако другого пути нет – там это понимают. Главное, что теперь появилась надежда.
– Почему в украинских средствах массовой информации, контролируемых олигархами, так болезненно воспринимаются грузинские события? Ваш коллега по фракции «Наша Украина» Николай Томенко сделал вывод о том, что существует план дискредитации в украинском общественном мнении новых лидеров Грузии. Разве мало в мире происходит смен режима власти в разных странах?
– События на Кавказе стали серьезным ударом по позициям режима Кучмы, так как они поломали психологический стереотип о том, что с ним (режимом) ничего нельзя сделать. Режим Кучмы и режим Шеварнадзе очень схожи между собой. Они, как говорится, одной крови – родом из старой партноменклатуры. Казалось, что Шеварнадзе будет сидеть в своем кресле вечно. Тем более, что методы, которые он применял для удержания власти, по своей сути те же самые, что применяются и в Украине. Падение Шеварнадзе стало психологическим шоком для сторонников режима Кучмы.
Сила этого режима основана на пассивности масс – на том, чтобы удерживать народ в этом состоянии постоянно, внушать ему мысль: «Все равно ничего не удастся изменить. Все равно «они» сделают так, как им надо». Вот это и есть краеугольный камень, на котором построен режим Кучмы. События в Грузии ударили именно по этому камню. Отсюда столь неадекватная реакция на, казалось бы, далекие от нас политические процессы на Кавказе.
– Можно услышать мнения о повторении «грузинского сценария» и у нас. Вспоминают так же акцию «Украина без Кучмы» как утерянный шанс из-за нерешительности вождей оппозиции…
– Политики не могут быть безответственными. Надо понимать, что в той же Грузии сначала произошли глубокие изменения в обществе и серьезная подготовительная работа в среде оппозиции. Сначала демократы добились духовного и идейного лидерства в настроениях широких народных масс, а уж потом стали возможны перемены во власти. В Украине ничего этого не было, когда возник скандал вокруг исчезновения Георгия Гонгадзе. Существует множество различий между двумя ситуациями.
Украина очень большая и разнообразная страна, перемены здесь нужно проводить очень аккуратно. С наскока здесь ничего не получится – в этом мы уже могли убедиться. Ответственность – вот один из главных принципов настоящего народного политика.
«Наша Украина» проводит кропотливую работу по консолидации как общества в целом, так и оппозиционных сил конкретно. Протестный потенциал общества должен быть правильно использован, направлен в правильное русло.
– Этот протестный потенциал способен достигнуть критической массы?
– Страсти нагнетает сам правящий режим. Так называемая «конституционная реформа» – яркое тому подтверждение. У людей хотят забрать право самим выбирать себе президента. Режим просто вынужден сбросить последние маски. И народ не может этого не замечать. Ведь, как известно, любое действие порождает противодействие. 80% украинцев выступают против избрания президента Украины парламентом. К тому же все происходит в невероятно позорной форме – чего стоит только фарс с голосованием в парламенте.
Я не сомневаюсь, что народ не будет терпеть бесконечно. Даже самый равнодушный из нас рано или поздно будет вынужден дать самому себе ответ на вопрос: «Человек я или раб?» Олигархи и их приспешники забыли, что тот, кто посеет ветер, пожнет бурю. И эта буря сметет их, как мусор, с лица нашей Родины.
В Украине достаточно патриотов, которые не живут одним днем, а думают о будущем своем и своих детей. Этим людям чужд принцип, исповедуемый властью: «После нас хоть потоп». Именно к этим людям и обращается демократическая оппозиция с призывом не сидеть молча. Конституция – это не просто какая-то книжка, это гарантия торжества принципов гуманизма и человеческого достоинства.
– Оцените то, что происходит вокруг Конституции, с точки зрения юриста…
– Если отбросить эмоции, то я не считаю, что депутаты проголосовали за изменение Конституции. Налицо имеется грубое нарушение процедуры голосования. Когда депутаты голосовали руками, то их никто не считал, счетная комиссия находилась на третьем этаже и изучала документы относительно смены процедуры голосования. Все это было фикция, фарс и надругательство над Конституцией.
Демократическая оппозиция будет продолжать сопротивление и в стенах парламента, и за его пределами. Мы не сдадимся.
– А что вы можете сказать как политик?
– Я очень много езжу по Украине – и как председатель Христианско-Демократического Союза, и как председатель Комитета Верховной Рады по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. И я вижу: перемены происходят, народ уже не хочет терпеть этой паразитической власти. Это ощущают все политики, лидеры оппозиции. Происходит объединение различных демократических сил. Прежде всего, речь идет о «Нашей Украине», блоке Юлии Тимошенко и Социалистической партии. Чем сильнее давление режима, тем крепче солидарность и готовность к сопротивлению.
Как верующий человек, христианин, я знаю, что наше дело правое. А раз так, то мы не можем проиграть. Правда на нашей стороне. И мы не имеем права сдаться – начатое нами дело должно быть достойно завершено победой демократии и христианской морали.
Архив 2004 года,
газета "Христианский Демократ"
Украиноязычная версия статьи: Володимир Стретович: «Хто посіє вітер, той пожне бурю»
0 коментарів